Выстраивая эффективную стратегию экономического развития, регионы ориентируются на повышение качества проживания граждан: обеспечение жильем, объектами социальной и автодорожной инфраструктуры, благоустройство территорий. Эксперты отмечают, что в условиях нестабильной экономики значительно улучшить ситуацию в данных направлениях позволит массовое внедрение инноваций. Своим опытом применения инновационных технологий и предложениями по решению существующих в ПФО задач поделились с «Вестником» специалисты из различных секторов экономики.
Максим Бешенов, советник руководителя федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог Волго-Вятского региона Федерального дорожного агентства»:
— Сегодня в крупных городах ПФО, как и в целом в России, ощутимы сложности, связанные с организацией транспортного трафика на улицах и городских магистралях. Бесспорно, такая ситуация негативно влияет не только на экономический климат городов, но и на безопасность проживания. Решать эту проблему надо комплексно, начиная от контроля качества проектных решений и стройматериалов и заканчивая изменением менталитета участников дорожного движения, который заключается в повышении их информированности и культуры. Сегодня при разработке проектных решений транспортных артерий городов крупные проектные институты используют программы, основанные на математическом моделировании. Такие программы позволяют еще на стадии проекта максимально проработать различные ситуации, возникновение которых может произойти в период эксплуатации объекта. Применение программ дает возможность спрогнозировать и обосновать правильность выбора технических характеристик объекта и аргументировать необходимость строительства транспортных развязок на пересечении городских улиц. Большое внимание заслуживает и дорожное покрытие, которое должно круглогодично удовлетворять нормативным требованиям безопасности и долговечности. Решением этого вопроса может стать применение системы Superpave. Superpave позволяет смоделировать состояние того или иного покрытия в заданных условиях эксплуатации через многие годы. При моделировании система учитывает фактические транспортные нагрузки, интенсивность и состав движения, а также климатические особенности региона строительства. Таким образом, использование программного обеспечения на основе математического моделирования способствует разработке современных рациональных проектных решений, а также позволяет получить качественно новые материалы для строительства улиц городов с увеличенными эксплуатационными свойствами и межремонтными сроками службы. Однако, несмотря на применение современных стройматериалов и технологий строительства дорог, нельзя забывать и о том, что сделать наши города комфортными и безопасными для дорожного движения невозможно без толерантности и взаимоуважения всех участников дорожного движения.
Александр Дембич, заведующий кафедрой градостроительства КГАСУ, член правления Национальной гильдии градостроителей, директор проектного бюро «Артпроект»:
— Проблема улучшения городской среды, конечно же, зависит от качества проектных решений. Однако влияние на выдвигаемые проектировщиками проекты оказывает не столько профессионализм разработчиков, сколько градостроительная политика муниципальных властей. Залог успешного развития городской территории, применения инновационных архитектурных и градостроительных решений я вижу в профессионализме процесса управления градостроительным развитием и в профессиональной регламентации. И эти вопросы требуют комплексного подхода. Прежде всего муниципальная служба посредством своих уполномоченных органов должна строго следить за тем, чтобы авторами проектов являлись опытные профессиональные архитекторы, имеющие соответствующие сертификаты. Да и муниципальную градостроительную политику необходимо формировать при участии опытных, знающих свое дело архитекторов-градостроителей. Однако согласно утвержденному Федеральному квалификационному справочнику, в России отсутствует должность главного архитектора города, муниципального района или субъекта Федерации, а есть должность главного градостроителя. И это не случайно, поскольку профессия архитектора направлена на разработку проекта отдельного здания или ансамбля, а для того чтобы управлять градостроительным развитием города, специалисту требуются глубокие градостроительные знания, в числе которых большое значение имеют вопросы экологии, экономики, городской социологии, транспортной и инженерной логистики, системного анализа.
Именно эти знания, основанные на ключевых принципах градоустройства, позволяют специалисту воплощать идеи по созданию комфортной и гармоничной городской среды. Не менее важным фактором успешного градостроительства является и наличие высококачественной, профессионально подготовленной проектной и нормативно регламентирующей документации, такой как генеральный план города, проекты планировки территории и правила землепользования и застройки. И самое главное, что эти документы должны действительно работать на практике. К сожалению, пока еще очень многие решения принимаются чиновниками архитектуры и муниципальным руководством в ручном режиме, без опоры на проектную и регламентирующую документацию, качество которой далеко от желаемого уровня.
