Вестник. Поволжье

Пик урбанистики

Пик урбанистики

переживает сегодня все большее количество городов Старого и Нового Света, в том числе в России

Сейчас в мире существует 28 мегагородов с численностью населения более 10 миллионов человек, а к 2030 году их количество вырастет в полтора раза. Причем это будут уже не индустриальные города, а города знаний. Их конкурентоспособность зависит от уровня технологий, инфраструктуры, качества жизни. Об этом шла речь на панельной дискуссии в рамках ПМЭФ-2017 с участием авторитетных американских и европейских экспертов.

Пик урбанистики
 
Роберто дос Рейс Альварес, исполнительный директор Всемирной федерации советов по конкурентоспособности:
— В XIX веке говорили: чтобы строить заводы и фабрики, нужно обладать земельными ресурсами. В XXI веке земля не важна — важны знания: тогда можно победить конкурентов. Cегодня несколько городов обеспечивают 15% мирового ВВП, поэтому тема конкурентоспособности выходит на первый план. В Лондоне проходила конференция, посвященная устойчивому развитию городов. Выделю четыре ключевые идеи. Во-первых, современные города должны обладать технологией бесшовности, то есть использовать энергетические мощности таким образом, чтобы не потерялось ни одного киловатта. Второе — эволюция и динамика. Как формировать новые отрасли? За счет чего города должны быть адаптивными, приспосабливаться к бурным изменениям, включая климатические? Нужно готовиться к возможным катастрофам, к повышению температуры. Третье — благосостояние и здоровье городов и отдельных граждан. Каким образом инженеры и архитекторы способны улучшить качество жизни? Речь идет о стоимости воды, электроэнергии, других товаров, которые являются товарами прямой необходимости. Мы можем их создавать, изначально обеспечивая специальные условия.
И, наконец, концепция свободного города. Когда говорят о высоких технологиях, то вспоминают Кремниевую долину. Между тем 7% работающих там инженеров родились за пределами Калифорнии, а 70% — за пределами США.

Пик урбанистики

Брайан Марк Эванс, директор Градостроительной лаборатории Глазго:
— Раньше мы видели индустриальные города, а сейчас — города знаний, которым уже не нужны природные и трудовые ресурсы для того, чтобы производить. Сегодня средства производства — это знания. Города знаний требуют опытных управленцев, опытной экономики. Географическое положение, общественное пространство, качество жизни — ключевые характеристики, являющиеся фундаментом экономики. Другая тенденция связана с концентрацией городов. Пока в мире немного мегагородов: Лондон, Лос-Анджелес, Стамбул, Москва... Но есть мегамакрорегионы — мы называем их регионами супергородов. Это кластеры Бостона и Вашингтона, целые восточные побережья США, территории Великобритании и Ирландии. Поэтому очень важно разделять города на уровни: первый, второй, третий. Города второго и третьего уровней могут получать преимущество, если будут принадлежать к мегамакрорегиону. Иначе их проблемы начнут усугубляться. С точки зрения кластеризации городов, Москва и Санкт-Петербург — очень близкие города. Санкт-Петербург предоставляет доступ к Балтике. Из Москвы легко добраться до Варшавы, Берлина, Нижнего Новгорода, Казани, Перми, Екатеринбурга, Воронежа, Краснодара. Это некий макрорегион. Да, Россия — огромная страна, и города в ней раздроблены. Например, в Сибири или на Дальнем Востоке. Однако там объективно тяжелее объединять города по сравнению с крупными регионами центральной части страны.
В США и Канаде более 82% населения уже сейчас живут в городах. Но мы пришли к выводу: фактически это девять крупнейших городов, которые и будут самыми конкурентоспособными. А что делать с 10% граждан, живущих вне этих макрогрегионов? Нужно думать о пространственной географии, об экономике знаний как о некоем атрибуте индивидуальных городов.

Пик урбанистики

Михаил Мень, министр строительства и ЖКХ России:
— В России необходимо формировать агломерации, вокруг которых будет собираться активное население. Сегодня конкуренция между городами происходит в основном за человеческий капитал. Наиболее успешными можно назвать города, где используют современные технологии в строительстве и, самое главное, думают о создании комфортной среды.
Последние три года мы преодолеваем планку в 80 млн кв. метров жилья — это даже больше, чем в советский период. Мы научились много строить, но в 2016 году увидели, что начали проигрывать те застройщики, которые не думают о городской среде, об общественном пространстве, а продолжают возводить каменные джунгли. Не может не радовать, что люди стали голосовать против такой застройки рублем. Я посетил город Киров и увидел два микрорайона. Один — обычный высотный панельный, а другой — малоэтажный с внутренней территорией, специальными зонами для отдыха и отдельной парковкой. В первом случае застройщиком выступил ДСК, пожаловавшийся, что продажи остановились, во втором — молодые креативные ребята, у которых квартиры расходятся хорошо. Это четкий показатель того, куда двигается рынок. Также важен переход на проектирование жизненного цикла зданий с применением современных цифровых моделей. На Западе об этом думают уже давно, а у нас только начинают задумываться. Мы составили такой план мероприятий для бюджетной сферы, но увидели, что на BIM-проектирование обращают внимание и застройщики, и девелоперы: для них оно интересно и перспективно. Теперь следует заложить в нашей новой ГИС ценообразования нормативы для жизненного цикла здания, поскольку бетон и арматура служат 100 лет, а утеплитель — всего 15. Это серьезная проблема, причем во всем мире, и ее надо решать.

