Вестник. Поволжье

Игорь Слюняев: «Госпрограмма станет основным инструментом решения в России жилищной и коммунальной проблем»

Игорь Слюняев: «Госпрограмма станет основным инструментом решения в России жилищной и коммунальной проблем»

В конце 2012 года Правительство РФ утвердило государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»

В конце 2012 года Правительство РФ утвердило государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», разработанную Министерством регионального развития и рассчитанную на период до 2020 года. По словам главы министерства Игоря Слюняева, в нее включены несколько подпрограмм, а также две федеральные целевые программы — «Жилище» и «Чистая вода». Согласно планам, через семь лет возможность приобрести жилье с помощью собственных средств должны будут иметь до 50% российских семей, а количество граждан, улучшивших свои жилищные условия за счет капитального ремонта, — увеличиться более чем вдвое.

Жилищная сфера: доступность и комфортность
В жилищной сфере выделено четыре ключевых приоритета. Первый — снижение стоимости 1 кв. м жилья, в том числе путем увеличения объемов строительства жилья экономкласса. Сегодня структура себестоимости жилья такова, что объем издержек, не связанных напрямую со строительством, превышает, по оценкам экспертов, 30%. К наиболее затратным участники рынка относят стоимость земли, инженерную инфраструктуру, плату за техническое присоединение, короткие сроки и высокую стоимость кредитов для застройщиков. Снятие этой нагрузки рассматривается как основание для снижения стоимости жилья на 20-25% — ниже цены первичного рынка. Проведенный анализ показал, что в этом случае стандартный ипотечный платеж окажется доступным примерно для 15 млн семей.

Государственной программой предусмотрено три этапа реализации мероприятий по строительству жилья экономкласса. 2013 год — реализация пилотных проектов на наиболее подготовленных площадках. 2014-2015 гг. — строительство на площадках, требующих предварительной инженерной подготовки, в рамках инвестиционных программ естественных монополий и ресурсоснабжающих организаций. 2016-2017 гг. — строительство на площадках, подготовка которых требует существенной дополнительной проработки. Для начала реализации проектов отобрано семь пилотных регионов: Республика Татарстан, Омская, Челябинская, Самарская и Ярославская области, Ставропольский и Пермский края. Финансирование предполагается осуществить на рыночных условиях за счет кредитования застройщиков банками в объеме до 120 млрд рублей и ипотечного кредитования граждан в объеме 600 млрд рублей — по 120 млрд в течение пяти лет. Операторами готовы выступить Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, крупные банки, в том числе с государственным участием — Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк и другие. Ввод жилья экономкласса за первые пять лет реализации только этого проекта составит не менее 25 млн кв. м.

Второй приоритет — развитие рынка доступного арендного жилья для граждан, имеющих невысокий уровень доходов. Рынок арендного жилья планируется развивать в двух сегментах — коммерческого и некоммерческого использования. В коммерческом сегменте упор будет сделан на развитие частного жилищного фонда, жилые помещения которого предоставляются в первую очередь в наем на длительный срок — пять и более лет; в некоммерческом — на строительство жилья в государственном и муниципальном жилом фонде, а также в фонде специализированных некоммерческих организаций для предоставления его по договору социального найма. Третий приоритет — поддержка отдельных категорий граждан, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, но не имеют возможности накопить средства для приобретения нового жилья. Основной формой поддержки здесь станет предоставление социальных выплат на приобретение жилья, строительство индивидуального жилья, в том числе частичная или полная оплата первоначального взноса при получении ипотечного кредита. Четвертый приоритет — совершенствование условий приобретения жилья на рынке, в том числе через механизмы ипотечного кредитования. Предполагается снижение процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам, увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования до 868 тыс. кредитов в год в 2020 году, государственная поддержка при ипотечном кредитовании отдельных категорий граждан: молодых семей, работников бюджетной сферы.