Также хотелось бы развеять и характерные заблуждения многих муниципальных руководителей, которые уверены, что получить инновационные проектные решения можно только путем привлечения зарубежных проектировщиков. Такое мнение я считаю в корне неверным. Любой проектировщик успешно работает только на основе присущей данному месту технологии, индустрии строительных и отделочных материалов, нормативно-правовой базы. Соответственно, зарубежный специалист будет руководствоваться хорошо знакомыми ему технологиями, материалами и регламентами, что зачастую не всегда совпадает с реальными возможностями заказчика. Таким образом, мы в очередной раз убеждаемся в том, что залогом
успешного развития территории наряду с ускоренной модернизацией технологий в строительной отрасли является профессионализм местных проектировщиков.
Виктор Токарев, член Союза архитекторов РФ и РТ, директор творческой мастерской «ТМТ», генеральный директор ЗАО «Ас-Ком»:
— Активное использование инновационных строительных технологий и материалов не оказывает позитивного влияния на качество архитектуры Казани. Мощный толчок развитию города, безусловно, придала Универсиада. За время подготовки к столь значимому мероприятию здесь было построено не только большое число стадионов, спортивных объектов, но и новые дороги с современными развязками. Однако основная проблема наземного транспорта — пробки на дорогах — так и не была кардинально решена, поскольку основная причина скопления транспорта заключается в организации транспортного и пешеходного движения — в качестве работы систем навигации, светофоров. Необходимо перераспределять транспортные потоки, а у нас этому вопросу не уделяется должного внимания.
В интересном архитектурном решении к Универсиаде был выполнен стадион «Казань-Арена». На первый взгляд, это действительно уникальное, мощное сооружение. Но с функциональной точки зрения, объект организован недостаточно эффективно. Для того чтобы попасть на турнир, людям приходится до полутора часов стоять в очереди, а в межматчевые промежутки времени потенциал стадиона не реализуется в полной мере. Много ярких объектов было построено к Универсиаде, но, к сожалению, качество архитектуры осталось на прежнем уровне. Преимущественно все архитектурные решения, кажущиеся инновационными, стали достойным повторением пройденного. Во многом это объяснимо нежеланием инвесторов вкладывать средства в воплощение интересных идей. Судите сами: сегодня застройщики сосредоточены на увеличении квадратных метров жилья, поэтому в Казани редко можно встретить уникальные проекты жилой застройки с уютным и благоустроенным двором, с детскими площадками и зонами для отдыха. Все эти нюансы наша строительная компания воплотила в жилом комплексе «Вишневый сад». Помимо подземной парковки на охраняемой дворовой территории мы создали открытый бассейн, в котором летом плавают декоративные рыбки, создавая неповторимую красоту и уют.
Андрей Берков, директор департамента программ стимулирования спроса ГК «РОСНАНО»:
— Сегодня наступило такое время, когда нанотехнологические решения начали входить на рынок автодорожной отрасли. Специалистами «РОСНАНО» разработан ряд инновационных решений для автодорожной отрасли. Например, композитные опоры освещения. По сравнению с традиционными аналогами они более удобны в монтаже и устойчивы к износу и коррозии. Кроме того, при столкновении транспорта на скорости до 100 км/ч такие конструкции просто складываются, не нанося травм участникам дорожного движения и серьезных повреждений транспорту. Сегодня подходит к завершению строительство «инновационной дороги» в Москве. В рамках сотрудничества ГК «РОСНАНО» с ГК «Автодор» на шестом этапе строительства новой скоростной автомобильной дороги М-11 «Москва — Санкт-Петербург» будет создан путепровод с применением инновационных, в том числе и нанотехнологических решений. При строительстве будет использоваться композитная продукция (арматура, опалубка, перильные ограждения, опоры освещения, щиты дорожных знаков и указатели), а для мониторинга состояния объекта — внедрена волоконно-оптическая система для контроля состояния объекта в режиме реального времени и оповещения служб эксплуатации о возможности возникновения аварий. Однако стоимость инновационных материалов и технологий на этапе капзатрат по объекту выше традиционных, но при этом они дают экономический эффект на этапе жизненного цикла. Данный факт и отсутствие «специального режима внедрения инноваций», сопряженного с устаревшей нормативно-технической документацией, зачастую приводят к отказу госэкспертизы в применении инноваций.
