Вестник. Поволжье

Чего не хватает Набережным Челнам

Чего не хватает Набережным Челнам

В новой рубрике Отраслевого журнала «Вестник. Татарстан» своим видением ситуации в градостроительстве и проектной сфере поделились архитекторы, проектировщики и дизайнеры Автограда

Ольга Никитина, главный архитектор г. Набережные Челны:
— Архитектуре Челнов не хватает, в первую очередь, финансирования. Чтобы решить эту проблему, мы активно участвуем во всевозможных грантах и программах. Еще одна проблема — в отсутствии высококлассных кадров. У нас проектируют, в основном, местные специалисты. К сожалению, недостаток финансирования ограничивает нас в привлечении профессионалов из других городов. В то же время Челны — как площадка для архитекторов — имеют хорошие возможности. Здесь можно строить современные уникальные объекты, потому что над городом не довлеет история. Набережные Челны — уникальный проект, построенный «с нуля», это эксперимент советского периода, который, впрочем, удался не во всем. Хорошо, что была заложена грамотная инженерная и транспортная инфраструктура, продумана инсоляция, аэрация. Есть зеленые зоны — резерв для расширения дорог, ведь количество транспорта с каждым годом увеличивается. Но есть и минусы, ведь за такой короткий срок, пока возводились Челны, невозможно было создать уникальную, самобытную архитектуру. Поэтому мы получили унылую застройку типовыми домами. Еще одна проблема — ограниченность территорий. Город окружен землями Тукаевского района, поэтому развиваться мы можем, только выходя на смежные или чужие территории. Вообще планировка города отличается тем, что жилые кварталы простираются на большие площади, дома расположены далеко друг от друга. Поэтому кварталы сложно осваивать и эксплуатировать. Считаю, что это минус. Поэтому мы стремимся к более компактной застройке, осваивая новый район — Замелекесье.

Васил Хафизов, генеральный директор OOO «Каминвестгражданпроект»:
— К сожалению, не все новые строения вписываются в общий облик Челнов. Например, у нас есть высотные жилые дома, которые стыкуются углами. Эти участки можно было застроить выразительными объектами, которые по идее не должны быть ниже этих домов. Но постепенно на стыках были возведены одно- и двухэтажные здания, появились визуальные «провалы». Плохо, что основные городские проспекты застраиваются малоэтажными зданиями, в основном магазинами с небольшой площадью. Следует прекратить подобный отвод земельных участков мелкими клочками. Еще один участок, который требует внимания — территория вдоль проспекта Сююмбике, ближе к зданию администрации. Это центр города, он должен отличаться уникальностью, быть продуманным и красивым. Сейчас этого нет. Есть только постройки советского периода, а также новые «стеклянные» здания. Проект центра обязательно нужно создавать комплексно, ни в коем случае не раздавая небольшие участки разным застройщикам. Этот район должен стать визитной карточкой города, а не «лоскутным одеялом». Сегодня среди перспективных для застройки — район За-мелекесье, туда уже пришли крупные инвесторы, территория удачно застраивается. В дальнейшем следует активнее осваивать участок Междуречье, с красивым видом на реки Мелекеска и Челнинка, который находится в городском поселке ЗЯБ (аббревиатура Завода ячеистых бетонов. — Прим. ред.). Хорошо, что здесь уже планируется строительство жилого комплекса, который позволит обеспечить людей новым жильем.

Равиль Сафиуллин, директор ООО «КМТ Проектный отдел»:

— Не хватает участия профессионального сообщества и общественности в развитии города. Принятие решений по архитектурным и градостроительным вопросам проходит в узком кругу чиновников. Вследствие этого последние проекты получились сырыми и недоработанными. В то же время была преднамеренно дискредитирована организация Союза архитекторов Набережных Челнов, как независимое профессиональное сообщество, способное влиять на качество проектов. Таким образом, в городе нет площадки, где были бы созданы условия для обсуждения, нет диалога администрации с проектировщиками. Считаю, что жители заслуживают большего внимания к благоустройству. Решение застраивать жильем участки по проспекту Мира в девятом микрорайоне около Медгородка я считаю ошибочным, ведь эта зона должна была оставаться рекреационной. А в районе проспекта Набережночелнинский правильнее развивать спортивное направление, заданное бассейном «Дулкын», а не возводить автосалоны.
Упущением я считаю хаотичную и безвкусную застройку по улице Ш. Усманова. Кстати, даже в новых комплексах Челнов, например, в 36-м, возводятся морально устаревшие типовые дома, и снова дворовое пространство организовано плохо: проезды узкие, поэтому парковочных мест не хватает.
Хотелось бы предложить возобновить практику градостроительного совета, когда каждый проект проходит экспертную оценку на уровень качества и грамотность профессиональных решений.

