Уходящий 2014 год стал для дилеров спецтехники последним «жирным» годом: уже в следующем году они ожидают значительного спада продаж. В то же время будет расти сегмент сервиса, а также рынок вторичной спецтехники. Строительные и ЖКХ-компании продолжат снижать издержки на приобретение спецтехники, отдавая предпочтение лизинговым и арендным схемам, а также многофункциональным машинам.
Универсиада, крупные инфраструктурные проекты и большие объемы вводимого жилья были теми основными факторами, которые 3-4 последних года формировали устойчивый рост спроса на спецтехнику в ПФО. Как отмечают опрошенные «Вестником» дилеры, ежегодно их продажи увеличивались в среднем на 18-23%. Также рынок поддерживали банки и лизинговые компании, значительно расширившие инструментарий для приобретения техники строительными, дорожными и управляющими компаниями. Рост спроса сопровождался и увеличением среднего чека: компании частично переориентировались с российской на более производительную и надежную западную (либо японскую) технику. Но уже во втором полугодии 2014-го компании почувствовали спад продаж, который был обусловлен ростом курса доллара и общеэкономическим негативным фоном. В настоящее время предприятия закупают новую технику, но эти закупки в основном связаны с обновлением парка устаревших единиц, а не с расширением бизнеса.
2015 год обещает стать серьезным испытанием для многих игроков рынка, однако эксперты говорят и о ряде позитивных тенденций. Так, регионы ПФО не планируют снижать объемы жилищного строительства. Также в Поволжье в ближайшее время развернется масштабная подготовка к чемпионату мира по футболу, в рамках которой в развитие четырех субъектов, принимающих матчи, будет вложено порядка 1 трлн руб. Одним из крупнейших проектов, способных повлиять на рынок, может стать и строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань, затраты на которую оцениваются примерно в 900 млрд руб.
Рост перед падением
Как отмечают эксперты, тенденции на рынке спецтехники в уходящем году в различных сегментах были разнонаправленными. Так, по оценке гендиректора компании CARCADE Алексея Смирнова, если сделки по строительной и дорожной технике в первом полугодии показали рост на 18%, то, к примеру, сегмент погрузчиков сократился на 30%. Эксперт поясняет, что спрос на дорожно-строительную технику формировался за счет сохранения высоких темпов строительства жилья и стимулированного из госбюджета строительства дорог, в то же время логисты, ориентированные на рост грузопотока, в нынешнем году из-за рецессии были вынуждены сократить часть инвестиционных расходов. Согласно данным B2B-RENT, наиболее востребованным оборудованием в ПФО в этом году были различные модификации экскаваторов, бульдозеры, краны и самосвалы. «С одной стороны, спрос формировал крайне высокий уровень износа (более 60%) основных фондов предприятий дорожно-строительной отрасли, которые активно обновляли машинные парки. С другой стороны, это серьезные темпы и объемы жилищного и коммерческого строительства, а также огромные денежные вливания в спортивные объекты. И если в 2013 году увеличение объемов
продаж техники в строительной отрасли составило немногим более 3%, то на 2014 год аналитики прогнозируют рост в 9%», — говорится в отчете компании.
Спрос был неравномерен и в различные временные периоды года. Представитель ГК «Балтийский лизинг» Андрей Бугров объясняет это тем, что в бизнесе существует ярко выраженная сезонность.
«Дорожники проводят большую качественную часть работ в определенные периоды и в крайне ограниченные сроки, которые сильно зависят от погоды. Соответственно, на эти периоды завязаны и основные потоки продаж спецтехники. Ежегодно прослеживается срыв сроков тендеров на проведение дорожных и строительных работ, что в конечном итоге сказывается на закупке техники, необходимой для выполнения работ по выигранным тендерам. В 2014 году,
только ближе к его середине, стали подводиться итоги объявленных конкурсов, и в силу ограниченности дорожного сезона возникли определенные сложности. Компаниям необходимо либо увеличивать интенсивность освоения выигранных объемов, либо часть работ переносить на следующий год, — объясняет Бугров и добавляет: — Кроме того, рост курса валют с начала года автоматически увеличил стоимость приобретаемой техники, что не могло не сказаться на некотором снижении спроса либо смене приоритетов в выборе того или иного производителя дорожно-строительной техники».
Шанс российских машин
Снижение курса рубля может помочь отечественным производителям оборудования и спецтехники преодолеть негативную для них тенденцию потери части рынка в пользу западных и
японских брендов, которая сформировалась с момента вступления России в ВТО. «Строительные компании предпочитают приобретать технику зарубежного производства: Hitachi, Hyundai, John Deere. По их отзывам, она отличается высокой надежностью. Благодаря своей невысокой цене в последнее время набирает популярность китайская техника: Zoomlion, XCMG и др.», — рассказывает директор представительства «Сименс Финанс» в Казани Евгений Лапшин. Однако девальвация рубля сделала отечественную технику гораздо более привлекательной по цене, тем более что локализовать производство в России уже успели такие авторитетные марки, как Komatsu, Terex Corporation и та же Hitachi. В 2014 году лишь каждая третья дорожно-строительная машина была российского производства. Уже к концу года эта пропорция была примерно 50 на 50.
Строительные компании используют самые разные способы приобретения техники. Как объясняют эксперты, все зависит от конкретных задач, стоящих перед предприятием на текущий момент, и от деятельности самого предприятия. «Если, к примеру, для выполнения определенного объема работ техника нужна на короткий срок либо предполагается использовать ее периодически, то аренда зачастую выгоднее. Но в случаях, когда планируется значительный объем работ или строительная организация заключила контракты на несколько объектов, то имеет смысл приобрести необходимую технику — либо за счет собственных средств, либо за счет заемных», — говорит Евгений Лапшин. При использовании собственных средств предприятию необходимо отвлечь деньги из оборота, что не всегда возможно и эффективно. Альтернативным вариантом является приобретение техники в лизинг. В таком случае предприятие единовременно оплачивает авансовый платеж от 10%, остальные платежи погашаются за счет поступлений от текущей деятельности организации в течение срока лизинга от 6 месяцев до 5 лет. «На первый взгляд, лизинг обходится организации дороже, чем приобретение за счет собственных средств. Однако, во-первых, удорожание по лизингу можно существенно уменьшить за счет аванса, графика, срока финансирования, а также применения специальных программ с поставщиками техники, а во-вторых, налоговые льготы, применяемые при лизинге, позволяют получить дополнительную экономию. Еще одним немаловажным фактором является инфляция, при которой реальная стоимость денежных средств постоянно снижается, и экономически более выгодно оплачивать технику в течение 3-5 лет, чем единовременно. В целом я бы порекомендовал компаниям сравнивать разные варианты с учетом долгосрочной перспективы», — комментирует Лапшин. Гендиректор НААСТ Александр Иванов отмечает, что доля сделок с использованием арендных схем на фоне падающих прямых продаж росла уже в этом году, и эта тенденция будет лишь усиливаться на сжимающемся рынке спецтехники в 2015 году. «Строительные компании будут стремиться снижать издержки за счет аренды, которая позволяет не изымать больших денег из оборота и не тратиться на обслуживание, запчасти и хранение спецтехники», — говорит Иванов.
Стоп, машина

