Вестник. Поволжье

Йохан Кён: «В каждом стадионе стараемся отразить местный колорит»

Йохан Кён: «В каждом стадионе стараемся отразить местный колорит»

Последнее десятилетие организаторы мировых футбольных первенств не обходились без услуг немецкой компании Architekten von Gerkan, Marg und Partner

Последнее десятилетие организаторы мировых футбольных первенств не обходились без услуг немецкой компании Architekten von Gerkan, Marg und Partner (gmp) — одного из мировых лидеров в проектировании спортивных сооружений. В России специалисты gmp принимают участие в разработке концепций четырех арен — в Самаре, Нижнем Новгороде, Волгограде и Краснодаре. Оценить проектные решения обновленного «Олимпийского» стадиона в Киеве смогли участники саммита, проведенного компанией IQPC осенью 2013 г. В интервью Отраслевому журналу «Вестник» управляющий партнер gmp Йохан Кён рассказал о наследии предстоящего ЧМ по футболу 2018 года и об особенностях русских стадионов — в контексте архитектуры и функциональности.

Бизнес и зрелище
— Небольшому городу не нужен огромный стадион, у FIFA и других регулирующих организаций нет задачи плодить «белых слонов». Поэтому наша цель — создавать многофункциональные стадионы, такие как «Олимпийский» в Киеве. Он не для одного события — он для будущего, для следующих 40-50 лет. Например, на берлинском стадионе можно играть в американский футбол, а можно и в регби — потому что размеры суперполя это позволяют.
Кроме того, стадион стоит дорого: во-первых, затраты на само строительство, а во-вторых, дальнейшее его содержание. Поэтому нам необходимо найти способы сократить эти последующие издержки. Для этого, например, в проект закладываются временные конструкции, которые можно удалить после мероприятия, как, например, на стадионе Moses Mabhida Stadium в Дурбане (ЮАР). После проведения там ЧМ третий зрительский ярус был разобран. Теперь на этом месте можно строить конференц-зал, отель, а на стадионе проводить праздники и торжественные мероприятия. Так, в Волгограде предполагается удалить 10 тыс. кресел болельщиков и построить там что-то другое. В случае если будет проводиться еще какое-либо грандиозное спортивное мероприятие, все кресла можно вернуть обратно! Это гораздо дешевле, чем разбирать бетонные конструкции.

Кроме того, согласно требованиям FIFA, на стадионе к ЧМ должно быть определенное количество VIP-лож, туалетов, точек общественного питания и т. д. После мероприятия их можно перепрофилировать, например, открыть спортивный музей местного футбольного клуба или небольшой детсад. Да, во многих стадионах открываются детские сады: во время мероприятий родители могут смотреть игру, не беспокоясь о детях, находящихся под присмотром воспитателей. Еще интересный пример — часовня при стадионе. Такая есть, например, в берлинском стадионе. Многие фанаты хотят провести обряд бракосочетания здесь. Кстати, с этой часовней были проблемы во время прошлого ЧМ: FIFA требовала закрыть ее, поскольку на стадионе присутствовали представители разных религий. На что мы ответили: «Пусть приходят в нашу часовню!» В итоге многие игроки заходили сюда помолиться перед игрой и после. Идей, как перепрофилировать помещения стадиона после крупных соревнований, — огромное количество!

Стучать в каждую дверь
— Для эффективного управления стадионом крайне важно найти хорошую администрацию. А хорошо управлять — значит проводить большие (не только спортивные) мероприятия, концерты и т. д. Посмотрите сайт берлинского стадиона. До реконструкции там проводились только футбольные матчи и лишь раз в год — что-то другое. Теперь же каждую неделю, а порой и трижды в неделю, мероприятия: один день — концерт на 60-70 тыс. зрителей, второй день — спортивное мероприятие, третий — крупная выставка... И это не так уж сильно зависит от размера региона. Управляющие стадионом должны стучать в каждую дверь в этом мире: приезжайте в наш город, мы вас ждем! Порой от первого такого запроса до состоявшегося мероприятия проходит 10 лет — у международных звезд график расписан на годы вперед. Поэтому необходимо найти такую администрацию стадиона, которая будет делать стадион местом притяжения. Пусть даже билеты на концерт достаточно дороги (в Германии они тоже дороги, и для меня в том числе). Но побывать на таком звездном концерте — незабываемый опыт. Люди готовы за это платить.

