Межмуниципальный принцип
Вопрос утилизации, сортировки и переработки отходов стоит в Приволжском федеральном округе довольно остро. Высокие показатели развития промышленности в регионах и рост численности населения поднимают на первый план проблему по обращению с отходами и ликвидации экологического ущерба. По данным Росприроднадзора РФ, в округе накоплено порядка 2,4 млрд тонн отходов. При этом за последний год их количество выросло по отношению к предыдущему периоду на 258 млн тонн. Увеличение объема отходов сопряжено с максимальной загрузкой полигонов по утилизации мусора. Значительная часть этих объектов уже переполнена или закрыта. Совсем недавно прекратил прием один из самых больших полигонов в Европе — полигон ТБО «Игумново» в Нижегородской области. Параллельно с этим растет количество несанкционированных свалок. В регионах ПФО, по последним статистическим данным, выявлено около 5 тыс. мест несанкционированного сброса ТБО — это примерно 2 тыс. га. По мнению экспертов, остановить этот процесс можно лишь с помощью разработки и внедрения в каждом из регионов комплексной программы утилизации, сортировки и переработки мусора. Создание современных мусоросортировочных и мусороперерабатывающих предприятий является необходимым и своевременным шагом. Впрочем, эта проблема на уровне регионов уже решается. Практически во всех субъектах ПФО действуют госпрограммы, направленные на привлечение инвесторов в эту сферу, строительство комплексов утилизации и сортировки ТБО и ТКО. Большинство из них направлено на создание в регионах мусоросортировочных комплексов с межмуниципальными полигонами. Например, в Нижегородской области строительство таких объектов ведется в рамках программы «Охрана окружающей среды Нижегородской области». Как отметила первый заместитель министра экологии и природных ресурсов региона Наталья Мочалина, к настоящему времени в эксплуатацию введено три современных комплекса обработки и размещения ТКО: в Дзержинске, Городецком и Балахнинском районах.
В Башкортостане создание комплексов реализуется благодаря программе «Совершенствование системы управления твердыми бытовыми отходами в Республике Башкортостан на 2011-2020 годы». «В республике нужно внедрять межмуниципальный принцип обращения с отходами. Такие варианты, как строительство мусоросжигательных заводов или заводов по переработке отходов методом пиролиза и др., являются финансово затратными и приведут к существенному повышению тарифов практически в 10 раз», — пояснили в Министерстве природопользования и экологии Башкортостана. По этому пути пошли и другие регионы, например Татарстан, Саратовская и Ульяновская области. Первые шаги в этом направлении сделала Оренбургская область, где в прошлом году был введен в эксплуатацию первый мусоросортировочный комплекс. «За время работы завода отобрано более 300 тыс. кубометров полезных фракций ТКО, которые не захоронены на полигоне и не оказывают негативного влияния на окружающую среду», — подчеркнул заместитель министра природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Владимир Белов. Однако, как и несколькими годами ранее, вопрос привлечения инвестиций в эту сферу является одной из злободневных тем.