Рынок спецтехники рос в первом полугодии 2014-го, но падал во втором
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Похожее

Малоинвазивную хирургию, биоимпланты и эндопротезирование суставов стопы рассмотрят на профильной секции ЕОФ – 2023
Ведущие специалисты в области хирургического лечения травм и деформаций стопы у взрослых и детей, эндопротезирования и аддитивных технологий соберутся на секциях научной программы форума, посвященных стопе.

Индустриальный парк «Чистополь» запустил новые производства
25 июля состоялся запуск сразу двух производств в ИП «Чистополь»
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Популярное
С начала года ФБУ «РосСтройКонтроль» осуществляет строительный контроль на 149 объектах в Приволжском федеральном округе
Инспекторы ФБУ «РосСтройКонтроль» ежедневно проводят строительный контроль при строительстве, реконструкции объектов высокой социальной значимости. В 2021 году ...
Топ-50 крупнейших компаний Приволжского федерального округа
В рейтинг вошли крупнейшие компании регионов ПФО. Основным критерием для ранжирования является выручка или консолидированная выручка за 2018 год

У Новогодней столицы России уже заполнен график экскурсий
Киров готовится к встрече гостей со всей страны
ТОП-50 крупнейших инвестиционных проектов Приволжского федерального округа
50 ключевых проектов на 1,5 трлн рублей помогут сохранить устойчивость экономики в ПФО

Полиэтническая культура Поволжья
Через культуру поколения сохраняют историю своего народа

ТОП-20 крупнейших инвестиционных проектов импортозамещения ПФО
Регионы Поволжья вносят весомый вклад в импортозамещение России