Кадры решают все
«Когда люди достаточно свободны, не заключены в рамки инвесторов, заказного конкурса и даже свободного конкурса, то они вольно или невольно начинают рисовать тот город, в котором хотели бы жить сами. И результаты этого рисования меня в чем-то очень удивили, в чем-то порадовали. Это очень интересно, это ни с чем несравнимый результат», — отметил Сергей Чобан, куратор первой молодежной архитектурной биеннале.
Президент Татарстана Рустам Минниханов поделился своими впечатлениями от работ участников: «Меня переполняют эмоции от того, что мы сегодня увидели на выставке. Мы живем в одном мире, а молодежь — в другом. Сегодня уже было сказано: старые архитекторы проектируют и строят здания, а молодые люди живут в них. Все представленные проекты интересные, работы очень толковые. Мы понимаем: это то пространство, в котором хотела бы жить молодежь», — сказал Рустам Минниханов. Масштабность представленных работ впечатлила Рустама Нургалиевича, и он предложил проводить в республике биеннале ежегодно, пообещав поддержку и содействие подобным начинаниям. Не менее воодушевлен увиденным был председатель Организационного комитета биеннале, министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень, который отметил: «Профессия архитектора является крайне важной, что подтверждает острую необходимость в повышении статуса архитекторов в стране и усилении влияния представителей профессии не только в отдельно взятых городах, но и на территории всей России». Он подчеркнул, что Татарстан неслучайно занимает лидирующую позицию среди регионов по благоустройству и градостроительству. Министр заметил, что регионы, преуспевшие в реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», должны быть поощрены. «Смена губернаторов во многих регионах способствует формированию нового креативного правительства, готового реализовывать смелые инновационные проекты. Но осуществлению этой задачи препятствует кадровый голод в сфере архитектуры и градостроительства. Сегодня наша основная цель — создать архитектурный кадровый резерв из молодых талантливых архитекторов, готовых поехать в регионы. Таким образом произойдет практическая реализация современного видения, которая приведет к изменению внешнего облика городов», — отметил Михаил Мень.
Как все начиналось
В мае организаторы конкурса рассмотрели 377 заявок из России и 11 из иностранных государств, но до финала дошли лишь 29 человек — участниками могли стать архитекторы не старше 35 лет с дипломами бакалавров, перед ними стояла довольно непростая задача: создать фрагмент города с развитой инфраструктурой, озелененного и благоустроенного, в котором им хотелось бы жить. Каждый из финалистов получил по 200 тыс. рублей на разработку и визуализацию своей идеи по созданию современной концепции жилого квартала для комфортного города. Над проектами архитекторы работали в течение двух месяцев. Один из первоначально отобранных в финал претендентов был дисквалифицирован, поскольку не справился с заданием.
Всего на биеннале были представлены 12 концепций архитекторов и архитектурных коллективов из Москвы, пять из Санкт-Петербурга, три из Уфы, два из Казани, по одному проекту представили участники из Иркутска, Курска, Новосибирска, Владикавказа, Воронежа, Ростова-на-Дону и Екатеринбурга.
Достойнейшие среди лучших. Специального упоминания жюри удостоилось архитектурное бюро Wall из Москвы, проект которого демонстрирует среду обитания нового типа, осуществляет поиск иных принципов расселения и формирования пространственного каркаса города. Ландшафт городского квартала представляет собой силовое поле, в пределах которого можно разместить любое необходимое количество жилых капсул. А за природными фактурами: ущельем, рекой, горами, лесами, равнинами — скрываются общественные пространства, обслуживающие надземные жилые структуры. Геометрия ландшафта напоминает поверхность Луны и обладает полицентричной структурой с серией локальных центров — кратеров.
Еще одним специальным упоминанием жюри отмечен авторский коллектив москвичей — Елены и Игоря Кашириных. Архитектурно-планировочная идея их проекта напоминает брус, сложенный в несколько стопок. Это структура, в которой чередуются плотные и прозрачные блоки, и была положена в основу решений генерального плана. Фактически квартал сформирован одним зданием, состоящим из четырех прямоугольных корпусов, расположенных на едином стилобате. Интересно дизайнерское решение архитекторов по созданию благоустроенного двора на кровле стилобата внутри каждого из корпусов. Дворы, соединенные между собой системой переходов, имеют разный функционал: в первом расположен шахматный клуб, во втором — детская площадка, в третьем — спортивное поле, а четвертый двор организован как зона барбекю. Из каждого корпуса по специальным пандусам можно попасть на одну из четырех пешеходных площадей, окружающих здание по внешнему периметру. Размещение дворов на стилобате не только гарантирует полное отсутствие в них машин, но и задает четкую иерархию общественных и общественно-приватных пространств в структуре квартала.
Специальный приз от Правительства Республики Татарстан присужден воронежской мастерской «2Портала»: конкурсанты предложили комбинированную схему застройки, которая позволяет условно разделить пространство квартала на несколько подкварталов, имеющих собственные дворовые территории. Квартал разделен на три основные зоны: жилую традиционную, жилую активную и общественно-рекреационную. Согласно проекту, центральное место в композиции генплана занимает внутриквартальный сквер, служащий связующим звеном между общественной зоной и жилыми домами.
