Вестник. Поволжье

Айвар Саттаров: «Современное культовое зодчество — это сфера высоких технологий»

Айвар Саттаров: «Современное культовое зодчество — это сфера высоких технологий»

Проект соборной мечети Кул Шариф в Казанском кремле стал символом возрождения национального своеобразия татарской культовой архитектуры

Заслуженный архитектор Республики Татарстан Айвар Саттаров восемь лет работал над проектом соборной мечети Кул Шариф в Казанском кремле, который стал символом возрождения национального своеобразия татарской культовой архитектуры. В интервью «Вестнику» Саттаров рассказал о современных тенденциях и древних традициях строительства храмов.

— В чем особенность работы над проектами современной исламской архитектуры?

— Архитектура сегодня — это сфера высоких технологий и уникальных строительных материалов. Современное культовое зодчество должно, на мой взгляд, опираясь на вековые традиции, развиваться в духе со временем. Например, в мечети Нургасыр (Казахстан) для подъема на уровень молельного зала использованы скоростные пассажирские лифты, а конструкции мечети выполнены из монолитного железобетона, полы в комнатах омовения сделаны с подогревом, во всех помещениях действует современная система кондиционирования и вентиляции. Большое значение в строительстве культовых объектов имеет выбор места для них. Сейчас я работаю над проектом мечети в г. Владивостоке. Участок, выделенный под строительство, находится на берегу океана, рядом с новым мостом, соединяющим материк с островом Русский. Я видел в Марокко мечеть короля Хасана II на берегу океана. Мечеть на фоне бесконечной синевы водной глади — это что-то особенное!

— А какие традиционные технологии сохраняют свою актуальность в культовом зодчестве?

— Строить культовые сооружения, не опираясь на традиции, наверное, невозможно. Ведь православие и ислам в России существуют больше тысячи лет. За это время у нас выработались свои каноны храмового зодчества, у россиян сложилось устойчивое представление об образе православной церкви или мусульманской мечети. И эти образы, на мой взгляд, не противоречат, а, наоборот, во многом дополняют друг друга. Например, в облике собора Василия Блаженного очень много явных заимствований из исламского зодчества, а знаменитый шедевр русской архитектуры — храм Покрова на реке Нерль построен из булгарского камня. Как это ни удивительно, но при проектировании мечетей меня прежде всего вдохновляет архитектура средневековых белокаменных храмов Пскова и Владимира.

— Сколько проектов вы уже осуществили?

— По моим проектам построена соборная мечеть Нургасыр в г. Актобе (Казахстан), мечеть Суфия (Башкирия), мечети в селах Шингальчи и Шапши в Татарстане. Сейчас в Набережных Челнах строится соборная мечеть на 3200 человек, а в г. Казани — первый в России учебно-реабилитационный центр с мечетью для слепых и слабовидящих. Мечеть Кул Шариф в Казанском кремле — моя самая сложная работа. Здесь все было впервые, и не только для меня — в постсоветском пространстве до этого не было построено ни одной соборной мечети. Приходилось решать сложные проектные задачи, искать индивидуальный, неповторимый и современный образ мечети, разрабатывать правильное градостроительное решение в историческом окружении Казанского кремля. Композиционно-планировочное решение должно было отвечать современным нормам проектирования и традиционным канонам исламского культового сооружения. Работа над этим проектом заняла восемь лет, но спустя годы, когда я вижу воссозданную мечеть Кул Шариф, мне не стыдно перед людьми за свою работу.

Досье

Айвар Саттаров родился 5 мая 1956 г. в Тобольске Тюменской области, в 1979 г. окончил Московский архитектурный институт. В 1990 г. проходил стажировку на архитектурном факультете Римского университета «Ла Сапиенца». Работает в Казани, директор архитектурного бюро, лауреат Госпремии им. Г. Тукая, награжден Орденом дружбы II степени Республики Казахстан.

Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!