Придуманный нами объект должен «зажигать»
— Пожалуй, самые крупные проекты gmp в России — стадионы в Самаре и Волгограде. Самара — регион, известный своими авиаконструкторами, отраслями ракетостроения и металлургии. Именно это вдохновило gmp на создание очень динамичного архитектурного проекта самарского стадиона, который, подобно космическому объекту, словно находится в движении. В фасаде использованы металлические элементы, которые также перекликаются с темой авиастроения. Кроме того, для нас было важно, чтобы стадион был виден с максимального количества точек в городе и был гармоничной частью городского силуэта. В Волгограде в основе идеи лежит тема ткачества — как части местных народных промыслов. Потому фасад стадиона «Победа» выглядит как сплетенное полотно или ковер. Здесь использовано множество структурных элементов разных размеров, расположенных в разных плоскостях.
Стадион станет достопримечательностью Волгограда, с вечерней подсветкой он будет выглядеть как переливающийся бриллиант. Объект расположен поблизости от монумента «Родина-мать», поэтому было важно, чтобы стадион не «забивал» исторический контекст. На всех этапах разработки проекта мы постоянно консультировались с местными архитекторами, принимая решения только с их согласия. Очень важно, чтобы помимо спортивных мероприятий здесь проходили и другие: волгоградцы должны ассоциировать стадион именно со своим городом, понимать — он уникальный, единственный в мире, отражающий особенности именно этого города.
Это подход компании gmp — мы не можем просто взять один удачный проект и перенести его в другой город. Нет, мы везде стараемся отобразить именно местный колорит. Придуманный нами объект должен зажигать местных жителей, даже тех, кто абсолютно не интересуется спортивными мероприятиями, такими как ЧМ.

Крыша мира
Решение по кровле стадионов — всегда индивидуальный и сложный проект. В Самаре, поскольку стадион открытый, мы хотим сделать что-то типа «климатической ракушки», защищающей его от неблагоприятных погодных явлений. По поводу крыши решение еще не принято. На стадионе будет 45-50 тыс. зрителей, так что закрывать его — плохая идея. Кроме того, сложные технологические решения сложно и дорого и строить, и эксплуатировать. На некоторых стадионах (во Франкфурте, например) мы используем очень простую крышу-«зонт». Она сконструирована по принципу зонта с центром посередине — он защищает от ветра и непогоды, но все же это нельзя назвать полноценной крышей. Такая же идея заложена и в проект стадиона в Волгограде. Найти решение, чтобы защитить зрителей от ветра и дождя, но при этом центр поля должен быть под открытым небом. Кстати, если вы играете в американский футбол, поле обязательно должно быть открыто! Я этого не знал, пока не столкнулся однажды при проектировании стадиона. Ко мне пришли члены ассоциации по американскому футболу и сказали, что они очень рады, что центр стадиона находится под открытым небом. Я спросил: «Почему?» Они ответили, что «теперь бог может видеть их сверху»! А когда есть крыша, это невозможно. Таковы правила!

Справка
Немецкая компания Architekten von Gerkan, Marg und Partner (gmp) занимается разработкой дизайна и архитектурных проектов. Главные работы gmp: арена, принимающая ЧМ-2014, — National Stadium в г. Бразилиа (Бразилия), Cape Town Stadium на 68 тыс. зрителей в г. Кейптаун (ЮАР), первый в мире сертифицированный по стандартам LEED стадион Arena da Amazфnia в г. Манаос (Бразилия), реконструкция Berlin Olympic Stadium в г. Берлине (Германия) и другие объекты.
gmp-architekten.com

Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!