Возведение одного из крупнейших инфраструктурных проектов Поволжья заметно активизировалось. Власти региона утверждают, что объект планируется сдать уже в конце следующего года, а объем его финансирования был значительно увеличен. Однако главный вопрос, связанный с этим проектом, — удастся ли заполнить новый аэропорт необходимым количеством пассажиров? — по-прежнему открыт.
Сумма финансирования строительства нового саратовского аэропорта выросла втрое — с 430 млн до 1,3 млрд рублей, сообщил в середине февраля заместитель председателя регионального правительства Василий Разделкин. В прошлом году проект получил одобрение госэкспертизы, аванс на строительство аэродромной части был перечислен подрядчику — компании «Мостоотряд-99», которая уже заключила контракт с государственным заказчиком строительства. По словам Василия Разделкина, аэропорт должен быть построен к 4-му кварталу 2017 года. Путь Саратовской области к новому аэропорту занял по меньшей мере три десятилетия: впервые вопрос о необходимости его строительства был поставлен еще в 80-х годах. Основным соображением в пользу нового аэропорта был выдвинут фактор безопасности: действующий саратовский аэропорт расположен в городской черте, что создает значительные риски для близлежащих строений. Это наглядно продемонстрировала катастрофа транспортного самолета АН-124 в Иркутске в декабре 1997 года, который рухнул на жилые дома в районе аэропорта, в результате чего на земле погибло 45 человек.
Планы строительства новых аэропортов давно существуют во многих городах, где воздушные гавани расположены в опасной близости от жилья: Саратове, Иркутске, Ростове-на-Дону, Омске, Сыктывкаре. Но лишь в Саратове и Ростове они дошли до конкретных проектов. Примечательно, что и в том, и в другом случае это произошло с участием одной и той же структуры — группы компаний «Ренова» Виктора Вексельберга, которая уже несколько лет развивает собственный аэропортовый холдинг «Аэропорты регионов». При этом и в Саратове, и в Ростове сторонникам строительства новых аэропортов пришлось столкнуться с одинаковыми сложностями.
Рецидивы монополизма
Основным противником строительства нового аэропорта в Саратове на протяжении многих лет выступала компания «Саратовские авиалинии», которая одновременно и контролирует действующий аэропорт, и выполняет из него полеты. Сегодня подобная ситуация для российской авиационной отрасли едва ли не уникальна, однако «Саратовским авиалиниям» удавалось сохранять такое положение до последнего. Основной владелец «Саратовских авиалиний» Аркадий Евстафьев как-то назвал проект нового аэропорта «абсолютно ненужной затеей». Кроме того, руководство компании не раз намекало, что лоббисты строительства нового аэропорта давно положили глаз на территорию старого — 247 га, которые в случае переноса аэропорта за город можно передать инвесторам под комплексное освоение. Эти подозрения были небезосновательны, учитывая то, что в структуре «Реновы» есть крупное строительное подразделение — ГК «Кортрос». В случае с Саратовом серьезные основания для скептического отношения к проекту нового аэропорта в самом деле есть.
Одним из ключевых факторов так называемой авиаподвижности населения является размер его доходов — производная от уровня экономического развития территории. С этой точки зрения, Саратовская область действительно выглядит не слишком убедительным плацдармом для крупного международного аэропорта: регион существенно отстает от своих более «продвинутых» соседей — Самарской и Нижегородской областей, Татарстана. У Саратова в ближайшие годы не просматривается шансов получить существенный приток пассажиров за счет крупных международных мероприятий, таких как чемпионат мира по футболу 2018 года. Но существенно нарастить поток в действующем аэропорту Саратову мешают инфраструктурные ограничения, здесь способны принимать только среднемагистральные лайнеры, а на более дальние расстояния саратовцам приходится летать через Москву либо из Самары. При этом нельзя сказать, что для топовых российских авиакомпаний Саратов неинтересен. Осенью прошлого года, после того как Росавиация ввела ряд санкций в отношении «Саратовских авиалиний», направленных на ограничение их монополизма, в Саратове сразу же появились два новых перевозчика — «Аэрофлот» и RedWings, выполняющие рейсы в Москву на российских «суперджетах». Так что сторонники строительства нового аэропорта смотрят в будущее с большим оптимизмом. По оценке голландской консалтинговой компании NACO, в этом случае пассажиропоток может возрасти до 1,6-2,6 млн пассажиров в год, а управляющий директор холдинга «Аэропорты регионов» Евгений Чудновский говорил даже о 5 млн человек в долгосрочной перспективе.
Затянувшийся взлет
Принципиальное решение о том, что новому аэропорту быть, власти Саратовской области приняли еще в 2008 году, определив площадкой для него окрестности села Сабуровка в 20 км к северо-востоку от действующего аэропорта. Но в последующие четыре года в силу ряда причин, включая мировой финансовый кризис, реализация проекта велась в вялотекущем режиме, и в результате новый аэропорт приобрел все признаки долгостроя. Ситуация принципиально изменилась в начале 2012 года с назначением нового губернатора Саратовской области Валерия Радаева, который сразу назвал строительство нового аэропорта одним из главных своих приоритетов. Активизация региональных властей помогла сдвинуть проект с мертвой точки, но нужных темпов реализации он все равно не набрал. Первоначально аэропорт планировалось сдать в эксплуатацию в 2015 году, но по факту к этому времени
удалось построить только часть подводящей инфраструктуры, что отнюдь не устраивало «Ренову». «Сейчас мы ждем синхронизацию всех частей инвестиционного проекта, иначе мы построим аэровокзальный комплекс, к примеру, без дороги. Без дороги мы проект сдать не сможем, без взлетно-посадочной полосы тоже», — констатировал в конце прошлого года директор по взаимодействию с госорганами УК «Аэропорты регионов» Юрий Моисеев. Тем не менее состоявшийся в минувшем декабре выбор генподрядчика строительства аэродромной части вселяет надежду на то, что теперь реализация проекта существенно ускорится.
Победителем конкурса стала компания из Дагестана «Мостоотряд-99», которая не так давно хорошо зарекомендовала себя на аналогичном объекте в родной республике. В конце 2014 года «Мостоотряд» в кратчайшие сроки реконструировал взлетно-посадочную полосу в махачкалинском аэропорту «Уйташ», что позволило ему претендовать на крупные подряды в других аэропортах страны. Дагестанская прописка компании не должна вызывать подозрений, поскольку «Мостоотряд-99», по сути, является организацией с федеральным размахом деятельности, выполнявшей масштабные инфраструктурные проекты в разных регионах России. С точки зрения технологической оснащенности и качества менеджмента, это один из признанных лидеров в отечественном дорожном строительстве. Поэтому при условии своевременного финансирования работ саратовцы могут не сомневаться, что объекты аэродромной части нового аэропорта будут построены качественно и в срок.