Вестник. Поволжье

Экспортный союз государства и бизнеса

Экспортный союз государства и бизнеса

В нацпроекте «Международная кооперация и экспорт» у российского агропрома особая роль

Задача значительного увеличения продовольственного экспорта, которую российские аграрии будут решать в ближайшие годы, предполагает как минимум три магистральных направления развития для компаний АПК. Во-первых, это укрепление в традиционных для России экспортных нишах, таких как зерно, — здесь на первый план выходит строительство новой инфраструктуры и повышение качества продукции.

Во-вторых, перспективы наращивания экспорта напрямую связаны с открытием новых рынков, из которых наиболее важным следует признать Азию, прежде всего Китай. В-третьих, российская продовольственная экспансия должна сопровождаться расширением ассортимента продукции, что предусматривает повышенное внимание к вопросам маркетинга.

Сельское хозяйство занимает особое место в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт». Успехи прошлых лет и сложившаяся динамика внешней торговли дают основания рассчитывать, что в среднесрочной перспективе Россия войдет в десятку крупнейших мировых экспортеров сельхозпродукции, и эта цель определила амбициозность задач в рамках федерального проекта «Экспорт продукции АПК». Согласно его паспорту, к 2024 году поставки российского продовольствия за рубеж должны увеличиться до 45 млрд долларов в год. Это почти вдвое больше, чем в прошлом году, когда Россия экспортировала продукцию АПК и пищепрома на 25,8 млрд долларов, и примерно втрое больше, чем в 2013 году, когда объем этого направления экспорта составил 16,8 млрд долларов. Для достижения поставленных целей аграриям обещана беспрецедентная поддержка: на развитие производства и агрологистики, устранение торговых барьеров и продвижение российского продовольствия за рубежом в течение шести лет планируется направить 406,8 млрд рублей, включая 38,8 млрд рублей в 2019 году. Со своей стороны, бизнес уже перенастраивает свои планы развития в соответствии с приоритетами нацпроекта.

Экспортный союз государства и бизнеса

Зерно: логистика вышла на передовую
По данным аналитического центра «Русагротранс», в 2018/2019 сельхозгоду Россия экспортировала более 42 млн тонн зерна — это второй в истории результат после предшествующего сельхозгода, когда было вывезено порядка 53 млн тонн зерна. В долгосрочной Стратегии развития зернового комплекса до 2035 года, разработанной Минсельхозом РФ и утвержденной Правительством России в августе, предполагается, что к 2035 году экспорт зерновых достигнет 63,6 млн тонн по итогам календарного года, а общий объем сбора зерна превысит 150 млн тонн. Для того чтобы обеспечить столь внушительный прирост, в рамках реализации Стратегии будет уделено существенное внимание вопросам повышения качества производимого зерна и продуктов его переработки. Кроме того, предусмотрена активизация развития транспортно-логистической инфраструктуры и научно-технического обеспечения зерновой отрасли.

Крупнейшие российские экспортеры зерна сейчас вовсю создают инфраструктурную базу для увеличения поставок на мировой рынок. В частности, торговый дом «РиФ» из Ростовской области, на протяжении последних лет занимающий первое место по объемам зернового экспорта из России, инвестирует в приобретение вагонов-хопперов для перевозки зерна и собственный флот. Эти вложения наглядно демонстрируют, как сельскохозяйственный экспорт создает эффект синергии для других отраслей российской экономики: крупными заказами на вагоны (на начало этого года в приобретение порядка 1,5 тыс. единиц было вложено около 5 млрд рублей) «РиФ» загружает мощности Тихвинского вагоностроительного завода в Ленинградской области. Еще одно масштабное начинание компании — заявленное участие в строительстве нового зернового терминала в Новороссийском морском торговом порту совместно с Объединенной зерновой компанией. Соглашение, подписанное в прошлом году на Петербургском международном экономическом форуме, предусматривает, что в этот объект мощностью 12,5 млн тонн зерна в год будет вложено 8 млрд рублей.
Крупный проект, ориентированный на увеличение экспорта зерновых, в начале этого года заявил и агрохолдинг «Степь», который входит в структуру АФК «Система». Новый зерновой терминал, который планируется построить в городе Азове Ростовской области, будет иметь мощность перевалки более 2 млн тонн, объем инвестиций в его создание составит порядка 1,1 млрд рублей.