Коммунальная сфера: количество и качество
В сфере ЖКХ определены также четыре основные задачи. Первая — создание условий для увеличения объема капитального ремонта и модернизации жилищного фонда, повышение его энергоэффективности. Проблема недоремонта МКД затрагивает интересы более 80% россиян: он оборачивается избыточным потреблением ресурсов, их постоянными потерями, которые ложатся дополнительной нагрузкой на стоимость жилищно-коммунальных услуг. Принят закон о капитальном ремонте многоквартирных домов. Он предусматривает два способа организации капремонта по выбору собственников. Первый — перечисление средств региональному оператору, который принимает на себя обязательство проведения ремонта в соответствии с региональной программой, в объемах и сроки, установленные ею. За сохранность средств собственников несет ответственность субъект Федерации. Второй способ — накопление взносов собственников на специальном счете многоквартирного дома. Сохранность средств обеспечивается особым статусом счетов. Закон позволяет создать правовые основы для полного решения проблемы капитального ремонта жилых домов. Через пять-семь лет возможно будет перейти к нормативным объемам капремонтов в стране, а к 2035 году — полностью ликвидировать накопленный объем недоремонтов в жилом фонде. Вторая задача — повышение качества коммунальных услуг, в том числе через формирование их экономически обоснованной стоимости, совершенствование инвестиционных программ работающих в отрасли компаний, более активное вовлечение в управление жилым фондом граждан, создание механизма привлечения долгосрочных инвестиций. Разработан пакет проектов федеральных законов, которые обеспечат снижение рисков для частных инвесторов, помогут развитию коммунальной инфраструктуры и управлению ею, создадут условия для распространения механизмов государственно-частного партнерства, существенно упростят процедуры регистрации права собственности и иных личных прав на объекты инженерно-технического обеспечения. Будут также внедрены новые нормативно-технические, правовые и кредитно-финансовые механизмы в сфере ЖКХ. Речь идет об установлении высоких стандартов управления жилищно-коммунальным хозяйством, а также о содействии в привлечении частных инвестиций в отрасль. Третья задача — стимулирование регионального рационального потребления коммунальных услуг.

Она предполагает переход к установлению социальных норм потребления на коммунальные услуги на уровне эффективного энергопотребления при усилении мер социальной поддержки отдельных категорий граждан. Важным элементом по-прежнему остается внедрение ресурсосберегающих технологий. Четвертая задача — обеспечение городов и поселков качественной питьевой водой. Сегодня коммунальная инфраструктура России находится в удручающем состоянии: более 55% сетей и сооружений отслужили нормативный срок, 30% из них находятся в аварийном состоянии. В результате неучтенный расход воды составляет свыше 20%, и если посмотреть на тарифы, то плановые потери упираются в эту же цифру. На современные формы управления коммунальной инфраструктурой — долгосрочную аренду и концессию — перешли пока только 37% предприятий, остальные по-прежнему находятся в муниципальной собственности. На капитальный ремонт тратится только 11% всех средств выручки, тогда как в Европе этот показатель превышает 40%. В последние годы государство начало предпринимать серьезные шаги для исправления ситуации. С 2011 года реализуется федеральная целевая программа «Чистая вода». В 2012 году проведен конкурсный отбор региональных программ, претендующих на получение субсидий в рамках ФЦП, успешно его прошли 29 субъектов Федерации, общий объем финансирования — 3 млрд рублей. С 1 января 2013 года вступил в силу федеральный закон «О водоснабжении», подготовлены нормативно-правовые акты, которые позволят отрасли «перезапуститься». Ведется работа над проектами законов о тарифном регулировании и о концессиях, в результате их принятия ожидается переход на долгосрочное тарифное регулирование, отказ от установления предельных уровней тарифов на федеральном уровне начиная с 2016 года, обязательное проведение конкурсов на право управления системами коммунальной инфраструктуры с определением четких требований к собственникам и инвесторам.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!