Леонид Иоффе, начальник Департамента градостроительства и архитектуры Пензенской области — главный архитектор Пензенской области:
— Сегодня все города, особенно областные центры, делают упор на благоустройство и качественное изменение городской среды. Соответственно, и у нас в регионе идет масштабная модернизация населенных пунктов. Отмечу, что еще за несколько лет до появления программы «Формирование комфортной городской среды» мы начали работать под патронажем губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева по данному направлению и поставили перед собой задачу именно системного обустройства территорий, а не приведения в порядок локальных фрагментов.
В рамках благоустройства исторического центра Пензы реализованы такие масштабные проекты, как реконструкция набережной реки Сура, площади Ленина, центральной пешеходной улицы, была создана необходимая инфраструктура.
Когда задают вопрос, удался ли тот или иной проект, можно сказать, что площадь, которая долгие годы была пустой и служила лишь для проведения общественных мероприятий, вдруг наполнилась людьми разных возрастных категорий. Главный показатель удачных проектов — это притяжение людей. В 70-80-х годах XX века Пенза была самым зеленым городом Поволжья. Сегодня мы активно начали заниматься озеленением, и думаю, что скоро город вернет былую славу. Исходя из ранее намеченной и утвержденной концепции, в этом году начинаем реконструкцию Фонтанной площади, парка в районе Западной Поляны и Олимпийской аллеи. Идет воссоздание Спасского кафедрального собора — для нас это масштабный и ответственный проект. Пенза преображается. Пройдет два-три года, и мы увидим исторический центр Пензы на новом, качественном уровне. Так думают не только представители власти, так считают и жители города. Мы пережили времена перестройки, когда разрушалась инфраструктура, простаивали предприятия, территории приходили в упадок. Но в последние годы мы видим динамику преображения. Конечно, люди сравнивают то, что было, и то, что есть сейчас. И смотрят на все изменения с воодушевлением и оптимизмом. Методику системного обустройства территории мы применяем ко всем находящимся в регионе населенным пунктам. Особое внимание уделяем малым городам и районным центрам. На протяжении последних двух лет участвовали в федеральном конкурсе «Малые города и исторические поселения». По итогам конкурса г. Кузнецк получил грант 100 млн рублей, г. Заречный — 85 млн рублей. И такая работа ведется по всем муниципалитетам. Ничего фрагментарного, только системная работа. Разбиваем проекты на очереди и через определенный промежуток времени получаем комфортную благоустроенную территорию.
Необходимо отметить, что сегодня в регионе мы уделяем особое внимание не только вопросам повышения эффективного жилищного строительства и комплексного освоения территории, но и сохранению исторического облика наших городов, их аутентичности и самобытности. Разрабатывая концепции и проектную документацию на общественные территории, перед проектировщиками, архитекторами и дизайнерами ставится задача насыщения общественных пространств городской скульптурой и арт-объектами для создания художественного образа территории. Примером является размещение городской скульптуры «Пензяк толстопятый», который пользуется у горожан и гостей города большой популярностью.
Несколько слов хочу сказать о комплексе задач, которые сегодня стоят перед архитекторами региона. Это создание и корректировка нормативной правовой базы в градостроительстве и проектной деятельности (генерация изменения законодательства РФ); модернизация подразделения и методики работы муниципальных органов архитектуры, формирование и подбор профессиональных кадров; подготовка комплексной документации для обеспечения возможности наращивания темпов и объемов строительного комплекса; подготовка исходных данных и сбор аналитического материала для определения возможности реновации территории; кардинальное улучшение качества и формата жилья, продвижение современных подходов по развитию комфортной среды и обустройства территории.
Георгий Проскурин, главный архитектор г. Оренбурга:
— Есть такое понятие, как стандарт комплексного развития территорий, его разработкой занимаются Минстрой РФ, ДОМ.РФ и КБ «Стрелка». Это документ, в рамках которого должен быть сформирован комплексный подход к развитию комфортной среды российских городов. В июне в ходе заседания Минстроя было определено два пилотных региона для внедрения этих стандартов: Воронежская и Оренбургская области. Это большая честь и не менее огромная ответственность. Результаты нашей работы будут тиражироваться на все регионы России.
Идея стандартов — в переформатировании городской ткани. Так, всем сегодня очевидна проблема микрорайонной застройки, от нее устали. Стоит задача перейти к квартальной застройке, внедрить ее элементы в новые проекты.
