«В школьном возрасте мне нравилась профессия шофера, — вспоминает Борис Кадников. — Отец — Александр Дмитриевич — еще до войны, когда мы жили в Севастополе, был специалистом высокого класса и возил работников высокого ранга, отдыхающих в санаториях на Южном берегу Крыма, на автомобиле ЗИС-101.
Когда пришло время определяться с профессией, он посоветовал поступать в Симферопольский техникум железнодорожного транспорта на специальность «промышленное и гражданское строительство». На третьем курсе у нас была производственная практика. Я попал на строительство симферопольского автовокзала на ул. К. Маркса. Меня сразу поставили мастером. Именно там я постиг все азы строительства. Я окончил его в 1952 году и всю жизнь был благодарен отцу за ценный совет. В послевоенное время строители были на вес золота. Я это понимал. В голове тут же пронеслись отрывки детских воспоминаний: как немцы жгли дома в Смирном, как горел наш дом. Всего в 90 км от нас под Тулой велись ожесточенные бои. Преподаватели техникума сумели привить мне интерес к этой профессии. Полгода я работал техником в институте «Гипроводхлопок» на строительстве Северо-Крымского канала. В апреле 1953 года перешел на работу мастером в СМУ «Молпромстрой» на строительство симферопольского холодильного цеха молокозавода и фабрики мороженого в пос. Украинка. Набирался опыта, начальник участка был доволен моей работой. И вот 19 февраля 1954 года, как сейчас помню этот день, он приглашает меня на совещание по строительству двух 2-этажных жилых 8-квартирных домов для работников холодильного цеха. Иду и вижу: девушка уж очень красивая, с длинными кудрявыми волосами, в голубом модном пальто. Как потом выяснилось, она с подругой приехала на производственную практику на молокозавод. Просила руководство предоставить им общежитие. При первом взгляде на нее у меня что-то кольнуло в груди, потемнело в глазах. Тряхнул головой... все нормально. Так хотелось с ней познакомиться, но я спешил на совещание. Первым делом самолеты. Позже, конечно, задружили. Расписались буквально через пару месяцев. С тех пор 61 год живем вместе душа в душу». Хозяйка — так Борис Александрович называет свою вторую половинку. И в этом слове все — дань уважения, почитание, любовь, благодарность. Все! «После свадьбы мне вручили комсомольскую путевку. Нужно было ехать в Казахстан на освоение целинных земель. Здесь вовсю шло строительство жилых домов, социальных объектов. Тем молодым специалистам, которые окончили техникум и имели опыт работы не менее 3 лет, предоставлялась возможность получить высшее образование. Я, конечно, воспользовался этим. В 1957 году я окончил Среднеазиатский политехнический институт в Ташкенте. Сюда направляли студентов близлежащих республик. Я также получал стипендию за хорошую учебу. Потом приехали в Казань. Супруга отсюда была родом», — говорит Борис Александрович.
Годом раньше, 12 августа 1956 года, в СССР впервые официально отметили День строителя. Этому предшествовал выход указа Президиума Верховного Совета СССР «Об установлении ежегодного праздника Дня строителя» от 6 сентября 1955 года. Отмечать его предписывалось каждое второе воскресенье августа. Почему День строителя появился именно в то время? В те годы власти обратили пристальное внимание на нехватку жилья. К 1980 году следовало обеспечить каждую советскую семью отдельной квартирой. Именно тогда начали возводиться знаменитые хрущевки. Указ об учреждении нового праздника был подписан заблаговременно, чтобы хорошенько подготовиться к нему. Газеты прошлых лет много писали на эту тему и призывали всех готовиться ко Дню строителя. Правительство хотело особо подчеркнуть значимость профессии строителя, выразить свое уважение. Ведь люди, которые строят новые дома, строят новую жизнь и прокладывают путь в «светлое будущее».
Борис Кадников прошел славный путь в строительстве. Начальник участка, затем главный инженер СМУ-8. 14 октября 1964 года (в день отставки Хрущева) был избран секретарем парткома стройтре-ста № 2. Через 8 месяцев был назначен управляющим этого же треста № 2 Главтатстроя. Ему был 31 год. Он стал одним из самых молодых руководителей строительного треста во всем Союзе.
