Президент России Владимир Путин также неоднократно отмечал, что в стране есть все предпосылки для улучшения ситуации в жилищной сфере: земельные ресурсы, финансовые и административные наработки. Первым шагом на пути к снижению административного бремени стало создание в прошлом году Агентства стратегических инициатив (АСИ), выступившего с инициативой разработки «дорожных карт» по проектам «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» и «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». По мнению специалистов АСИ, «дорожные карты» в виде соответствующих актов и законопроектов во многом упростят процедуру получения разрешения на строительство и подключения к энергосетям.
Построить и ввести в эксплуатацию сложнее всего
Как отмечает научный консультант Фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди, последние
Для определения степени забюрократизированности тех или иных городов был специально придуман термин «нормативный город» — место, где сроки и стоимость согласования проектов соответствуют только федеральному законодательству. Анализ был проведен на основании результатов анкетирования в 43 российских городах, включая Петербург (см. таблицу «Количество административных процедур по городам»). Данные мониторинга по Москве при обобщении информации не использовались, так как в период наблюдения в столичное законодательство были внесены существенные изменения, отразившиеся в сокращении количества барьеров. Уровень административных барьеров оценивался в исследовании на основании трех основных показателей — количества процедур, их сроков и стоимости. Эти параметры рассматривались на пяти этапах строительства — землеустроительной и градостроительной подготовки, проектирования, строительства объекта, ввода его в эксплуатацию и регистрации прав на недвижимость.
По результатам исследования оказалось, что общий показатель административных барьеров в жилищном строительстве (для варианта получения земельных участков на аукционе) таков: застройщику нужно пройти 98 процедур, затратить на это 946 дней и 25 млн рублей. При этом в общей стоимости около 80% составляют различные расходы на подключение к сетям инженерной инфраструктуры. Если участок получен не на аукционе и для строительства необходимо изменить вид его использования, то к 98 процедурам добавятся шесть и еще три месяца согласований. Одним из проблемных этапов развития проекта оказались само строительство и ввод объекта в эксплуатацию. В среднем — 34 и 35 процедур на каждый этап соответственно. По словам руководителя Аппарата НОСТРОЙ Михаила Викторова, большинство из выявленных процедур (более 60%) не предусмотрены федеральным законодательством и относятся к региональному или муниципальному нормотворчеству. Среди таких процедур есть те, которые применяются во всех городах (процедуры получения ордера на производство земляных работ, проведения технической инвентаризации построенного объекта), а также редкие процедуры, встречающиеся в отдельных городах (процедуры согласования земляных работ в органе охраны природы, согласования земляных работ в органе пожарного надзора, получения заключения тепловизионного контроля, получения акта на изоляцию фланца, получения заключения по электрохимзащите, получения акта приемки пожарных гидрантов и т.д.). Из 17 обследованных городов минимальное количество процедур (50) выявлено в Кирове и Благовещенске, а максимальное (110) в Челябинске и Волгограде. Следует отметить существенное отличие между городами РФ не только в количестве процедур, но также в их стоимости и сроках прохождения.
«Наш мониторинг показал, что уровень административной нагрузки на стройотрасль крайне высокий. При этом отмечу, что в исследовании не учитывались коррупционные платежи, а лишь официальные данные. Застройщики в регионах не активно шли на раскрытие информации, что еще лишний раз свидетельствует о том, что у них есть неформальные связи с муниципалитетами, которые они предпочитают не афишировать. Таким образом, можно считать, что это недооцененные административные барьеры. По итогам исследования
Виктор Басаргин: «Нас бьют за административные барьеры»
В Минрегионе РФ сменился руководитель — его возглавил полпред президента в ЦФО Олег Говорун. Его предшественник Виктор Басаргин в интервью газете «Известия» отметил, что главным достижением на посту министра он считает свою способность отстоять идею саморегулирования в строительстве. «Многие говорили, что сейчас кризис, проблемно переходить в стройке на саморегулирование. Я отстоял этот вопрос, сказав: ребята, работайте, мы вам не мешаем,
Федеральное агентство по строительству и ЖКХ будет курировать Фонд ЖКХ и Фонд РЖС
Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в составе Министерства регионального развития РФ образовано новое ведомство — Федеральное агентство по строительству
Время — деньги