Или, например, концепция, о которой мечтают многие, — двор без машин. Решение отличное, но как реализовывать его, пока не понятно. И мы надеемся, что в ходе освоения стандартов мы найдем ответы на подобного рода вопросы.
Внедрение стандартов комплексного освоения территории стало одной из главных тем прошедшего недавно в Великом Новгороде форума «Среда для жизни». 26-28 сентября прошли Дни «Стрелки» в Оренбурге, организован воркшоп по апробации нового типа застройки.
В сравнении с этим другие задачи градостроительного развития, может, выглядят не так масштабно, но это не отменяет их значимости. В нашем городе, как и во многих других на территории России, наблюдается дефицит по-настоящему хороших и современных общественных пространств. В этом вопросе мы с восхищением смотрим на Казань и весь Татарстан, ведь их подход к формированию городской среды стараются сегодня перенять многие регионы. Ощутимо помогает действующая одноименная федеральная программа. Думаю, благодаря ей мы сможем изменить облик городов в лучшую сторону.
Какие еще вопросы стоит рассматривать в контексте градостроительного развития ПФО? Оренбург и множество других городов богаты историческим наследием, памятниками архитектуры. Это и достояние, и проблема — как обращаться с этим фондом? Есть разные пути решения, но пока ни один не привел к желаемому результату. В частности, несколько лет назад была анонсирована программа «Аренда за рубль», но заработала она только в Москве и Санкт-Петербурге. По условиям объект передается в аренду за рубль, но арендатор должен за свой счет провести все реконструктивные и реставрационные мероприятия, сделать проект, согласовать его, исполнить, а это огромные капиталовложения. Еще один тренд, который поможет нам систематизировать градостроительное развитие, — это формирование дизайн-кода и следование этому дизайн-коду. В Ижевске с 2018 года запущен процесс внедрения дизайн-кода, занимается этим вопросом Саратов, у Самары есть наработки. Формирование единой концепции пространства, унификация парковок, рекламы, городской мебели и так далее — все это приведет к единому знаменателю, в городской ткани появится логика.
Виталий Желанов, председатель комитета по градостроительству и архитектуре администрации города Саратова:
— На протяжении последних десятилетий территориальное развитие Саратова осуществлялось на принципах комплексного освоения свободных территорий в целях жилищного строительства. Однако, исходя из экономических и социальных реалий сегодняшнего дня, работу с городскими территориями необходимо рассматривать не только в контексте строительства, но и в контексте целостного управленческого процесса, объединяющего экономические, финансовые, юридические, экологические и социальные аспекты жизнедеятельности города и городского сообщества. Решением Саратовской городской думы в январе 2018 года был утвержден новый генплан, задача которого перейти к пониманию градорегулирования как прямой перспективы развития городского округа на ближайшие 25-35 лет. Концепция градоустройства должна осуществить переход понимания города от «всегда растущего» к «существующему для населения».
Положениями плана предусмотрена полицентрическая организация территории, предполагающая организацию новых многофункциональных центров, развитие территории аэропорта Саратов-Центральный, освоение новых свободных от застройки территорий. Новый аэропортовый комплекс «Гагарин» вблизи пос. Сабуровка уже начал функционировать. Поэтому освоение освободившейся в центре города территории является наиболее масштабным проектом, который в значительной степени повлияет на формирование будущего инфраструктурного облика города. В рамках формирования на территории города системы многофункциональных культурно-деловых центров в целях уменьшения нагрузки на исторический центр города на месте существующего аэропорта намечено создание нового многофункционального центра, ориентированного на бизнес в сфере инновационных технологий, с конференц-залом, культурно-развлекательного центра, а также выставочного центра с концертным залом. На периферии данной территории, вблизи существующих застроенных территорий, предполагается размещение современной многоэтажной жилой застройки. А для полноценного функционирования вышеперечисленных объектов планируется создание разветвленной транспортной инфраструктуры, включающей в себя продолжение магистралей общегородского значения с пересечением в виде многоуровневых транспортных развязок, линию скоростного трамвая, дороги и улицы районного значения. Кроме того, между территориями общественно-деловой застройки, жилой застройки запланировано создать разветвленную систему благо- устроенных озелененных пространств.
