Сегодня в условиях «холодной» и «горячей» войн особая роль отводится макрорегионам, вокруг которых сплачиваются различные этнокультурные и экономические силы общества. Одним из них является Приволжский федеральный округ, консолидировавший мощный производственно-экономический потенциал, помноженный на вековые межэтнические культурные традиции, способный притягивать к себе здоровые и традиционные силы как христианской, так и исламской цивилизации. С одной стороны, ПФО является центром притяжения всех здоровых религиозных и культурных сил нашей планеты, с другой, индустриальным центром России, нацеленным на экспорт наиболее востребованной продукции на мировом рынке.
Тихая гавань. В то время как планету все больше и больше раскалывают неразрешимые политические, религиозные и экономические противоречия, Россия демонстрирует обратную тенденцию — консолидацию общества и концентрацию вполне вменяемых международных сил с появлением четко выраженного «второго геополитического полюса» в лице БРИКС и «примкнувших к нему».
В стране — множество полиэтнических и поликонфессиональных макрорегионов (Юг России, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Забайкалье и др.), но наиболее экономически развитым и перспективным среди них является Поволжье. Конкретно, регионы, входящие в Приволжский федеральный округ, являющийся лидером во многих отраслях экономики страны. Сегодня из 28,6 млн жителей ПФО порядка 6 млн — мусульмане, у которых нет проблем ни с религиозной, ни с социальной самоидентификацией.
Не случайно именно этот макрорегион более 10 лет назад был обозначен как стратегически важный для развития сотрудничества России с исламским миром. Здесь в 2006 году после присоединения России к организации Исламского сотрудничества в качестве наблюдателя была создана группа стратегического видения «Россия — исламский мир», призванная координировать усилия гражданского общества, деловых кругов, религиозных объединений для улучшения связей нашей страны с мусульманскими странами.
В течение последующих трех лет группа провела пять заседаний в Москве, Казани, Стамбуле, Джидде, Кувейте. По ее инициативе 22 октября 2013 года президент РФ Владимир Путин принял участие в праздновании 225-летия учреждения Оренбургского магометанского духовного собрания (ОМДС), послужившего основой для создания позднее Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ). Выступая перед мусульманскими религиозными деятелями, съехавшимися со всей России, президент тогда обозначил основные пути сосуществования и взаимодействия государства и мусульманской уммы России, призвав обратить особое внимание на подготовку высокообразованных мусульманских священнослужителей, способных дать четкую и канонически безупречную оценку острым современным вызовам и угрозам.
«Некоторые политические силы используют ислам, а точнее, его радикальные течения, кстати сказать, исторически не характерные для российских мусульман, в целях ослабления нашего государства, для создания на российской территории зон управляемых извне конфликтов, внесения раскола между различными этническими группами, внутри самой мусульманской общины, для разжигания в регионах сепаратистских настроений, — говорил Владимир Путин.
— Убежден, что таким попыткам разделения необходимо противопоставить верность российских мусульман своим историческим традициям, партнерские отношения с представителями других религий, прежде всего с Русской православной церковью».
В 2014 году Владимир Путин уполномочил президента Татарстана Рустама Минниханова возглавить группу. В настоящее время она включает 56 человек из 28 стран, в нее входят бывшие руководители высокого ранга, представители науки и общественности, деловых кругов, религиозные деятели (ислама и православия).
В прошлом году заседание группы вновь прошло в столице Татарстана, принявшей знамя межконфессионального сотрудничества в условиях обострения внешнеполитической обстановки.
«Поволжье сегодня представляет пример баланса между развитием общероссийской гражданской идентичности и сохранением традиционных ценностей народов России. Почти 500 лет мирного сосуществования основных религиозных конфессий — православного христианства и ислама сформировали благоприятные условия развития диалога и взаимопонимания между представителями самых разных культур», — уверен полномочный представитель президента России в ПФО Игорь Комаров.
Особенно ярко это проявилось на фоне СВО и своеобразного «крестового похода» стран «золотого миллиарда» на Россию, лишь сплотившее ее население перед лицом внешней угрозы.
«Весь мир увидел единение народов многонациональной России. Такое единение происходило и в годы Великой Отечественной войны, когда наша страна боролась с фашизмом», — считает глава Татарстана Рустам Минниханов. По его словам, более 80% татарстанцев положительно оценивают состояние межнациональных и межрелигиозных отношений, а три четверти населения одинаково ощущают связь с общероссийской и республиканской идентичностью: «Мирная жизнь народов внутри России может быть ориентиром для многих стран».
«Мы стали свидетелями, что такая тенденция приводит к распространению нацизма и расколу между народами, с чем Россия активно борется, — считает вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин. — Отрадно, что в рамках нашего диалога позиции по многим актуальным вопросам у нас совпадают. Сегодня мусульманский мир не отвернулся от России. Несмотря на специальную военную операцию, все наши отношения поддерживаются».
Мусульманский мир не только не отвернулся от России, но и весьма активно начал с ней контактировать, свидетельством чему стало подключение к БРИКС ведущих исламских держав — Египта, Саудовской Аравии, ОАЭ и Ирана. В очереди в эту организацию стоят еще множество мусульманских стран, которые являются частыми гостями в Поволжье на саммитах группы «Россия — исламский мир».
