Вестник. Поволжье

Современная интерпретация классической архитектуры

Современная интерпретация классической архитектуры

Нижегородцев ждет массовое воссоздание и реконструкция легендарных исторических объектов

В связи с внедрением единых дизайн-кодов городов и повальной урбанизацией мегаполисы сейчас проходят этап серьезных изменений. Александр Дехтяр, советник Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета и директор ООО «НПО «Архстрой», рассказал, какие изменения ожидают столицу Поволжья в ближайшие годы.

Сегодня мегаполисы преображаются в соответствии с едиными дизайн-кодами. Какие самые заметные изменения ожидают нижегородцев?
В настоящее время еще идет разработка единой концепции для Нижнего Новгорода. Ведет эту работу, по имеющейся у меня информации, автономная некоммерческая организация «Институт развития городской среды Нижегородской области». Преображение не столь масштабно, как видится многим. Оно коснется остановок общественного транспорта, малых архитектурных форм, городской навигации, упорядочения размещения рекламы, наружного и декоративного освещения. Не думаю, что процесс обновления визуальной среды осложнит жизнь нижегородцев.

Современная интерпретация классической архитектуры

Какие новые акценты появятся в городе или какие закрепившиеся символы будут подчеркнуты?
Скорее всего, будут использованы символы, уже получившие признание у нижегородцев и гостей города. Они получат новое оформление, развитие, современную интерпретацию. Жители знакомы с этими процессами, подобный опыт уже имел место в нашем городе, в частности в рамках проведения чемпионата мира по футболу 2018 года.

Как гармонично вписать новый объект в сложившуюся городскую среду? На что в первую очередь стоит обращать внимание при планировании строительства?
Вопрос гармоничного взаимодействия нового объекта с исторической застройкой является задачей сугубо индивидуальной, каждый случай должен рассматриваться отдельно. В первую очередь нужно всегда учитывать основные параметры — габариты, масштаб (иногда стилистика) определяются регламентами зон охраны и регулирования застройки. По существу, это нормативная база для любого архитектора при проектировании, а для эксперта — при согласовании проекта. В данном случае я использовал бы термин более широкий, чем «гармоничность», — такой как «уместность». Зачастую попытка буквального повторения пластических, декоративных приемов, характерных для исторической застройки, скорее девальвирует подлинные произведения зодчества, чем поддерживает их качества.

Бывают ли случаи, когда можно пожертвовать историческим контекстом?
Говоря о реконструкции исторической ткани, я бы избегал понятия «жертва», а говорил бы о творческом взаимодействии нового и существующего. В связи с этим более продуктивно, на мой взгляд, стремиться не к сохранению исторического облика, а к развитию своеобразия городской среды. Это тем более актуально в Нижнем Новгороде, где есть соседство зданий и целых фрагментов городской ткани, которые относятся к разным историческим эпохам: классицизму, эклектике, конструктивизму, советской архитектуре 30-50-х годов, более поздним постройкам… Все они самим фактом своего существования и составляют лицо города, из которого невозможно исключить те или иные черты, которые пришлись нам не по вкусу.

Современная интерпретация классической архитектуры

Уже много лет с повестки дня не уходит тема развития внутреннего туризма. Какие объекты вы видите наиболее привлекательными для туристов?
Здесь я не буду оригинален. Прежде всего это кремль с прилегающими площадями, Большая Покровская, Рождественская, Ильинская. Из нового — обновленная Нижне-Волжская набережная, стадион и фуникулер на Бор. Хотя территория Стрелки, вычищенная к чемпионату, безусловно, требует вдумчивого развития, чтобы стать по-настоящему привлекательной.

Насколько в городе развита так называемая интуитивная навигация?
Необходимо поднять на принципиально иной уровень благоустройство пешеходных общественных пространств, что включает в себя и «интуитивную навигацию». За последнее время появились попытки в этом направлении: часть Большой Покровской, уже упомянутая набережная, но эти примеры носят пока локальный характер. Необходима единая сеть, покрывающая весь исторический центр. Актуальным является и воссоздание Кремлевского и Похвалинского фуникулеров, которые должны связать Верхний Посад и Започаянье с Нижним Посадом. Реализация этих объектов включена в проект Стратегии развития Нижегородской области до 2035 года. Ну и, конечно, системное приведение в надлежащий вид многочисленных объектов культурного наследия исторического центра, для чего, по моим сведениям, также планируется комплекс мероприятий.

Урбанизация сегодня только растет. Как создать условия для комфортного проживания в мегаполисах при стремительном росте городского населения?
Основные рецепты не раз уже были названы: развитие общественного транспорта, приближение мест приложения труда к месту жительства, децентрализация мегаполисов, строительство муниципальных стоянок и так далее. Однако, как говорится, легче сказать, чем сделать. Попытка сопровождать районы массовой застройки многоуровневыми паркингами наталкивается, особенно в провинции, на низкую покупательную способность населения. К тому же парковку нельзя построить через ипотечное кредитование. Строительство муниципальных стоянок под социальный наем несовместимо с возможностями местных бюджетов.

Можете ли вы привести пример опыта зарубежных стран или других городов России, где успешно справляются с урбанизацией?
Я немного знаком с организацией системы парковок в Калгари — канадском городе, по населению близкому к Нижнему Новгороду. Там это исключительно муниципальное предприятие с полувековым опытом развития, отвечающее за весь цикл: схему размещения в городе, проектирование, строительство, эксплуатацию и контроль за соблюдением правил паркования и платежей. Но дистанция по финансовым и организационным параметрам от местных условий пока представляется мне непреодолимой.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!