Концессии поддержат отрасль
Разрешить традиционные проблемы отрасли руководство регионов намерено с помощью частных инвесторов. Поддерживают привлечение бизнеса в отрасль и на федеральном уровне. По мнению экспертов, заинтересовывать инвесторов нужно с помощью внедрения единых правил игры. «Лучшая мотивация — это прозрачные и понятные правила игры; гарантия поставки отходов на длительный период, что могло бы окупить инвестиционные затраты, — подчеркивает руководитель информационно-аналитического агентства Cleandex Антон Липатов. — Такой подход с гарантированным субсидированием на протяжении длительного периода уже способствовал привлечению инвесторов в альтернативную энергетику». Надо сказать, что примеры реализации ГЧП в отходоперерабатывающую отрасль Поволжья есть. Первым объектом в России стал комплекс обработки и размещения ТКО в Городецком районе Нижегородской области. Концессионное соглашение между областным правительством и ЗАО «Управление отходами-НН» предполагает, что эксплуатация объектов рассчитана на ежегодное поступление 100 тыс. тонн отходов в течение 25 лет. В Саратовской области с 2013 г. реализуется концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры — системы переработки и утилизации ТБО. В соответствии с концессионным соглашением, ЗАО «Управление отходами» обеспечивает проектирование, строительство и эксплуатацию на территории Балаковского и Энгельсского районов двух полигонов ТБО мощностью не менее 450 тыс. тонн в год, двух мусороперерабатывающих комплексов мощностью не менее 150 тыс. тонн в год, двух цехов биокомпостирования и 16 мусороперегрузочных станций», — рассказали в минэкологии области. Отмечается, что инвестор обязуется направить на объекты инфраструктуры более 1,6 млрд рублей. ЗАО «Управление отходами» подписало также в прошлом году концессионное соглашение с Минприроды Чувашии в отношении межмуниципальной системы переработки и утилизации ТБО. «Реализация данного проекта с внедрением передовых инновационных технологий направлена на создание благополучной экологической обстановки в регионе. Комплексная переработка и обезвреживание до 80% всех бытовых отходов позволит значительно снизить негативное воздействие на окружающую среду и обеспечить кардинальное решение вопросов экологической безопасности для более чем половины жителей республики», — отметил врио министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики Евгений Юшин. По предварительным данным, концессионер направит на модернизацию отрасли региона порядка 1 млрд рублей. Привлечь крупных игроков в отрасль помогут и изменения в федеральном законодательстве РФ.
В конце прошлого года в ФЗ «Об отходах производства и потребления» были внесены существенные изменения. По мнению Антона Липатова, эти перемены являются революционными и долгожданными. Они должны привести к ряду необходимых преобразований. Главное следствие — укрупнение отрасли. Вместо десятков мелких компаний, работающих на отдельных стадиях обращения с отходами, появляется монополист — региональный оператор, заключающий договоры с генераторами отходов. «Указанный механизм позволит обеспечить вывоз отходов с экономически невыгодных территорий, отследить движение твердых коммунальных отходов от образователя отходов до мест их утилизации, обезвреживания и захоронения, что приведет к повышению инвестиционной привлекательности отрасли, привлечению частных средств и созданию коммунальной инфраструктуры по обращению с твердыми коммунальными отходами», — заметил исполнительный директор НП «ЖКХ Развитие» Алексей Макрушин. Таким образом, крупные компании получат возможность инвестировать в инфраструктурные проекты. С другой стороны, проблемы обращения с отходами переходят из компетенции муниципалитетов в сферу ответственности региональной власти, что позволит более комплексно подходить к вопросам утилизации отходов.
Инвестиции — в комплексные проекты
Наиболее крупные и значимые проекты вошли в наш рейтинг «Топ инвестиционных проектов в сфере утилизации, сортировки и переработки мусора на территории ПФО в 2014-2015 гг.», в который вошло 10 проектов, находящихся на различных стадиях реализации: от предынвестиционной до введения в эксплуатацию. Возглавляет список проект по созданию комплексной системы обращения с отходами, который реализуется на территории Татарстана с 2012 года. Стоимость проекта составляет порядка 16 млрд руб. Инвестор — ООО «БФ-ЭКО». В инвестпрограмму входит строительство новых заводов, которые будут перерабатывать вторичное сырье и утилизировать отходы. Второе место по сумме инвестиций у проекта по внедрению комплексной системы обращения с отходами на территории Пермского края, которая включает в себя строительство пяти полигонов, семи мусоросортировочных комплексов и 21 мусороперегрузочную станцию. Соглашение о намерениях было подписано правительством региона и ОАО УК «Эко-система». На условиях ГЧП инвестор намерен в течение 5-7 лет завершить строительство межмуниципальных объектов. «Новая современная инфраструктура выведет на новый уровень всю систему управления отходами и откроет возможности для запуска новых инвестиционных проектов в области рециклинга», — заявил генеральный директор ОАО УК «Экосистема» Андрей Якимчук. Общая сумма инвестиций в инфраструктурные объекты Прикамья составит примерно 2,5 млрд руб. На третьей позиции топ-листа расположился еще один комплексный проект по строительству и эксплуатации двух полигонов, двух мусороперерабатывающих заводов, двух цехов биокомпостирования и 16 мусороперегрузочных станций на территории Балаковского и Энгельсского муниципальных районов общей стоимостью 1,64 млрд рублей. Надо сказать, что больше всего проектов — четыре позиции в рейтинге — представлено на территории Новгородской области. Самый дорогостоящий проект инициировала компания «Экоуниверсал», которая намерена создать кластер по переработке и утилизации промышленных отходов мощностью 20 тыс. тонн в год. Заявленная стоимость проекта составляет 1,5 млрд рублей. Замыкает пятерку топ-листа проект по созданию системы обращения с бытовыми отходами, включающий 14 полигонов ТБО, мусоросжигательные и перерабатывающие комплексы в Ульяновской области. ООО «РТ-Инвест» планирует сдать в эксплуатацию заявленные объекты в 2016 году, стоимость которых составляет 200 млн долларов.
