По стратегии, утвержденной Минпромторгом России, в 2020 году доля отечественной продукции на внутреннем рынке по легковым машинам должна вырасти до 80%, по легким коммерческим автомобилям (LCV) — до 61%, а грузовиками и автобусами планируется «почти заполнить рынок». Для этого определены три ключевых автомобильных кластера, в том числе Приволжский, куда входят автозаводы в Тольятти, Самаре, Набережных Челнах, ОЭЗ «Алабуга», Ульяновске и Нижнем Новгороде.
За 10 месяцев этого года российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 33,6%, в октябре — на 38,5%. По данным Росстата, производство легковых машин за январь — октябрь сократилось на 23,2%, в октябре — на 11,4%. Объем рынка новых грузовых автомобилей сократился на 43,5% к январю — октябрю прошлого года, по данным аналитического агентства «Автостат», до 41 200 штук.
Государство помогает автопрому преодолеть спад продаж, поддерживая спрос. Правительство направит в этом году на программы льготного автолизинга около 5 млрд руб.; льготного автокредитования — 1,5 млрд, субсидирования закупки регионами газомоторной техник — 3 млрд; на дополнительные закупки автомобилей органами власти — 11,3 млрд. По прогнозу Минпромторга РФ, общее производство автомобилей в России по итогам этого года с учетом господдержки сократится на 24% — до 1,44 млн шт., а без нее «просело» бы на 37% — до 1,19 млн шт. Как будет государство поддерживать спрос в следующем году, пока не ясно. «В январе, как, собственно, и в этом году, мы вернемся к вопросу о поддержке спроса», — передавал «Интерфакс» слова министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. Глава ведомства сообщил, что окончательных решений нет, министерство внимательно следит за автопромом, так как это «наиболее мультипликативный и очень существенный индикатор здоровья в целом промышленности и экономики».
В ПФО сосредоточено 85% российского автопрома, здесь производится 73% автомобилей (грузовиков более 90%), 85% автобусов и 80% автомобильных двигателей. С учетом смежных производств в отрасли занято около миллиона человек. В округе выпускаются автомобили отечественных и иностранных марок, в том числе на контрактных сборочных производствах. Самые крупные заводы — ГАЗ, Ford Sollers, КамАЗ, ВАЗ.
ГАЗ
Продажи группы ГАЗ в сегменте LCV сократились на 32,5% с 45 847 автомобилей за 10 месяцев прошлого года до 30 928 за январь — октябрь 2015 г. В сегменте грузовиков модели ГАЗ продавались лучше рынка — GAZ потерял четверть продаж, Ural — 37,5%. «Помимо снижения продаж, отрасль почувствовала сильное давление на себестоимость продукции, которое оказали рост цен на импортные комплектующие из-за девальвации рубля, а также удорожание материалов и энергоносителей», — сообщили «Вестнику» в пресс-службе группы. К этому добавился и кредитный кризис, в результате чего резко выросла стоимость кредитов как для производителей, так и для поставщиков и потребителей, недоступность кредитов и низкие инвестиционные возможности малого и среднего бизнеса продолжают негативно влиять на рыночный спрос, уверены в компании.
В этом году группа практически завершила программу обновления модельного ряда марки ГАЗ: выпущен новый цельнометаллический фургон «ГАЗель Next», началось производство грузовиков «Урал Next», представлен автобус «Вектор Next», говорится в ответе пресс-службы компании. В первом полугодии ГАЗ увеличил рыночную долю в основных сегментах: на рынке автобусов с 64% до 84%, в сегменте среднетоннажных грузовиков — с 56% до 72%, в сегменте полноприводных тяжелых грузовиков — с 31% до 34%. «Вывод на рынок новых моделей позволил нам увеличить свою долю во всех основных сегментах за счет вытеснения зарубежных конкурентов и расширить экспортные возможности», — комментировал итоги полугодия президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин. По его словам, группе «удалось снизить убытки и повысить рентабельность».