Перспективы резкого увеличения зернового экспорта быстро привлекли внимание к этой сфере новых игроков. Одним из главных событий на российском зерновом рынке в 2019 году стало появление на нем банка ВТБ, который приобрел у Новороссийского морского торгового порта одно из его основных подразделений — ООО «Новороссийский зерновой на экспорт животноводческой продукции в Китай. Протоколы о ветеринарно-санитарных требованиях при взаимных поставках замороженного мяса птицы и молочной продукции были подписаны в ноябре прошлого года, и первые результаты не заставили себя ждать. По данным за восемь месяцев текущего года, Россия поставила в КНР 18,7 тыс. тонн мяса птицы на сумму свыше 41 млн долларов, причем динамика поставок от месяца к месяцу демонстрировала уверенный рост: с 54 тонн в феврале до более 7,5 тыс. тонн в августе. По оценкам Минсельхоза РФ, к концу текущего года объем экспорта птицеводческой продукции в Китай может превысить 100 млн долларов. В настоящий момент ее поставки в КНР могут осуществлять уже более 30 российских компаний.

Немалые возможности для наших аграриев открывает углубляющаяся торговая война между Китаем и США. Повышение пошлин на импорт в КНР американской сои привело к повышению внешнего спроса на эту культуру на российском Дальнем Востоке. Как сообщил в начале сентября на Восточном экономическом форуме заместитель министра сельского хозяйства России Сергей Левин, соя и продукты ее переработки вышли на второе место в экспорте продукции АПК с Дальнего Востока, главным образом за счет китайских потребителей. В прошлом году экспортные поставки соевых бобов из ДФО увеличились вдвое к 2017 году (до 242,8 млн долларов), а к 2024-му в этом сегменте ожидается рост примерно до 600 млн долларов. На данный момент подписан план по углублению сотрудничества с Китаем, предусматривающий возможность доведения ежегодных поставок сои до 3,7 млн тонн к 2025 году. И здесь исключительно значимым для реализации намеченного является расширение логистической инфраструктуры. В ближайшее время в дальневосточном порту Зарубино начнется строительство мультимодального транспортного коридора «Восточные зерновые ворота». Его перевалочные мощности составят до 10 млн тонн зерновых культур, также запланировано приобретение 3-8 тыс. единиц специализированного подвижного состава.

Экспортный союз государства и бизнеса

Наиболее принципиальным моментом открытия китайского рынка для российских аграриев до последнего времени было получение разрешения от властей КНР на экспорт свинины. Если прежние ограничения будут сняты, появится возможность вернуться к давним планам строительства крупных свинокомплексов на Дальнем Востоке, ориентированных не только на спрос этого региона, но и на китайских потребителей. Как сообщил летом глава Россельхознадзора Сергей Данкверт, вопрос об экспорте свинины в Китай может быть решен уже в ближайшие месяцы. Это заявление было сделано вскоре после встречи министра сельского хозяйства России Дмитрия Патрушева с его китайским коллегой Ханем Чанфу, в ходе которой обсуждалось расширение поставок российской сельхозпродукции в КНР. В частности, были подписаны соглашения о фитосанитарных требованиях к кукурузе, рису, сое, рапсу, свекловичному жому, соевому, рапсовому, подсолнечному шротам, жмыхам и ячменю. Кстати, вопрос о поставках в Китай российского молока уже решен: первая в истории партия цельного молока из Приморского края пересекла границу с КНР в начале сентября.
Существенный рост экспорта российского продовольствия отмечается и в направлении других азиатских стран. Например, в Японию в 2018 году было отправлено продукции АПК (главным образом рыбы и морепродуктов) на 385 млн долларов. На Ближнем и Среднем Востоке активно растет экспорт российской баранины в Иран, а с недавних пор новым перспективным партнером в этом регионе стала Саудовская Аравия. В октябре 2017 года король этой страны Салман впервые в ее истории совершил официальный визит в Россию, и к этому событию было приурочено подписание ряда официальных соглашений, в том числе и в сфере АПК. Председатель Совета Торгово-промышленных палат Саудовской Аравии Ахмед аль-Раджи тогда заявил, что его страна заинтересована в поставках мяса из России, обозначив потенциальный объем экспорта в 1 млрд долларов. Это сотрудничество получило продолжение. В сентябре в Саудовской Аравии побывала большая российская делегация во главе с Дмитрием Патрушевым при участии представителей крупнейших российских компаний зерновой, мясо-молочной и кондитерской отраслей. Как подчеркнул российский министр, Саудовская Аравия является первым по величине потребителем продовольствия среди арабских стран Персидского залива, и Россия приложит все усилия для увеличения своей доли на этом рынке. «Мы предлагаем разработать совместную программу по расширению экспорта российских продовольственных товаров в Саудовскую Аравию для того, чтобы объем экспорта нашей продукции АПК к 2024 году превысил 2 млрд долларов», — заявил глава Минсельхоза РФ.