Малика Галлямова, архитектор-дизайнер студии дизайна Enjoy Design:
— Набережным Челнам не хватает зон отдыха. Я говорю не о крупных городских парках, а об объектах, которые находились бы в шаговой доступности для каждого человека. Во дворах отдых ориентирован только на детей, а для взрослых и пожилых — лишь скамейки у подъездов. Также нет парков, где можно выгуливать животных.
Что касается архитектуры, наших специалистов часто критикуют за то, что в Челнах недостаточно красивые здания. Но я считаю, что это не всегда обоснованно — условия диктуют заказчики, а проекты, интересные с точки зрения архитектуры, не всегда могут быть реализованы из-за своей дороговизны. Архитектору приходится укладываться в рамки требований — «недорого и красиво». Если бы в Челнах устраивались творческие конкурсы с требованиями к оригинальности проекта, то город постепенно приобретал бы другие черты. Есть мнение, что некоторые новые постройки не вписываются в архитектурный облик Автограда. Например, высотное застекленное здание банка, расположенное в окружении типовых советских домов. Но когда-то и в Нью-Йорке небоскребы не вписывались в общую среду, а теперь они — один из символов города.

Вячеслав Нилов, директор «Челныпроект», заслуженный архитектор РФ:
— Городу не хватает ярких, но в то же время продуманных современных построек. Увы, новые здания выглядят также однообразно, как и старые. Отличие разве что в тенденциях: кирпичная отделка в свое время сменилась на штукатурку, за ней «в моду» вошли пластик и алюминий. Никак не вписывается в общий облик трехэтажная блокированная жилая постройка напротив мечети в продолжение проспекта Мира, за кафе «Уют». Смотреть противно! Кто допускает такое строительство? Орнаменты из красного и силикатного кирпича давно уже и в Бавлах не пропускают в качестве фасадных решений! В разряд невыразительных я бы поставил и новые торговые комплексы — «Омега» и «Торговый квартал». Завершенное после многих лет ожидания строительства здание «Тюбетейки» (ныне бизнес-центр «2.18». — Прим. ред.) можно отметить как положительный момент. Этот объект давно стал лицом города, во многом благодаря своей истории. Ведь начинали его возводить еще в период строительства Автограда, и сменилось целое поколение, пока его, наконец, завершили. К сожалению, проект несколько изменился, и сегодня в бизнес-центре «2.18» преобладают холодные индустриальные тона, не очень приятные.

Хочется, чтобы в Челнах стало больше достопримечательностей, таких, как бульвар Энтузиастов, Органный зал. Это те места, куда можно приводить гостей, показывать туристам. Бульвар — место, где каждый может найти возможность для отдыха: посидеть на зеленой лужайке летом, прокатиться на велосипеде или роликах, полюбоваться замечательными скульптурами Ильдара Ханова. Это словно уголок Европы, но с национальным колоритом. Органный зал является настоящей гордостью челнинцев. По оценкам многих экспертов, зал — единственный столь высокого класса не только в Прикамском регионе, но и в России. Там нет ни одного усилителя и микрофона, оптимальная слышимость достигается без подзвучки. Хотелось бы видеть изменения в планах руководства города по дальнейшей застройке. Сейчас как перспективный район застройки отмечен в генплане северо-восток. Но я уверен, что Челнам нужно развиваться во всех направлениях: двигаться в сторону Камы, Сарманово, Мензелинска, Шильны. Там есть резервы для освоения земель, и, на мой взгляд, многие горожане были бы рады перебраться ближе к окраинам.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!