«Для этого мы сократили свои издержки в 2014 г. на 9,8 млрд рублей и планируем еще снизить затраты на 5,5 млрд в этом году. Мы практически не привлекали кредитных ресурсов, финансируя инвестиционную программу за свой счет», — отмечал тогда директор по экономике и финансам Группы ГАЗ Михаил Белобров. «Однако сжатие собственных ресурсов не может компенсировать негативное воздействие целого сочетания негативных макроэкономических факторов, с которыми столкнулись сегодня предприятия автомобильной отрасли», — подчеркнули в пресс-службе. В компании считают, что кроме повышения доступности кредитных ресурсов необходимо продлить и уже зарекомендовавшие себя программы, такие как обновление парка, льготный лизинг, а также внедрять новые, например нужна госпрограмма замены парка школьных автобусов: свыше 20% парка таких автобусов в России старше 10 лет, а это влияет на безопасность перевозок детей.
КамАЗ
КамАЗ (по собственным данным компании) продал за 10 месяцев этого года 16 200 грузовиков, это на 35% меньше, чем в январе — октябре прошлого года. По итогам сентября падение составляло 40%. Компания занимает на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн 56,5% (43,2% в январе — октябре прошлого года), говорится в пресс-релизе автогиганта.
КамАЗ удвоил экспорт в страны дальнего зарубежья, за девять месяцев этого года продана 1121 единица автотехники и сборочных комплектов деталей против 589 единиц в январе — сентябре прошлого года. С начала года КамАЗ выпустил 21 506
машкомплектов, в октябре — 3495. «Бизнес-план по продажам в этом году — 28 тыс. грузовиков, а выпустить планируется на 2-3 тыс. больше», — рассказал «Вестнику» пресс-секретарь КамАЗа Олег Афанасьев. Он уверен, что программы господдержки эффективны и без них падение рынка было бы значительнее. «На КамАЗе работает программа повышения эффективности бизнеса. Если на начальном этапе программы сокращение издержек было направлено на общие показатели (снижение потребления электричества, газа и т.д.), то теперь, исчерпав их, мы пошли «вглубь продукта» — снижаем стоимость машкомплекта за счет новых внедрений и конструкторских решений», — говорит Афанасьев. Также он добавил, что сокращать (за исключением естественной убыли — по достижении пенсионного возраста и т.д.) и набирать персонал завод в следующем году не планирует.
Следующий год КамАЗ начнет с традиционного корпоративного отпуска с 1 по 24 января, говорится в сообщении на сайте автозавода. «Мы считаем, что в следующем году авторынок сохранит показатели 2015 г. или покажет небольшой рост», — оптимистичен Олег Афанасьев.
Совместное предприятие Ford Sollers
В Поволжье у СП два завода в Татарстане, в Набережных Челнах (выпускает Fiesta и EcoSport, мощность — 115 тыс. машин в год) и Елабуге (Transit, Explorer и Kuga, 85 тыс. машин в год). Продажи Ford в сегменте LCV снизились наполовину — с 6673 машин за 10 месяцев прошлого года до 3324 за январь — октябрь 2015 г. Общие продажи Ford в России сократились на 39% за этот период, по данным AEB. На 50% сократилось производство на заводах Ford Sollers во Всеволжске (Ленинградская область) и Елабуге (Республика Татарстан). В этом году компания открыла в ОЭА «Алабуга» завод двигателей за $274 млн мощностью 105 тыс. моторов год, а в прошлом году модернизировала набережночелнинский завод. Инвестиции в создание совместного предприятия и модернизацию производств превышают $1,5 млрд.
Из-за падения спроса Ford Sollers остановила с 18 ноября до января завод в Набережных Челнах, с 15 декабря будет остановлен конвейер в Елабуге. По данным руководителя пресс-центра Федерации профсоюзов Республики Татарстан Ирины Пузаковой, за период вынужденного простоя компания выплатит сотрудникам две трети от зарплаты. Ford в России изучает возможности расширения экспорта не только за счет автомобилей, но и за счет комплектующих, поскольку экспорт особенно важен при недозагрузке производственных мощностей в кризис, говорил руководитель совместного предприятия Ford Sollers Марк Овенден в начале декабря. По его мнению, при сохранении господдержки в 2016 г. рынок останется на том же уровне, то есть даже при минимальном уровне импорта российские автозаводы будут загружены меньше чем наполовину.
