Вестник. Поволжье

Нырнуть в глубину

Нырнуть в глубину

Российскому АПК недостает глубины переработки продукции

Наращивание глубины переработки сельхозпродукции поможет поддержать отечественный АПК, снимет проблему перепроизводства отдельных видов сырья, а также будет способствовать увеличению маржи экспортеров. Эксперты предлагают для этого создавать целые биокластеры, в которых можно будет наладить переработку. Проблемой является сильная изношенность существующих перерабатывающих предприятий, построенных частично еще в начале ХХ века, что значительно затрудняет решение проблемы развития отрасли.

В 2019 году в России продолжился тренд на положительную динамику роста валового объема производства продукции сельского хозяйства. По предварительным данным, положительные показатели отмечены практически по всем ключевым позициям продукции АПК.
Основное внимание было приковано к зерновым, площадь которых составляет порядка 60% всех площадей сельхозназначения РФ.

«Ожидаем сбор зерновых в объеме около 118 млн тонн, в том числе прогнозируется рост урожая пшеницы до 78 млн тонн. Этого объема достаточно как для обеспечения внутренних потребностей нашей страны, так и для реализации экспортного потенциала АПК России. Особо подчеркну, что мы работаем и над качеством урожая. В текущем году впервые за семь лет выявлена пшеница наивысшего, первого класса», — рассказал министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев.
В нынешнем десятилетии хорошие урожаи уже привычны, следствием чего является возросший экспорт зерновых (свыше 52 млн тонн). По прогнозам Минсельхоза США, в сезоне 2019–2020 годов Россия сохранит мировое лидерство по экспорту пшеницы (36 млн тонн против 26,3 млн из США и 24 млн из Евросоюза).
Однако в федеральном правительстве уже давно говорят не столько о вывозе сырца, сколько об экспорте продукции глубокой переработки сельского хозяйства. Пока страна лишь на пути создания собственных достаточных мощностей. Как пояснили в министерстве, пищевая и перерабатывающая промышленность является системообразующей сферой экономики страны, формирующей агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, сохраняет лидирующее положение в структуре промышленного производства России, занимая долю в 15,4%, и наравне с металлургическим производством и топливной промышленностью входит в число лидеров по выпуску промышленной продукции.

Сегодня этот сегмент промышленности включает в себя более 30 отраслей, объединяющих 44 тыс. действующих организаций, где занято около 1,3 млн человек.
В России уже выпускается лизин, в планах получение и других незаменимых аминокислот — треонина, триптофана, метионина, валина, без которых невозможно эффективно развивать животноводство. В ближайшее время планируется запустить долгожданный завод под Волгодонском (Ростовская область) по глубокой переработке зерна и выпуску аминокислот. Завод будет ежегодно перерабатывать не менее 250 тыс. тонн донского зерна, выпуская более 80 тыс. тонн лизина (гранулированный сульфат лизина под брендом Biolys), около 20 тыс. тонн глютена (пшеничная клейковина), свыше 100 тыс. тонн обогащенных кормов.

Крупнейший переработчик зерна кукурузы и производитель различных видов крахмалов, сахаристых продуктов и высокобелковых кормов донская компания «Амилко» наращивает мощность производства по переработке зерна кукурузы до 800 тонн в сутки. К 2022 году крахмало-паточный комбинат уже планирует нарастить переработку со 100 до 500 тыс. тонн зерна в год за счет создания на своих мощностях биотехнологического кластера по глубокой переработке зерна в Ростовской области. В его состав должны войти заводы по производству фруктозы, сорбитола, модифицированного крахмала и пищевой кристаллической глюкозы.
В Белгородской области запущен завод по глубокой переработке зерна и производству лизина мощностью 250 тыс. тонн в год компании «Завод премиксов № 1», входящей в холдинг «Приосколье». Завод производит 57 тыс. тонн лизин-сульфата, 18 тыс. тонн пшеничной клейковины, 24 тыс. тонн крахмальной патоки, 36 тыс. тонн пшеничного крахмала и 50 тыс. тонн кормов. Рынок этих продуктов цикличен, и при уменьшении рентабельности одного вида можно увеличить производство другого.
Группа компаний «Титан» к 2020 году рассчитывает реализовать в Омской области крупный проект «Биокомплекс» с инвестициями 43,4 млрд рублей. Мощность его переработки должна составить до 1 млн тонн зерновых (пшеница, овес, ячмень, горох) и сои. Здесь планируется производить высокобелковые корма, клейковину и продукты более высокого передела: спирты, органические кислоты, аминокислоты, молочную кислоту, полимолочную кислоту, ферменты.
В мире же наиболее распространена глубокая переработка кукурузы, потому что из нее можно получить наиболее широкий ассортимент продуктов: декстрозу, различные сиропы, крахмалы и прочее.

По данным Ассоциации «Роскрахмал­патока», сегодня ее членами являются 10 перерабатывающих предприятий (Ефремовский крахмало-паточный комбинат, Гулькевичский и Кабардинский, Новлянский КЗ, «Ибредькрахмалпатока» и другие), которые совокупно потребляют порядка 1,3–1,5 млн тонн зерновых в год.
Но что такое глубокая переработка всего лишь нескольких миллионов тонн зерновых на фоне урожайности сильно за 100 млн тонн в России ежегодно?
Поэтому пока страна импортирует лишь до 100 тыс. тонн лизина, десятки тысяч тонн других аминокислот и кормовых витаминов.