«На мне, молодом управляющем строительного треста № 2, лежала колоссальная ответственность. В июне 1965 года нам передали долгострой-горбольницу № 15, которую недостроил трест «Казтрансстрой». Больничный городок стоял 10 лет как законсервированный объект. Была поставлена задача — сдать его за полгода, и с этой задачей трест № 2 успешно справился. Одновременно с этим вместо снесенного барака мы поднимали с нуля 8-подъездный 160-квартирный жилой дом в Ометьево и завершили его за три месяца. Оба объекта. Экзамен на прочность трест, где работали 6500 человек и я как управляющий, выдержал. Первопроходцем наш трест выступил при завершении строительства завода по производству пищевых дрожжей в Буинске. Это был первый такой завод в Татарстане, который был также сдан в установленный правительством срок — в апреле 1966 года. Полгода мы буквально дневали и ночевали на стройке. Сейчас я диву даюсь, откуда все-таки брались силы в те молодые годы. Мы горы готовы были свернуть. Работали за идею. Чтобы сохранять здоровье при такой немыслимой нагрузке, занимался волейболом, баскетболом, теннисом и другими видами спорта».
Первую высотную гостиницу «Татарстан» в центре Казани с первым подземным переходом тоже возводил легендарный трест № 2 и завершил эти юбилейные объекты к 50-летию образования ТАССР. Несмотря на сложные геологические условия — болотистую местность, 13-этажную гостиницу возвели буквально за полтора года. И за это ИТР, бригадирам, рабочим и лучшим специалистам треста были вручены высокие правительственные награды, а управляющему трестом Борису Кадникову в августе 1970 года было присвоено звание «Заслуженный строитель ТАССР». В 1974 году Борис Александрович был назначен заведующим отделом строительства Татарстанского обкома КПСС, где проработал 14 лет, до 1989 года. И в том же году стал генеральным директором ОАО «Компания Татглавснаб», которое успешно вошло в новые рыночные экономические отношения, проработав на этой ответственной работе 22 года. За свои успехи в работе он удостоен звания заслуженного строителя РФ, ТАССР, почетного строителя РФ. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, дважды Знаком Почета, медалями и другими многочисленными наградами. Когда слушаешь рассказ Бориса Кадникова, словно окунаешься в ту эпоху. Так увлеченно он рассказывает о времени, о котором мы, «дети перестройки», знаем только по учебникам истории. «Мне посчастливилось поработать со многими союзными министрами, своими коллегами из соседних регионов и, конечно, с выдающимися строителями, среди которых был Евгений Никонорович Батенчук, строивший новый город — Набережные Челны», — рассказывает Борис Александрович.
«О том, кто нас выводит в люди, о том, кто нас выводит в мастера»
2014 год был богат на юбилеи. В Набережных Челнах праздновалось 45-летие с начала строительства КамАЗа и Автограда, 50-летие со дня основания ОАО «Камгэсэнергострой» и 100-летие со дня рождения Евгения Батенчука — поистине легендарной личности, первого руководителя «Камгэсэнергостроя» — предприятия, благодаря которому родился и вырос целый город на Каме.
У руля КамГЭСа Батя, как его ласково называют челнинцы, стоял четверть века — с 1971-го по 1996 год. В одном из интервью бывший мэр Автограда Василь Шайхразиев (ныне заместитель премьер-министра Республики Татарстан) рассказывал: «Город строился с чистого листа, возводился как город будущего. Изначально Челны были застроены исходя из количества детей, которые на тот момент проживали здесь. Но в середине 90-х многие садики были закрыты, рождаемость резко упала, в том числе и в связи с пожаром на КамАЗе, после чего многие жители покинули город. Здания садиков были перепрофилированы. Но спустя 17 лет мы начали их возвращать. В 2014 году заработало 14 детсадов, 4 построили заново.
Мы чтим нашу историю, для нас это памятные даты. Когда мы встречаемся с аксакалами, ударниками строительной отрасли, они говорят о том, что не думали, что совершали тогда подвиг. «Была поставлена задача, и мы ее выполнили, а когда выполнили, узнали, что совершили подвиг», — говорят ветераны великой стройки. Я считаю, что об этом нынешнему поколению нужно помнить и говорить своим детям, укрепляя связь поколений. Ведь таким образом мы пишем историю нашего города. В 2013 году мы провели первый слет ударников строительства КамАЗа. Более 5 тысяч челнинцев были тогда отмечены высокими наградами. 100-летие Евгения Батенчука для нас тоже знаковое событие. Опытный строитель-гидротехник, Герой Социалистического Труда и почетный гражданин г. Набережные Челны, он здесь жил и работал. До конца был верен своей профессии».
«Наш Батя!»