Ключевой особенностью жилых домов являются двухуровневые граундхаусы на нижних этажах с приквартирными участками, террасами и отдельным входом. Использование композитных материалов в сочетании с клинкерной облицовкой демонстрирует гармоничное слияние прогресса и традиций.
Бронзовым призом награжден Олег Манов из Санкт-Петербурга. Он разбил свой квартал на взаимопересекающиеся пространства жилого и общественного назначения. Такой подход, по мнению архитектора, поможет объединить представителей самых разных возрастных групп и интересов. Блок А, или «Городские виллы», — это традиционная малоэтажная жилая квартальная застройка, предусматривающая четкое разделение пространства на частное и общественное. Уютные внутренние дворики здесь дополнены развитыми эксплуатируемыми террасами, а весь первый этаж отведен под размещение общественных функций.
Серебряный приз заслужила Надежда Коренева из Москвы. В основе ее проекта лежит принцип residential script — программирования кодов развития жилой среды с включением коммерческих и социальных объектов. В качестве исходного участка выбрана территория 240 x 240 м, которая разделена на девять жилых единиц размером 60 х 60 м, универсальные городские ячейки 30 х 30 м, выступающие в качестве неизменяемого стационарного компонента. Конструктивно каждая из них является двухуровневой с возможностью трансформироваться в две одноуровневые. Такое архитектурно-планировочное решение позволяет обеспечить высокую плотность застройки при относительно низкой этажности (4‑6‑8 этажей), выстроить сложную иерархию общественных пространств и заложить в основу проекта возможность трансформации городской ткани при сохранении ее характера. Важнейшей составляющей проекта является интегрированный механизм управления процессом трансформации. SCRIPT LAB — стремление объединить городские противоположности — периферию и центр, создав типологический гибрид, который вобрал бы в себя зеленую среду окраинных панельных районов и высокий градус социально-культурной жизни центральных. Габариты квартала (250 х 250 м) позволяют рассматривать его как полноценную городскую структуру, состоящую из нескольких слоев. Проект подразумевает использование типологий застройки и архитектурных решений, максимально соответствующих критериям сомасштабности человеку (высота застройки — шесть этажей с локальным повышением до семи этажей, отсутствие протяженных фасадов, поперечные габариты внутриквартальных пространств).
Главный приз биеннале достался архитектурной группе Citizenstudio из Москвы, творческий коллектив был также награжден специальным призом Минстроя РФ за создание по-настоящему многофункционального квартала с ярко выраженной идентичностью, подчеркнутым вниманием к масштабу и потребностям человека. Архитекторы вынесли на периметр квартала активные первые этажи с общественными функциями и центральную площадь. Внутриквартальный линейный парк является альтернативой традиционному двору.
От идеи — к успешной реализации проектов
Выделенные проекты поистине оказались достойнейшими среди лучших. По словам Сергея Чобана, «ребята выполнили работы, которые невольно ответили на вопросы, насколько плотным должно быть жилье, какие типологии должны быть в проекте города будущего». Куратор биеннале отметил, что проекты, представленные конкурсантами, безусловно, применимы к реальной жизни, если рассматривать ее несколько шире общепринятых рамок: если убрать шоры, то любая из этих работ может быть воплощена в жизнь.
При этом Сергей Чобан заметил, что более всего он ценит в людях основательность, ясность мышления, въедливость и педантизм в профессии. А для успешной реализации планов архитектору, как и всякому здравомыслящему человеку, необходимо умение строить диалог, находить точки соприкосновения, развивать коммуникативные функции.
По словам помощника президента РТ Наталии Фишман, гласной целью биеннале, помимо желания сформировать срез представлений о том, какой должна быть окружающая нас среда городов, стало желание предоставить для молодых архитекторов новые возможности для самовыражения. «Татарстан в этом смысле имеет довольно обширный опыт, связанный с реализацией программ по развитию общественных пространств, дающий возможность молодым архитекторам проектировать и осуществлять на практике свои объекты. Опираясь на положительный опыт, организаторы биеннале хотели бы расширить сферы для самореализации, привлечь к ним внимание органов государственной власти, создав своего рода социальный лифт», — и отметила Наталия Фишман.
Она подчеркнула, что оценить настоящие результаты биеннале можно будет по нескольким критериям, один из которых — конкретные заказы на местах. «Мы тоже ищем себе таланты: в Татарстане есть очень крепкая профессиональная среда, которую нужно иногда разбавлять. Мы хотели бы видеть на территории республики лучшие проекты, лучших архитекторов, а для этого нужно хорошо познакомиться с представленными проектами, проникнуться авторскими идеями. Старт биеннале — это не разовое мероприятие, в рамках дальнейшего развития предполагается проведение художественных выставок и творческих конкурсов в Татарстане один раз в два года. «Для нас становится естественным быть площадкой для содержательного диалога, что является еще одним достижением РТ», — резюмировала Наталия Фишман.