Пик урбанистики

Мишель Ларю-Шарлю, заместитель генерального директора по вопросам благоустройства мэрии города Бордо:
— 20 лет назад Бордо потерял 100 тыс. жителей, 20% жилья оказалось пустующим. Наш город — маленький, плохо расположен с географической точки зрения, не имеет никаких ресурсов, поэтому рассчитывать на конкурентоспособность не приходилось... Тем не менее спустя два десятилетия к нам приехали 150 тыс. человек. Мы создаем самое большое количество рабочих мест в цифровой сфере Франции, у нас второй по размерам в стране дворец съездов и т.д.
Как удалось этого добиться? Первый ключ к успеху — политика. Необходимо иметь мэра, у которого существует видение развития города, который желает работать и занимает свой пост больше одного срока, поскольку за короткое время изменить что-либо сложно. Второе — нужно, чтобы реализуемая в городе политика имела видение будущего. Мы поставили цель: в Бордо должен быть миллион жителей, больше не надо. Как результат — при такой численности населения у нас есть замечательный университет, в котором обучается свыше 100 тыс. студентов, сформирована очень хорошая система здравоохранения. Третье — инвестиции. Благодаря им мы модернизировали железнодорожную сеть, и сегодня из Бордо в Париж можно добраться на скоростном поезде за два часа вместо прежних трех с половиной часов. Перестроили аэропорт: теперь он способен принимать среднемагистральные европейские самолеты, и количество туристов увеличилось в шесть раз, до 8 млн человек в год. И четвертое — доверие. Мы провели с девелоперами консультации и решили развивать урбанизм на договорной основе: застройке нового квартала предшествует обсуждение всех нюансов. Аналогичным образом поступили с жителями.

Пик урбанистики

Алексей Кудрин, председатель совета фонда «Центр стратегических разработок», заместитель председателя Экономического совета при президенте России:
— В ближайшие 10 лет крупные города окажутся центрами новой экономики знаний, обеспечив конкурентоспособность своих стран. Они соединят промышленность, инфраструктуру, интеллектуальные возможности, социальный капитал. Объединят вокруг себя города-спутники и сформируют новые агломерации.
Согласно прогнозу, к 2025 году 60% мирового ВВП будет производиться в 600 крупных городах, при этом в первых 100 городах будет производиться 35% ВВП. В России пока только Москва и Санкт-Петербург могут соревноваться в глобальной конкуренции. Сейчас эти два крупных города РФ создают 27% ВВП, тогда как в США первые два города дают всего 13%, а в Западной Европе — 9%. Зато следующие 30 или даже 100 городов России вносят гораздо меньший вклад в ВВП, чем в других государствах. Мы — более равномерно расселенная страна, и, оказывается, это наш недостаток в новой конкуренции. К 2025 году из 600 городов, являющихся сегодня крупными, треть покинет список. В него войдут новые быстрорастущие города, включая китайские. И нам придется с ними соревноваться. Если Россия хочет остаться конкурентоспособной, увеличить темпы ВВП, то должна создать свои крупнейшие агломерации. Я бы назвал как минимум две или три крупные агломерации в России — не только в европейской части, но и на Урале, на Дальнем Востоке. Например, Екатеринбург, Челябинск и Пермь находятся на расстоянии 300-500 км друг от друга. Еще одну крупную агломерацию могли бы образовать Нижний Новгород, Казань и Самара. Успех зависит от федеральной поддержки в части полномочий, финансов, налогов, транспортной инфраструктуры.

Пик урбанистики

Чарльз Эванс, исполнительный вице-президент Совета по конкурентоспособности США:
— В XXI веке город становится платформой конкурентоспособности и роста. Мы хотим создавать что-то новое, жить в безопасных чистых городах с инклюзивной средой, которая предоставляет экономические возможности, обеспечивает рабочие места и высокое качество жизни для всех. Мы переживаем пик урбанистики. Каждый год население городов увеличивается на 65 млн человек. Сегодня в мире существует 28 мегагородов, и в каждом — более 10 млн жителей. К 2030 году их количество увеличится до 41. Фермеров будет меньше, но кормить придется больше людей, обеспечивать их электроэнергией и водой, собирать и перерабатывать отходы... А каково окажется социально-экономическое разнообразие! Сейчас к среднему классу принадлежит 1,8 млрд человек, а к 2030 году цифра вырастет до 5 млрд. И они, безусловно, потребуют самую разнообразную инфраструктуру. К счастью, существуют новые технологии.
Благодаря новой промышленной революции архитекторы с помощью новых материалов смогут создавать системы, которые представлялись невозможными. Появляются интеллектуальные электрические сети, помогающие обеспечить доступ к электроэнергии наиболее удаленных участков, беспилотные автомобили, кардинально меняющие транспортную отрасль... Но, пожалуй, самым главным станет объединение виртуального и реального мира. Инновации изменят облик городов и их функционирование. Многие города появятся заново, они возникнут на пустых территориях, и архитекторы смогут реализовывать революционные концепции. 
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!