Семья Батенчуков сначала жила в Одессе. В школьные годы будущий строитель мечтал стать то моряком, то хирургом, то военным, но главным учением была. литература. Он писал стихи, рассказы, которые издавал в студии начинающих авторов. С 14 лет пошел работать слесарем на металлургический завод. В 1931 году вступил в комсомол. В 18 лет был назначен директором завода по выпуску поршневых колец для американских тракторов «Фердзон», на которых держалось тогда сельское хозяйство. В считанные месяцы работа предприятия была налажена, а тракторный парк обеспечен запчастями к посевной. Затем семья переехала в Донбасс, в город Рубежное, где Женя поступил вначале на рабфак, а потом в Рубежанский химико-технологический институт. За студенческой скамьей Батенчук познакомился с будущей подругой жизни. В 1939 году они поженились. Он до конца своих дней нежно любил Людмилу Васильевну. Потом Евгений Никанорович ушел в Красную Армию. Служил в Латвии на берегу Немана. Началась война, далее плен. В концлагере он создал подпольную организацию, выпуская газету, подписанную номером его партбилета, стал участником европейского Сопротивления. Строительство Краснополянской ГЭС, куда Батенчук был направлен, было очень сложным периодом его жизни. Специалистов не хватало. Он многому учился сам и обучал других, работая механиком, заведующим механической мастерской, главным механиком управления строительства «Сочигэсстрой».
| Евгений Батенчук с рабочими.
|
В 1955 году Батенчука пригласили на строительство Иркутской ГЭС. Будучи заместителем главного инженера, Евгений Никанорович стал крупным специалистом по механизации гидротехнического строительства. Он создал новую систему использования машин и механизмов на стройке, которая резко повысила коэффициент техники и ее производительность. Летом 1958 года в ЦК КПСС ему предложили возглавить в Якутии строительство алмазодобывающего комплекса и Вилюйской ГЭС. Работая там, он снискал заслуженное уважение и славу. Затем в биографию Батенчука ворвалась «камазовская эпопея». В 1971 году его направили работать начальником «Камгэсэнергостроя» в Татарстан.
Стройка на Каме не имела аналогов. Здесь очень нужны были талантливые инженеры, опытные организаторы, дерзновенные мечтатели. Таким был Евгений Никанорович Батенчук, поборник новых изысканий в сооружении небывалых по масштабности корпусов КамАЗа. Его активное участие способствовало применению на этой строительной площадке буронабивных фундаментов и крупноблочного монтажа металлоконструкций, давших мощный эффект и выигрыш во времени. Батенчук до конца отдавался работе. За эту стройку Евгений Никанорович получил звание Героя Социалистического Труда. Построив такой громадный город, он с семьей продолжал жить в маленьком коттедже, в котором было две комнаты и кухня. Его всегда отличала необыкновенная скромность во всем. Батенчук работал до последних дней своей жизни и скончался 30 мая 1999 года в Набережных Челнах, где и был похоронен. В 2002 году в Автограде в День строителя был открыт памятник как знак благодарности его учеников и соратников.
Заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Юрий Аляшев отметил, что в новейшей истории России не было такого примера, когда полумиллионный город был построен менее чем за 30 лет. «Нам всем повезло, что мы работали с этим человеком — в нашей истории это будет светлое воспоминание, — сказал председатель совета директоров ОАО «Камгэсэнергострой», депутат Госсовета РТ Александр Евдокимов . — Он нас научил одной простой вещи — не нужно
слушать доклады своих заместителей, надо встретиться с бригадирами, тогда станет понятно, что творится на стройке. Нас научили быть рядом с рабочими и жить их проблемами. Эта школа прошла по всему КамАЗу и является основной прерогативой каждого руководителя».