Участники строительного рынка, опрошенные «Вестником», отмечают, что законодательство в этой отрасли сегодня достаточно прозрачно и не допускает дополнительной административной нагрузки, к примеру, в виде доли города в строящемся объекте. Но вместе с тем они признают, что органы власти находят способы увеличить стоимость затрат на объекте, а соответственно, и себестоимость строящегося жилья. «Так, например, только замена ограждения строительной площадки по поручению органов власти на качественное ограждение «легитимного» синего цвета может стоить от 500 тыс. рублей до одного миллиона», — рассказывает генеральный директор ЮИТ ДОН Андрей Шумеев. По его словам, административные барьеры, как правило, возникают на стадии подготовки разрешительной документации для проектирования и строительства объекта. Они связаны с разработкой нормативных актов местного самоуправления, устанавливающих правила реализации федеральных и региональных документов. Причем муниципалитеты в ущерб интересам развития бизнеса и территории города создают регламенты и стандарты оказания муниципальных услуг, пытаясь получить право контроля и принятия решений по вопросам, которые зачастую контролируются государственными органами на последующих этапах развития проекта. И, что существенно, объем регламентов, а значит, и длина пути по коридорам власти, при каждой корректировке документа растет. «К примеру, стандарт №
Основной проблемой для застройщика, которую создают административные барьеры, является увеличение продолжительности инвестиционного цикла. А потерянное время в строительстве — это потерянные деньги», — поясняет г-н Шумеев. Директор СРО НП «Строители Ростовской области» Андрей Верещака разделяет точку зрения Шумеева и добавляет, что уровень административной нагрузки на строительные предприятия вырос за счет увеличения документов для получения разрешения на строительство, контроля Гостройнадзора
«Сейчас в основном сетевики выполняют все требования сами, застройщику приходится только платить. И здесь кроется то, что можно назвать заинтересованностью должностных лиц сетевой организации. Поэтому, как договоришься», — комментирует Андрей Верещака. По мнению
Количество административных процедур в городах по этапам реализации инвестиционно-строительного проекта (в единицах)
Земельный участок находится в собственности или аренде у застройщика по иным основаниям (без учета подключения к сетям теплоснабжения)
| Землеустроительная и градостроительная подготовка | Проектирование | Строительство | Ввод объекта в эксплуатацию | Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав собственности на объекты недвижимости |
Воронеж | — | — | 32 | 34 | 2 |
Волгоград | 15 | — | — | 35 | 3 |
Астрахань | — | — | 21 | 18 | 3 |
Екатеринбург | — | 24 | 45 | 37 | 3 |
Красноярск | — | — | — | 25 | 3 |
Владикавказ | 14 | 15 | 26 | 22 | 3 |
— | — | 31 | 25 | 3 | |
Краснодар | — | — | — | 25 | 3 |
Махачкала | 14 | 17 | 25 | 31 | 3 |
Самара | 15 | 16 | 44 | 23 | 3 |
Сочи | — | — | — | 35 | 3 |
Уфа | — | — | — | 19 | 3 |
17 | — |
| 24 | 3 | |
Ставрополь | 14 | 25 | 37 | 34 | 3 |
Нижний Новгород | 11 | — | 29 | 26 | 3 |
«—» — нет информации.
Источник: НОСТРОЙ
Куда приведут «дорожные карты»?
Административные барьеры, ограничивая конкуренцию и снижая эффективность строительного сектора, приводят к значительным финансовым потерям для бизнеса и ухудшению делового климата. Федеральные власти это прекрасно понимают и предпринимают меры для снижения административного давления на строительную сферу. Так, в середине прошлого года было создано Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое выступило с инициативой разработки «дорожных карт» («Дорожная карта» — план действий на перспективу, формулировка, прижившаяся за океаном и в американской деловой культуре получившая название «Road map». — Прим. ред.) по проектам «Повышение доступности энергетической инфраструктуры» и «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства». Ключевым ответственным исполнителем за разработку и сопровождение проектов
Специалисты АСИ,
Количество административных процедур на этапе ввода объекта в эксплуатацию (в единицах)
Получение права собственности на земельный участок или права аренды земельного участка на аукционе
| С учетом подключения к инженерным сетям | Без учета подключения к сетям теплоснабжения | Без учета подключения к газораспределительным сетям |
Волгоград | 45 | 35 | 35 |
Сочи | 45 | 35 | 34 |
Ставрополь | 43 | 34 | 33 |
Махачкала | 41 | 34 | 31 |
Краснодар | 36 | 31 | 32 |
35 | 25 | 28 | |
Владикавказ | 28 | 22 | 19 |
Астрахань | 23 | 18 | 17 |
Источник: НОСТРОЙ
Количество административных процедур по городам (при условии, что земельный участок находится в собственности или в аренде у застройщика) на этапе ввода объекта в эксплуатацию (в единицах)
Волгоград | 45 | Краснодар | 36 |
Сочи | 45 | 35 | |
Ставрополь | 43 | Владикавказ | 28 |
Махачкала | 41 | Астрахань | 23 |