Вестник. Поволжье

Ставка на отечественное

Ставка на отечественное

Рынок торговой недвижимости в РФ готовится к кризису

По прогнозам аналитиков рынка, объем инвестирования в коммерческую недвижимость в России по итогам 2014 г. снизится на 30-40% и составит около $4 млрд. Наибольшие вложения (до 35-40%) традиционно направляются на строительство торговых площадей. Ситуация в разных сегментах неоднородна, и девелоперы фокусируются на тех стратегиях, которые действительно работают. На саммите «Многофункциональные торговые центры: стратегический дизайн и развитие в России и СНГ», организованном IQPC в Москве, эксперты и участники рынка обсудили, какие форматы торговых центров будут востребованы в будущем и как планировать бюджет строительства в условиях неопределенности.

По данным Гильдии управляющих и девелоперов, в 2013 г. в России было построено более 456 тыс. кв. м площадей для розничной торговли. По этому параметру страна занимает первое место в Европе, однако из-за снижения экономической активности и обесценивания рубля арендаторы не спешат занимать новые площадки. По оценке директора по развитию департамента торговой недвижимости Knight Frank Russia & CIS Александра Обуховского, ситуация в сфере торговых центров сегодня напоминает кризисный 2008 год. «И это не только наша локальная проблема, как показывают исследования, страдают здесь и европейские коллеги», — считает он. По прогнозам эксперта, рынок торговой недвижимости начнет расти с конца 2015 года. По мнению директора по экономике AECOM Нины Новиковой, новых игроков на рынок выходит ежегодно немного, в основном же строят всем известные девелоперы. В последние годы в столице появляются новые форматы ТЦ: торговые деревни, аутлеты — и скоро эта тенденция перейдет в регионы. Эти форматы будут все более востребованными.

С госпожой Новиковой согласен Александр Обуховский: «Сейчас ниша стандартных форматов постепенно исчерпывается. В ближайшее время будут набирать обороты так называемые аутлеты, ретейл-парки, тематические центры. Наша культура потребления тяготеет к ретейл-парку: россияне любят совершать покупки одежды и обуви вместе с продуктами питания. Насыщения этого рынка никогда не настанет, речь идет только о девелоперах, которым нужно просто разрабатывать новые форматы». Все — от девелопера до архитектора и генподрядчика — сталкиваются с вопросом, сколько в итоге будет стоить проект. «Как правило, оценка стоимости строительства делается на основании предыдущих возведенных проектов, однако зачастую девелоперы не обращают внимания на то, что увеличение цен на строительные материалы обгоняет официальный рост инфляции и достигает 13-14% ежегодно, — отметила директор по развитию бизнеса Renaissance Construction Александра Булгакова. — Плюс, безусловно, необходимо учитывать колебания валюты. Есть разные варианты подстраховки, к примеру, заключение бивалютных договоров, во-вторых, это оптимизация проектных решений. Большинство компаний, которые занимаются сметами проектов, являются теоретиками. Если на этом этапе не привлекаются строители-практики, как правило, это приводит к тому, что возникает необходимость вносить поправки на инвестиционных стадиях. По мнению участников рынка, сегодня все чаще владельцы бизнеса отказываются от неэффективных решений и проектов и фокусируются на тех стратегиях, которые действительно работают. На рынке все большее число проектов будет ориентировано на российских инвесторов.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!