Кудесница фасадов и интерьеров
Созидатели, кудесники, творцы — так называют строителей. Профессия эта многогранна. На благо людей трудится целая армия проектировщиков, инженеров, каменщиков, штукатуров-маляров, электриков — труд каждого ценен. Кирпичик за кирпичиком вырастают здания. Над обликом городов трудятся целые институты и архитектурные мастерские. «Мама, ну сколько можно работать?» — этот вопрос никак не дает покоя сыновьям Зинаиды Кадыковой. Она штукатур крупного в Йошкар-Оле предприятия СПМК-7. За ее плечами 40-летний опыт работы. Зинаида Николаевна — заслуженный строитель Республики Марий Эл и РФ. Мы встретились с ней прямо на стройке. Ради интервью для журнала бригадир Снежана Мусанова отпустила Зинаиду Николаевну на пару часиков. Говорю: «А может, сыновья правы, вы же давно на пенсии, да и работа неженская, тяжелая». «Меня с детства воспитали так, что нужно всегда трудиться, пока есть силы и здоровье. Даже когда прихожу с работы, успеваю переделывать еще тысячу дел. Нас было семеро детей у родителей. Независимо от возраста работать должны были все, отцом четко распределялись обязанности. Своих детей я приучала к порядку своим примером. Я вяжу, вышиваю, люблю шить и прясть. Люди что попросят — помогаю. «Зина штукатурить надо, только не отказывай нам», — одна знакомая говорит. Мне за радость. Дети все это видят, впитывают», — рассказывает Зинаида Николаевна.
| Зинаида Кадыкова с коллективом.
|
Зинаида Кадыкова — одна из тех работников, у которых в трудовой книжке стоит всего одна запись: место работы — ОАО «Специализированная передвижная механизированная колонна-7». Предприятие выполняет полный комплекс отделочных работ в зданиях различного назначения. «Родилась я в Моркинском районе Марий Эл в 1951 г. После школы решила поступать в строительный институт. Не получилось. Чтобы не возвращаться домой, решили поехать с подругами по несчастью поступать в строительное ПТУ № 32 г. Перевальска Луганской области. Параллельно приходилось работать. Очень тянуло домой. Через пару лет я вернулась. Думала поступать в Кировский сельхозинститут. Но после того как поработала, почувствовала независимость от родителей, вкус денег, учиться уже не захотелось. Решила, что буду работать по своей специальности «штукатур-маляр», — говорит Зинаида Николаевна.
Работу Зинаиде Кадыковой долго искать не пришлось. В 70-х годах в Марий Эл начался строительный бум. Тогда появились первые 9-этажки. Пик жилищного строительства пришелся на пятилетку 1986-1990 гг., когда ежегодно вводилось примерно 477 тыс. кв. м жилья. Таким образом, показания первых послевоенных лет (в среднем по 108 тыс. «квадратов») были перекрыты более чем вчетверо. Это был действительно прорыв. Марий Эл называли захолустным краем, медвежьим углом. Что уж говорить, даже асфальт на улицах Йошкар-Олы появился только в 50-х годах XX века. До этого городские тротуары были деревянными. Тогда же началось жилищное строительство. «В 1977 году я вышла замуж. В деревне познакомились с Витей. Такой симпатичный парень был. Он сначала трактористом работал, потом электриком», — рассказывает Зинаида Николаевна. Их судьбы сплелись на долгие годы. Они вместе работали на СПМК-7. Но три года назад Виктора Семеновича не стало. Сегодня ее радость — это два взрослых сына Александр и Владимир и внуки. «Сыновьям мы не препятствовали в выборе профессии, ни на чем не настаивали. Отец для них примером был во всем. Поэтому они тоже выбрали рабочую профессию. Александр — первоклассный плотник и электрик. Владимир — каменщик. Говорят, папы очень не хватает. После выхода на пенсию по выслуге лет я, конечно, сидела дома, была в предвкушении счастливой старости, заслуженного отдыха. Но поняла, что сидеть-горевать — только себя гробить. А работа приносит удовлетворение: строишь для людей, благое дело творишь. Говорите, мужская профессия? Нет. Эта профессия давно стала женской.
В нашей бригаде 14 человек, половина из них пенсионеры. Молодежь в основном в «малярку» идет, а в «штукатурке», говорят, больно грязно. А мне нравится. Люблю свою профессию. Когда до конца все затираешь, видишь, как все красиво, гладко стало, иногда я даже себе представляю, как здесь будет уютно, когда новоселы поклеят обои, поставят мебель. Душа радуется, что ты кому-то нужна, полезна обществу. В молодости штукатурили под песни, шутки-прибаутки. Молодые-удалые, крепкие девчонки. Тогда это казалось все так забавно и интересно. Теперь годы берут свое. Но все равно комнату на пару реально затереть за полдня. Этот 5-этажный жилой дом, в котором наша организация проводит ремонтные работы в п. Руэм Медведевского района мы должны осенью сдать. Поэтому я уж побегу «к станку»!» — говорит Зинаида Кадыкова.
