Вестник. Поволжье

Томас Шрадер: «Реконструкция стадионов после соревнований — это утопия»

Томас Шрадер: «Реконструкция стадионов после соревнований — это утопия»

Начавшийся в России кризис не мог не затронуть подготовку городов к ЧМ по футболу 2018 года

Девальвация рубля привела к удорожанию смет на строительство стадионов почти на четверть, в связи с чем Правительство РФ рассматривает возможность оптимизации затрат и упрощения сложных технических процессов.

Так, уменьшено количество тренировочных площадок с 48 до 37, вместимость стадионов в Калининграде и Екатеринбурге сокращена с 45 до 35 тыс. мест. Однако Томас Шрадер, вице-президент arenaCom, в эксклюзивном интервью поделился с «Вестником» сомнениями относительно перспектив реконструкции российских стадионов для режима наследия. Кроме того, программой было предусмотрено строительство и реконструкция 48 площадок для тренировок. С ФИФА согласован перечень из 37 таких тренировочных площадок. Таким образом, из программы исключены 10 площадок, а тренировочная площадка в Нижнем Новгороде заменена на площадку в Ростове-на-Дону.

«Нельзя забывать, что стадионы строятся на бюджетные средства»
— В последнее время для крупнейших спортивных мероприятий в мире реконструировано или построено более 80 стадионов в 23 странах мира, — рассказал «Вестнику» вице-президент arenaCom Томас Шрадер. — Средняя стоимость подобных проектов составляет порядка 235,5 млн долларов. Но большинство из этих объектов не стали коммерчески успешными, 56 из них перешли в категорию так называемых «белых слонов», став финансовым бременем для своих муниципалитетов.

Кстати, сегодня в Западной Европе идет острая дискуссия о целесообразности проведения крупных спортивных мероприятий. Последние опросы показали, что 70% немцев не хотят проведения у себя Олимпиады в силу огромных затрат, с ней связанных. Поэтому мы все время должны помнить об одном: спортивные арены строятся в основном на бюджетные деньги, а значит, по сути — на средства налогоплательщиков. И мы не можем позволить себе плодить «белых слонов». Какова ситуация в России? Помимо тех стадионов, которые уже работают, планируется построить еще семь арен, бюджет проекта составляет более 152 млрд рублей. Но по сообщениям СМИ и согласно сложившейся практике, в действительности выйдет больше. Минимум четыре стадиона РФ рискуют стать «белыми слонами» — в городах, где нет клубов высшей лиги: в Нижнем Новгороде, Самаре, Волгограде и Калининграде. Кто будет приходить сюда после чемпионата мира? Уверен, что необходимо уже сейчас продумать планы по увеличению людского потока вблизи стадионов и проведению различных мероприятий, поскольку они должны использоваться как можно чаще — только так можно будет хоть немного снизить операционные затраты.

Нужна ли реконструкция?
— Мы много говорим о необходимости реконструкции стадионов после ЧМ, снижении количества посадочных мест... Но это будет стоить порядка 50-70 млн евро. Кто все оплатит? За все время своей работы я не видел ни одной арены, где это бы произошло. Поэтому мы в arenaCom стремимся разработать такую концепцию стадиона, которая была бы изначально экономически обоснована, чтобы объект мог работать фактически семь дней в неделю, став не просто футбольным (или баскетбольным, гандбольным и т.д.), а многофункциональным. Ведь игры проходят не так уж часто, и по пальцам можно сосчитать артистов, способных наполнить огромный стадион, — они ездят на гастроли довольно редко, и только по крупным городам.

Возьмем стадион в Калининграде. Проектом предусмотрено расположить в его углах администрацию арены и администрацию футбольного клуба «Балтика». Кроме того, предполагается, что оператор создаст здесь дополнительные службы и сервисы. Например, была идея сделать гостиницу (их в Калининграде не хватает) или медицинский центр — со штатом врачей, современным оборудованием, фитнес-клубом и спа. Для этих целей есть свободные 15-20 тыс. кв. м.

В Волгограде также необходимо как можно тщательнее продумать концепцию, чтобы минимизировать потери. Может быть, стоит переоборудовать трибуны со стороны Волги под отель, ведь оттуда открывается прекрасный вид, и к тому же в городе всего одна трехзвездочная гостиница. Правда, прибыльным этот стадион не станет все равно, на мой взгляд, это совершенно исключено.

В вопросе рентабельности, кроме того, крайне важно учитывать и момент ценообразования: в Германии на обычный матч Бундеслиги за стоячие места вы заплатите порядка 15 евро, за обычные места на трибуне — 40-50 евро, за VIP — 350 евро. В России цены гораздо ниже — 200-300 рублей за обычное место на трибуне, 800 — за VIP. С этой стороны совершенно нереально ожидать прибыль (притом, что на матчи немецкой Бундеслиги в среднем приходит 45 тыс. зрителей, а в России средняя посещаемость — 13 тыс. человек). Поэтому для всех стадионов РФ жизненно важно найти солидного якорного арендатора и разработать жизнеспособную концепцию коммерческой эксплуатации стадиона.

«Хороший пример по решению проблемы заполняемости стадионов — Esprit Arena в Дюссельдорфе (этот стадион послужил прообразом калининградского). В то время команда Дюссельдорфа играла в IV немецком дивизионе, в среднем игру этой команды посещало 1,5 тыс. зрителей. При этом стадион являлся претендентом на олимпийскую заявку-2022 от Северной Вестфалии. И мы должны были придумать, как сделать так, чтобы трибуны во время регулярных матчей не выглядели пустыми, ведь это ужасно смотрится по телеканалам и бьет по репутации УК. Первая идея, которую мы осуществили, — сделать уровень скайбоксов немного ниже обычного, это меняет визуальное восприятие, и на ТВ картинка получается гораздо лучше. Также покрасили сиденья в разные цвета — желтый, красный, синий, что также создает визуальный эффект наполненности трибун».

Операторская работа
— Чтобы стадион был максимально эффективным, важно как можно раньше найти оператора с бизнес-концепцией по управлению. Муниципалитеты часто пытаются снять с себя ответственность за дальнейшую судьбу арены и нанимают «частника» для управления. Проблема в том, что крупнейшие частные УК, которые управляют стадионами в Европе и Америке, должны иметь определенный гарантийный фонд, чтобы насколько возможно минимизировать свои риски, а это затратно. Но у них есть сильное преимущество — множество идей, как вдохнуть жизнь в стадион.
Я бы рекомендовал нанимать муниципального управляющего, поскольку он будет более тщательно контролировать все цены. При этом, поскольку профильные компании в России пока еще неопытны, необходимо консультироваться с более сильными игроками (коммерческими компаниями) хотя бы на протяжении первых полутора лет.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!