С приставкой «био»
Некоторые специалисты предлагают как вариант использования избытков продукции зерновых создание биокластеров. По словам президента Российской биотопливной ассоциации Алексея Аблаева, именно они в ближайшие годы могут стать драйвером развития отрасли. «В США на берегу Миссисипи в городе Блэйр штата Небраска расположено экологически чистое производство, биокластер, который, занимая 260 га, перерабатывает 2,5 млн тонн кукурузы в год и выпускает биополимеры (140 тыс. тонн полиактида), лизин (50 тыс. тонн), этанол (257 тыс. тонн), а также молочную кислоту, ферменты, крахмал, — рассказал он. — На предприятии работают 1,5 тыс. человек. Инвестиции с 1993 года составили 1,2 млрд долларов. Также подобные кластеры существуют в Германии, Франции и Нидерландах. Заводы по глубокой переработке зерна в России смогут производить разнообразные корма, продукты питания и биопродукты. Последние отчасти заменят импорт или будут уникальными веществами, которые можно экспортировать, использовать для химической промышленности».
Аналитики уверены, что у России объективно есть все условия для мощного развития глубокой переработки зерна и, как следствие, отрасли промышленной биотехнологии: обилие сырья, все еще дешевая электроэнергия, доступность пресной воды (чего, например, не хватает в Китае), наличие стартовых технологий. Понятный внутренний спрос на зерно, поддержанный крупными перерабатывающими заводами, снизит колебания цен и даст сельхозпроизводителям уверенность в будущем. Эти предприятия создадут высокооплачиваемые рабочие места и налоговую базу, станут центрами кристаллизации технологий и инноваций для прилегающих территорий, дадут возможность развиваться множеству как биотехнологических, так и сельскохозяйственных компаний. Также они станут центрами производства кормов и кормовых добавок — от аминокислот и витаминов до кормового протеина, тем самым способствуя развитию эффективного животноводства и прибыльного инновационного бизнеса.
«Направление глубокой переработки зерна было и остается привлекательным для инвесторов, поскольку подавляющее большинство продуктов, которые производит этот сектор, сейчас поставляется в Россию из-за рубежа, причем часто они вырабатываются из нашего сырья, — считает президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский. — Это значит, что здесь у нас есть перспективы замещения импорта. В то же время в стране до сих пор очень мало таких проектов — их можно пересчитать по пальцам. Продукция же объективно выгодная — создает добавленную стоимость, конкуренция на внутреннем рынке в этом сегменте низкая. К тому же сейчас развитию глубокой переработки зерна несколько способствует девальвация рубля, из-за которой зарубежная продукция сильно подорожала. Инвесторы наконец-то стали все это осознавать, понемногу активизироваться, и можно сказать, что уже появились первые зачатки сектора как промышленности».

Конечно, отрасль при этом непростая. Во-первых, этот бизнес требует значительных вложений. Самый дешевый проект по глубокой переработке зерна начинается от 200 млн долларов, а средней мощности (200‑500 тыс. тонн), которая позволит быстрее окупить инвестиции, обойдется примерно в 1 млрд долларов. Нужны время и деньги, чтобы сектор заработал масштабно. Во-вторых, отрасли не обойтись без господдержки. Но пока таких мер нет, и когда они появятся — сказать трудно.
«Глубокая переработка зерна сейчас, безусловно, является одним из наиболее инвестиционно привлекательных направлений, поэтому для себя мы решили сделать его приоритетным, — полагает генеральный директор липецкой компании «Агробизнес» Александр Чил-Акопов. — У нас уже есть завод по переработке кукурузы на 150 тонн в сутки, в данный момент он находится на реконструкции. Планируем увеличить мощность до 300 тонн в сутки и перестроить предприятие на выпуск модифицированных крахмалов, а также кукурузного зародыша, глютеновых кормов и сиропов. Кукуруза сама по себе высокомаржинальный продукт, но когда бывают высокие урожаи, ее доходность резко падает. Завод позволит избежать этих перепадов, сгладить пики роста и падения цен и получать стабильную маржинальность и в растениеводстве, и в переработке».

Идею Алексея Аблаева готов поддержать и такой крупный мировой игрок, как американская компания Cargill. В ее руководстве уже заявили о планах строить на базе своего Ефремовского крахмало-паточного комбината крупный биотехнологический центр. Сегодня на производственной площадке ООО «Каргилл» работают пять заводов, на которых производят крахмалы, патоку, глюкозно-фруктозные сиропы, глютен, жиры и растительные масла, корма для КРС, премиксы, а также полуфабрикаты из мяса птицы. В 2018 году компания инвестировала еще 1,8 млрд рублей в расширение своего биотехнологического кластера.

Со своей стороны и федеральное правительство пытается стимулировать аграриев и переработчиков. В июле 2019 года Кабинет министров РФ расширил перечень продукции, производители которой могут рассчитывать на господдержку. В список производителей, претендующих на субсидирование из госбюджета, добавлены компании, занимающиеся переработкой и консервированием рыбы и морепродуктов, готовых кормов для животных, в том числе несельскохозяйственных. Также появились новые коды ОКПД в категории прочих пищевых продуктов. В частности, на субсидии теперь смогут претендовать производители мороженого, макарон и аналогичных мучных изделий, какао, шоколада и кондитерских изделий из сахара, пряностей и пищевой соли, обработанного чая и кофе, а также яиц. В перечень субсидируемого производства детского питания, кроме мясных и хлебобулочных изделий, теперь также входят молочные продукты, фруктовые и овощные пюре, вода, рыбная продукция.

В пояснении к документу говорится, что это решение «будет способствовать стимулированию производства основных видов сельскохозяйственной продукции и продукции пищевой и перерабатывающей промышленности, а также развитию экспорта российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». 
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!