Владимир Кудряшев, заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ:
— Особенностью современного этапа градостроительного развития Татарстана является переход от практики строительства отдельных объектов к комплексному формированию комфортной среды обитания на территории населенных пунктов независимо от их размера и административного статуса. Стратегией социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года утвержден порядок обеспечения социальных гарантий развития общественной инфраструктуры, позволяющий успешно реализовывать более 40 республиканских программ строительства, капремонта и улучшения жилищных условий граждан. Это дает возможность системно преодолевать различия в развитии муниципалитетов и, что не менее важно, создавать равные условия для развития всех муниципальных образований в нашей республике. Татарстан сегодня входит в список развитых субъектов РФ по объемам ввода жилья (5-10-е место начиная с 2001 года). Ежегодно строится более 2,4 млн кв. метров жилья.
Если говорить о крупных объектах строительства, то следует отметить создание нового выставочного комплекса. В 2019 году Казань принимала чемпионат мира по профессиональному мастерству WorldSkills 2019. Для его проведения рядом с аэропортом построен международный выставочный комплекс «Казань ЭКСПО».
Особо хочется остановиться на республиканской программе развития общественных пространств. Работа по благоустройству у нас началась еще в 2015 году — с программы благоустройства парков и скверов, в 2016-м появилась программа обустройства водоохранных и прибрежных территорий. За 2 года реализации программ благоустроено 168 парков и 21 набережная. В 2017 году принято решение об объединении этих программ в единую программу развития общественных пространств. На ее реализацию из бюджета республики было выделено 1,85 млрд рублей. В рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» Правительством РФ республике выделены средства в размере 1,89 млрд рублей. В перечень вошли 68 объектов во всех 45 муниципалитетах. В 2019 году планируется обустройство 54 объектов общественных пространств. В Татарстане во всех районах уже реализовано в общей сложности 328 проектов по улучшению общественных пространств. За четыре года в городах и селах республики создано и реконструировано множество парков, скверов, набережных, площадей и пешеходных улиц. Эта работа получила признание не только на уровне России. Именно эта работа позволила Татарстану войти в список финалистов престижной международной премии в области архитектуры — премии Ага Хана.
Дмитрий Лапшин, первый заместитель начальника департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Перми — главный архитектор:
— Один из приоритетов городских властей — строительство социальных объектов. В частности, администрация Перми ставит перед собой задачу создавать школы, которые будут отвечать всем передовым требованиям — и по содержанию образования, и по оснащению современным оборудованием.
Эпоха строительства учреждений общего образования началась в 2015 году. Тогда в центре Перми был открыт новый корпус гимназии им. Дягилева на 600 мест, в 2016 году — школа «Мастерград» в микрорайоне Пролетарский на 1200 мест. Это учреждение специализируется на градостроительной отрасли. В 2017 году после большого капремонта открылись школа № 112 в Мотовилихинском районе, которая теперь носит название «Город дорог», а также школа № 14 в Кировском районе, которая нацелена на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2018-м открыты два новых корпуса-тысячника школ № 42 и № 59. 1 сентября этого года открыт корпус школы № 30. Стартовал капремонт, и начато строительство еще нескольких объектов.
Значимое место в развитии инфраструктурного облика города занимает ремонт дорог и важных для жителей транспортных развязок. Одной из масштабных строек этого года является улица Революции. В рамках реконструкции от ЦКР до улицы Сибирской будет устроено четырехполосное движение, обустроены бесшовные трамвайные пути. В этом году продолжилась масштабная реконструкция ул. Героев Хасана. Здесь взаимодействие автомобилей и пешеходов будет сведено к минимуму. Технология «отнесенный поворот» позволит машинам, которым необходимо совершить поворот, делать это до пешеходного перехода. Соответственно, пересекать его будут только те машины, которые проезжают прямо. Такой способ организации дорожного движения будет применен в Перми впервые. Напомним: улица Героев Хасана — это уникальный в своем роде объект не только для Перми, но и для страны. Для ее реконструкции на пересечении с Транссибирской магистралью (въезд в город) ранее рассматривали только два варианта — строительство автодорожной эстакады высотой с пятиэтажный дом и устройство второго сквозного проезда рядом с уже существующим. Эти варианты предполагали либо закрытие движения автомобилей, либо закрытие Транссибирской магистрали. Изначально мало кто верил, что возможно ликвидировать это узкое «горлышко» без остановки движения автомобилей и без прекращения движения поездов по Транссибирской магистрали. Администрация Перми предложила решение, которое позволило не прекращать движение транспорта и поездов, — строительство путепровода с последующим переключением поездов. Совместно с правительством Пермского края и ОАО «РЖД» оно было воплощено в жизнь.