Запах старины
Мой первый телефонный звонок застал его в рабочей поездке. Спокойно поговорить удалось спустя пару дней. В свои 67 лет Николай Исупов является председателем совета директоров ОАО «Проектно-реставрационно-строительная фирма «АРСО». Сегодня оно по праву считается одним из ведущих строительных предприятий Кировской области. Здесь работает около 400 человек. Всеобщее признание организация получила не только за строительство жилых домов, зданий и сооружений, но и за реставрацию памятников культурного наследия. Среди них Трифонов монастырь, церковь Николая Чудотворца, Александровский костел 1903 г., собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Спаса Преображения, церковь Рождества Иоанна Предтечи 1898 г., особняк купца Т.Ф. Булычева, старинные объекты Александровского сада, часовня Михаила Архангела у Раздерихинского оврага 1875 года постройки, церковь Знамения Богородицы во имя царей Константина и Елены и многие другие. Восхищаюсь: «Столько старинных зданий! Такую кропотливую работу могут делать только патриоты, безумно влюбленные в свою родную землю». «Не преувеличивайте моей роли в этом деле, — скромно говорит Николай Алексеевич. — Да, это святые места на святой земле. И мы имели уникальную возможность прикоснуться к этим ценностям. Каждый объект по-своему дорог. Они все мне как дети. Трифонов монастырь стал первым объектом, а потому запоминающимся. Работали мы на нем долго с перерывами. На этом объекте проходили боевое крещение. Просили батюшку благословить нашу работу. Был случай: нам нужно было провести дренажные работы, так как монастырь периодически подтапливало. В ходе работ приходилось выкапывать черепа, скелеты, а однажды и вовсе спецтехника немного задела саркофаг с мощами священника крупного сана. Сразу вызвали археологов, священников. Мощи перезахоронили. Наиболее яркий объект — Александровский костел. После реставрации там установили новый орган. Сейчас в этом здании расположен действующий органный зал.
А знаете, чем сложна реставрация старинных зданий? Важно сохранить внешний исторический облик здания, но при этом начинить его современной инженерной инфраструктурой. Тем более ни один объект, естественно, не выдерживает современных норм пожарной безопасности. И здесь приходится искать компромисс со специалистами, много проходить согласований. Мы пытаемся по максимуму сохранять все, что там возможно, — это наш главный принцип в реставрационных работах. У нас есть все лицензии, техника, оборудование, производства. В кузнице мастера куют кресты, собственный столярный цех занимается изготовлением интерьеров, выполненных под старину. Мы даже заказывали специальный нестандартный кирпич — аналог тому, что использовали строители в XIX — начале XX века. Сейчас мы многое умеем. А в начале пути, в 1988 году, мы были далеки от опыта реставрации.
Началось все с того, что в 1988 году в Кирове побывал Юрий Баталин — председатель Госстроя СССР. Он заметил, что у нас в области очень много исторических памятников. Раньше реставрацией занималось министерство культуры. Работы финансировались по остаточному принципу. Существовали реставрационные мастерские. Но работы шли вяло. Вот и родилась идея создать реставрационную организацию при «ГлавКировстрое». Это был первый опыт создания таких фирм при Министерстве строительства СССР. Мы стали первопроходцами. После нас такие предприятия начали появляться в других регионах. В то время я работал главным инженером строительного треста. Мне предложили создать и возглавить организацию, способную выполнять реставрационные работы. 1 июля 1988 года выходит приказ об образовании организации и назначении меня на должность руководителя. А у меня нет ни офиса, ни работников. Я очень заинтересовался этим делом, много изучал нормы, каноны реставрации, часто ездил в Москву. Постепенно принимали на работу мастеров, создали производственную базу и взялись за дело. Решили, что мы будем проектно-реставрационной организацией. Такой тандем двух смежных строительных специальностей тоже был внедрен в качестве эксперимента. Раньше проектировщики и реставраторы
работали разобщенно, что создавало массу неудобств. Сейчас наш опыт тоже распространился по всей России».
Николай Исупов вырос в заречной слободе Дымково, на берегу Вятки. Прошел все ступени карьерного роста — от рабочего 1-го разряда до руководителя. Компания «АРСО» под руководством Николая Исупова внесла огромный вклад в восстановление облика старой Вятки, а главное, подарила будущим поколениям возможность изучать историю Кировской области не только по учебникам. Все-таки строители — удивительные люди. При всем своем различии они похожи в одном: это настоящие профессионалы, интересные личности, до безумия влюбленные в свое дело и страну, во благо которой они всегда трудились и трудятся по сей день. Патриотизм, любовь к профессии они смогли привить своим детям и внукам.