Экспортный союз государства и бизнеса

«Сделано в России» на столе
во всем мире. Одним из неотъемлемых аспектов развития продовольственного экспорта является формирование нового имиджа России в мире. Еще недавно наша страна воспринималась исключительно как поставщик на мировой рынок нефти, газа и металлов, да и вывоз зерна по большому счету тоже укладывается в привычную сырьевую структуру российского экспорта. Совершенно иные имиджевые возможности дает экспорт готовой продукции — здесь требуется серьезный маркетинговый подход к развитию бренда «Сделано в России».
Деятельность входящего в группу ВЭБ РФ Российского экспортного центра (РЭЦ), главного «штаба» национального проекта «Международная кооперация и экспорт», во многом ориентирована именно на те компании АПК и переработки, которые заинтересованы продвигать на внешних рынках продукцию для конечного потребителя. Список сегментов продовольственного рынка, в которых представлены такие компании, постоянно растет. В частности, на крупнейшей на Ближнем Востоке выставке продовольствия GulFood-2019 (Дубай) Россию при поддержке РЭЦ представляли такие компании, как птицеводческий холдинг ГАП «Ресурс», крупнейшие в РФ производители макаронных изделий — «МАКФА» и КХП «Тихорецкий», «Объединенные кондитеры», один из ведущих производителей подсолнечного масла — компания «Благо» и другие предприятия.

В числе экспортных историй успеха, о которых заявляет РЭЦ в рамках работы по продвижению бренда «Сделано в России», уже немало примеров продукции АПК и пищепрома. Среди них — продукция молочного комбината «Ставропольский» — одного из лидеров по производству мороженого на юге России, вина предприятия «Кубань-Вино», варенья молодой компании «Сибирский знахарь», которые уже оценили в Казахстане, Литве, Китае и Венгрии.
Особо стоит сказать об опыте холдинга «Объединенные кондитеры», в который входит 19 кондитерских предприятий по всей России. Ему удалось вывести на экспорт прекрасно знакомый всем россиянам шоколад «Аленка» — торговую марку, появившуюся еще в Советском Союзе. Именно как советскую экзотику ее до сих пор воспринимают на Западе, хотя на азиатских рынках на первый план выходят другие качества. Например, в Китае «Аленка» считается более качественным и здоровым шоколадом благодаря ГОСТам, японцы оценили большие размеры плиток, а индийцы и индонезийцы — процент содержания какао.
Создание и продвижение на мировой рынок новых брендов российских продуктов питания возможны в любом регионе страны, где есть пищевые производства. Уже к 2021 году предусмотрено создание центров поддержки экспорта (ЦПЭ) во всех субъектах Федерации. В феврале этого года на Российском инвестиционном форуме в Сочи Российский экспортный центр и Россельхозбанк подписали соглашение о подготовке совместных программ для российских экспортеров сельхозпродукции. В его рамках планируется создать «бизнес-акселератор», который будет заниматься с АПК-экспортерами консалтингом, обучением продвижению продукции, а также поможет находить новые рынки и конечных покупателей и сопровождать переговоры до заключения контрактов. Как сообщил глава Россельхозбанка Борис Листов, в результате аграрии и компании-экспортеры будут иметь понятный алгоритм выхода на мировые рынки, а наиболее перспективные инвестпроекты могут рассчитывать на долгосрочное сотрудничество с банком. Эти программы должны расширить число сельхозэкспортеров, отметил руководитель РЭЦ Андрей Слепнев, при этом наибольший приоритет будет отдаваться компаниям и ИП, выпускающим продукцию высокой степени переработки. 
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!