ТОП-10 инвестиционных проектов в сфере утилизации, сортировки и переработки мусора на территории ПФО в 2014-2015 гг.
Наименование проекта | Инвестор | Проектная мощность | Срок реализации | Стоимость, млн руб. | Стадия реализации | |
1 | Создание комплексной системы обращения с отходами, Республика Татарстан | ООО «БФ-ЭКО» | н/д | 2012-2017 гг. | 16000 | реализуется |
2 | Комплексная система обращения с отходами на территории Пермского края (5 полигонов, 7 мусоросортировочных комплексов и 21 мусороперегрузочная станция), Пермский край | ОАО УК «Эко-система» | н/д | 2015-2022 гг. | 2500 | реализуется |
3 | Строительство Энгельсского и Балаковского межмуниципальных полигонов твердых бытовых отходов (2 мусороперерабатывающих комплекса, 16 мусороперегрузочных станций, 2 цеха биокомпостирования), Саратовская область | ЗАО «Управление отходами» | 150 тыс. т/год- мусоропереработка | 2013-2015 гг. | 1640 | завершен |
4 | Создание кластера по переработке и утилизации промышленных отходов, Нижегородская область | ООО «Экоуниверсал» | 20 тыс. т/год | с 2015 г. | 1500 | предынвестиционная |
5 | Создание системы обращения с бытовыми отходами (14 полигонов ТБО, мусоросжигательные и перерабатывающие комплексы), Ульяновская область | ООО «РТ-Инвест» | н/д | 2013-2016 гг. | 1060 | в стадии реализации |
6 | Создание мусоросортировочного комплекса, Нижегородская область | ЗАО «Управление отходами-НН» | 100 тыс. т/год | 2011-2014 гг. | 600 | завершен |
7 | Строительство межмуниципального комплекса обработки и утилизации ТКО, Нижегородская область | ООО «ОРБ Нижний» | 130 тыс. т/год | 2013-2015 гг. | 450 | реализуется |
8 | Строительство 2-й очереди полигона ТБО в г. Выкса, Нижегородская область | АО «Выксунский металлургический завод» | н/д | 2015-2016 гг. | 300 | предынвестиционная |
9 | Организация захоронения (утилизация) ТБО, Республика Башкортостан | ООО «Эко-Сити» | н/д | с 2014 г. | 250 | реализуется |
10 | Строительство мусороперерабатывающего завода, 1-я очередь, Оренбургская область | Ассоциация перевозчиков ТБО | 250 тыс. т/год | 2013-2014 гг. | 138 | завершен |
Как мы считали
В топ-лист рейтинга вошли проекты в сфере утилизации, сортировки и переработки мусора, которые (реализуются или завершены в Приволжском федеральном округе в 2014-2015 гг. Основанием для ранжирования является объем инвестиций. Данные предоставлены региональными министерствами и департаментами, курирующими сферу экологии и природопользования, а также пресс-службами компаний-инвесторов. В некоторых случаях использовалась информация, которая находится в открытом доступе в сети Интернет. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.