Экономический стимул. После начала СВО и последовавшего за ним разрыва официальных экономических связей с условным Западом именно ПФО стал индустриальным центром российского экспорта. К примеру, по данным газеты Berliner Zeitung, Германия, по политическим мотивам вынужденная сократить закупки газа из России, резко нарастила закупку удобрений. По информации статистической службы и Ассоциации сельскохозяйственной промышленности Германии, по итогам завершившегося сезона импорт не заменимых для сельского хозяйства азотных удобрений из России вырос сразу на 334%. В Евросоюзе этот показатель также вырос в пять раз.
Именно в ПФО сосредоточены мощные предприятия по производству минудобрений: «Башплодородие» (Уфа), «Уралкалий» (Березники), «Куйбышевазот» (Тольятти), «Агрохимикат» (Кирово-Чепецк), «Мелеузовские минудобрения», «Терминал-Лысьва» (Кунгур), «ЕвроХим Усольский химкомбинат» (Усолье), ПКФ «Химагро-Пермь».
Они в числе других отечественных заводов нарастили мощности выпуска продукции. По данным Росстата, Россия в июле 2023 года увеличила выпуск удобрений на 15,8% по сравнению с июлем 2022 года — до 2,1 млн тонн. Всего за семь месяцев 2023 года произведено 14,5 млн тонн удобрений — на 2,4% больше, чем за тот же период прошлого года.
Удобрения важны и для отечественного сельского хозяйства, на которое работают многие предприятия агропрома ПФО, реализующие крупные инвестпроекты по налаживанию перерабатывающих мощностей.
Так, начата масштабная модернизация Березниковского содового завода (Пермский край) объемом инвестиций 12 млрд рублей. Модернизируются маслобойни в Самарской (1,5 млрд рублей) и Саратовской (1 млрд рублей) областях. Строится новый элеватор (в России это редкость, почти все элеваторы функционируют еще с советских времен) в Пензенской (4,5 млрд рублей) и животноводческий комплекс (2,1 млрд рублей) в Нижегородской областях, Пермском крае (1 млрд рублей). В Саратовской области начато строительство завода по переработке зерновых и зернобобовых (450 млн рублей).
Высокотехнологичная составляющая. Ряд инвестпроектов касается сферы ТЭК, позиции которой важны как для экономики ПФО, так и для российского экспорта. В Башкортостане создан целый Нефтехимический территориальный кластер, ядром которого стали крупные научные, проектные, инжиниринговые, производственные и образовательные организации, обеспечивающие развитие базовых отраслей республики.
Работа кластера предполагает создание условий для налаживания глубокой переработки тяжелой поволжской нефти и повышения числа Нельсона (индекс технической сложности НПЗ) до 9,46.
Для республики, большая часть ВРП которой строится на «черном золоте», это весьма позитивный результат.
По данным экспертов ГК «Финам», одна из ведущих нефтедобывающих компаний округа ПАО «Татнефть» с начала 2023 года приобрела премиальный шинный бизнес финской компании «Нокиан» в России и завод по производству шин в Узбекистане. Помимо этого, она стала владельцем оператора сети из 570 АЗС в Турции. В свою очередь инвестиции «Татнефти» в развитие своего основного нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса «Танеко» в 2022 году составили 52,7 млрд рублей. На фоне активной реализации нефти и нефтепродуктов Россией в дружественные страны это очень серьезный задел.
Еще одним знаковым сегментом для ПФО является машиностроение и его особая категория — авиастроение, сильно пострадавшее от западных санкций 2022 года.
В настоящее время в округе функционирует авиастроительный кластер, призванный постепенно ликвидировать технологическое отставание отечественной промышленности и насыщение рынка самолетами российской сборки. К его работе за эти годы подключили уже 77 резидентов с общим числом работников свыше 30 тысяч.
Целью создания кластера «Ульяновск-авиа» организаторы объявили «формирование в Ульяновске автономного и локализованного интерактивного пространства, способствующего коммуникациям и сотрудничеству между внешними (из других регионов, стран, сообществ) и местными организациями и специалистами, позволяющие развивающемуся региону интегрироваться во внешнюю (мировую) экономику».
За минувшие 14 лет предприятиям кластера во многом удалось провести модернизацию производства, переобучение и подготовку персонала, связанные с технологическими инновациями.
В августе общественности уже продемонстрированы предсерийные образцы среднемагистральных пассажирских самолетов полностью российской сборки — Ту-214СМ, SJ-100. Глава Татарстана Рустам Минниханов сообщил, что с республиканским заказчиком подписан контракт на поставку четырех самолетов Ту-214 для авиакомпании «ЮВТ Аэро».
Предполагается, что постепенно на отечественные «борта», в том числе приволжской разработки, будут переходить все российские авиакомпании. К тому же, у отечественного авиапрома есть и хорошая экспортная составляющая.
Таким образом, промышленный потенциал ПФО даже в условиях бесчисленных санкционных войн имеет хорошие перспективы для поступательного развития.