Администрация города реализует и проекты по благоустройству мест массового отдыха горожан, в их число вошли такие крупные объекты, как эспланада и набережная. Эспланада — уникальное общественное городское пространство, которое является точкой притяжения людей во время праздничных мероприятий. Планируется городскую эспланаду привести в единый стиль и выделить несколько трансформируемых зон для удобства и комфорта жителей всех возрастов: обустроить игровую зону и территорию тихого отдыха.
Олег Байдин, начальник главного управления архитектуры и градостроительства администрации г. Уфы:
— В апреле 2019 года между нашей Главархитектурой и Институтом генплана Москвы заключен муниципальный контракт на выполнение научно-исследовательской работы, включая разработку нормативов градостроительного проектирования, нового генерального плана, правил землепользования и застройки Уфы.
Целью и задачей новой редакции генерального плана является обеспечение устойчивого развития функциональных зон городского округа, создание гармоничного пространственного и архитектурного облика столицы с учетом текущих тенденций и планов по жилищному, промышленному строительству на территории сложившейся застройки и в районах нового комплексного освоения, сохранение природно-рекреационного каркаса.
На данный момент Институтом генплана Москвы выполнен первый этап контракта — сбор исходных данных и анализ планов и программ. Численность населения города Уфы, по данным на 1 января 2019 года, составляет 1135,48 тыс. человек. Уфа занимает 10-е место среди 15 городов-миллионников РФ. И при этом уровень жилищной обеспеченности населения Уфы — один из самых низких среди региональных центров ПФО. Поэтому необходимо увеличивать темпы жилищного строительства с учетом потребностей и планируемого прироста населения Уфы. Основные направления по освоению городских территорий в целях жилищного строительства — это районы Забелье с ориентировочным выходом жилья 8,5 млн кв. метров, Зауфимье — 2,7 млн кв. метров, Инорс — 527,5 тыс. кв. метров. Все это в соответствии с разработанной и утвержденной документацией по планировке территорий.
Евгений Чудаев, министр строительства Самарской области:
— Важной частью градостроительства является устройство грамотной инфраструктуры. В данном контексте я бы отметил проекты по строительству мостовых переходов через р. Волгу в районе Климовки и в районе Октябрьска. Их строительство имеет большое значение для региона, так как они создают условия для активного включения региона не только в межрегиональную систему транспортных связей, но и связей международных, что усилит позиции области в плане вхождения в экономический пояс «Европа — Западный Китай».
Со строительством мостовых переходов уменьшится нагрузка на плотину, при этом оживут территории Сызранского и Шигонского районов, население которых сможет подключиться к высокоурбанизированным центрам Самарской области, к их культурному потенциалу.
Строительство мостовых переходов через р. Самару «Кировский» и «Фрунзенский» призваны изменить ситуацию на локальном — городском уровне: они позволят усилить взаимодействие южных территорий города и территорий, прилегающих к его границам. Одним из важных направлений развития региона является развитие транспортно-логистического комплекса. На территории Самарской области предусматривается строительство шести транспортно-логистических центров. Один из них в районе международного аэропорта Курумоч — там планируется разместить крупный авиационный грузовой терминал. Большое значение придается такому проекту, как создание Сухого порта международного значения в мкр. Волжский, в районе автодороги Самара — Пугачев — Энгельс — Волгоград и железной дороги Кинель — Безенчук. Чем больше услуг такого рода может предоставить регион, тем большими стратегическими возможностями он обладает. Для региона серьезным проектом является скоростное сообщение между Самарой, международным аэропортом Курумоч и Тольятти. Этот проект всесторонне обсуждается. Усиление связей между двумя крупными городами региона приведет к их взаимному обогащению, а скоростная связь каждого из них с международным аэропортом Курумоч усилит позиции самого аэропорта и ускорит процесс формирования на его базе аэротрополиса.
Все большее значение для жителей Самары приобретает строительство метрополитена, будут построены новые ветки.