Айрат Хакимов, директор, ООО «ЭЛПЭК» (Казань):
— Современная действительность регулярно ставит потребителя перед фактом роста цен на энергоносители. В связи с этим не только предприятия, но и простые граждане несут значительные финансовые затраты. Противопоставить такому явлению можно лишь грамотную организацию системы энергообеспечения. Держа курс на энергосбережение, при выполнении электромонтажных работ мы активно используем инновационные материалы и технологии. Отрасль электротехники постоянно развивается. В последние годы на рынке электромонтажных услуг появились компенсационные установки, которые устанавливаются на электрических подстанциях и позволяют предприятию существенно экономить электроэнергию. Отличным решением являются и светодиодные лампы, которые способны обеспечить эффективное освещение при низком уровне энергопотребления. При этом помимо энергосберегающих характеристик сегодня технологии ориентированы и на безопасность освещения, на повышение экологичности. Изменились и материалы для выполнения электромонтажных работ. В частности, в силовом кабеле, который применяется для передачи электроэнергии токами промышленных частот, был исключен пластикат, выделявший при горении горючий газ, вредный для здоровья человека.
Чего не хватает Поволжью
Как внедрение инноваций может повысить качество проживания в городах ПФО
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Похожее
Чего не хватает Нижнекамску?
В новой рубрике Отраслевого журнала «Вестник. Татарстан» своим видением ситуации в градостроительстве и проектной сфере поделились архитекторы, проектировщики и дизайнеры Химграда
Владимир Кудряшев: «Высокое качество проектирования — это когда житель-заказчик не хочет ничего «улучшить» в своем жилище»
Одним из ярчайших проявлений самобытности регионов ПФО является архитектура
Константин Маковецкий: «Работа в ресторане не имеет ничего общего с кулинарным ток-шоу»
Константин Маковецкий уже семь лет возглавляет первую профессиональную организацию региона — Самарскую гильдию шеф-поваров
Чего не хватает Набережным Челнам
В новой рубрике Отраслевого журнала «Вестник. Татарстан» своим видением ситуации в градостроительстве и проектной сфере поделились архитекторы, проектировщики и дизайнеры Автограда
Чего не хватает Татарстану
Несмотря на отсутствие дефицита кадров на архитектурном рынке в Республике Татарстан, проблемы в подготовке специалистов все-таки существуют
Чего не хватает инфраструктуре Казани
Представители архитектурного сообщества и общественных организаций Татарстана высказали свое мнение о том, в каком направлении следует развивать инфраструктуру Казани
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Популярное
В Пермском крае «Ласточек» поэтапно заменяют на «Финисты»
В регионе увеличивается востребованность железнодорожного транспорта
С начала года ФБУ «РосСтройКонтроль» осуществляет строительный контроль на 149 объектах в Приволжском федеральном округе
Инспекторы ФБУ «РосСтройКонтроль» ежедневно проводят строительный контроль при строительстве, реконструкции объектов высокой социальной значимости. В 2021 году ...
Субсидию до 350 млн рублей предложили нижегородским предприятиям
Новая мера поддержки предусмотрена на создание и развитие совместных производств со странами ЕАЭС
Чувашия вступает в пилотный проект по оптимизации городских перевозок
В Чебоксарах и Новочебоксарске общественный транспорт продолжит развиваться с сервисами Яндекса
Фестиваль музыки и еды «Гастролес. Два дня ели все съели» пройдет в Ульяновской области
В этом году в регионе 21 событийному мероприятию окажут господдержку
Топ-50 крупнейших компаний Приволжского федерального округа
В рейтинг вошли крупнейшие компании регионов ПФО. Основным критерием для ранжирования является выручка или консолидированная выручка за 2018 год