«В этом году компания полностью обновила модельную линейку Ford в России, представив и запустив в производство пять новых автомобилей, расширила базу локальных поставщиков до 70 производителей компонентов и сырья», — сообщили «Вестнику» в пресс-службе Ford Sollers. В компании верят в долгосрочную перспективу восстановления и развития российского авторынка и продолжат развивать проекты по локализации и использованию отечественного сырья, увеличивать базу поставщиков, говорится в ответе.
АвтоВАЗ
Продажи Lada сократились на треть в январе — октябре этого года по сравнению с 10 месяцами прошлого года с 321 590 автомобилей до 224 054. Lada остается лидером среди доступных автомобилей стоимостью до 600 тыс. руб., доля бренда составляет более половины этого сегмента.
Президент АвтоВАЗа Бу Андерссон на заседании комитета Союза машиностроителей России в июне говорил, что в этом году компания увеличит производство автомобилей по сравнению с 2014 г. на 1,7% — до 585 тыс. шт. При этом машин под брендами Renault, Nissan и Datsun будет собрано 160 тыс., или на 19,5% больше, чем годом ранее, а Lada — меньше на 3,7% — 425 тыс. автомобилей. Компания в сентябре начала серийное производство Lada Vesta в Ижевске, изначальный уровень локализации автомобиля — 71%, в Тольятти производится большинство компонентов, и 60% от стоимости автомобиля формируется там, говорится в пресс-релизе автопроизводителя. В декабре планируется начать производство Lada Xray — общий объем инвестиций в оба проекта составит 30 млрд руб. в этом году. 25 июня на общем годовом собрании акционеров АвтоВАЗ подтвердил свои среднесрочные планы — занять 20% российского автомобильного рынка, получить 6% операционной прибыли и обеспечить свободный денежный поток. По словам экспертов, автомобили Lada за счет большой локализации остаются дешевле иномарок и чувствуют себя лучше рынка, но постепенно проигрывают ценовую войну своим основным конкурентам — корейским Hyundai и Kia, которые сдерживают рост цен и предлагают скидки.
Цены на Lada повышались два раза в этом году. В сентябре независимый профсоюз работников АвтоВАЗа провел митинг против сокращений сотрудников и за повышение зарплат. В январе компания уведомила профсоюз и службу занятости о намерении сократить 1100 сотрудников категории РСиС (руководителей, специалистов и служащих ) при их общей численности около 10 тыс. человек. Волжский машиностроительный завод (входит в АвтоВАЗ) планировал сократить 1195 человек, причиной сокращения персонала является отсутствие загрузки на станкостроительном направлении производства. Численность сотрудников сократилась на АвтоВАЗе с 66 728 в 2013 г. до 51 629 человек в первом полугодии этого года. «В условиях падающего рынка нам необходимо уменьшать постоянные затраты и снижать цены на закупаемые материалы, программа сокращения затрат АвтоВАЗа состоит из 180 пунктов и включает в себя реструктуризацию базы поставщиков», — отметил Бу Андерссон. Продажи на российском авторынке в этом году сократятся на 36%, говорил Андерссон на конгрессе, организованном Automotive News Europe.
Подушка безопасности для автопрома
В условиях спада продаж автопроизводители жестко экономят и увеличивают свои доли рынка
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Похожее
Подведены итоги двух этапов реализации проекта «Киноклуб как место для открытий»
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
В Пензенской области появятся 10 новых станций для зарядки электрокаров
В регионе созданы благоприятные условия для развития инфраструктуры электротранспорта
Игорь Бондарчук: «Мы работаем для того, чтобы наш город развивался и расцветал, а каждый его житель чувствовал себя комфортно»
В 2023 году Йошкар-Олинская ТЭЦ-1 — стратегически важное предприятие Республики Марий Эл — отмечает 80-летний юбилей.
Мазит Салихов: «Экспертиза — это гарантия безопасности и эффективности строительства»
Одна из главных задач ГАУ «УГЭЦ РТ» — обеспечение безопасности и надежности объектов строительства
При поддержке ВЭБ.РФ в Зеленодольске построят элеватор для хранения и обработки зерновых и масленичных культур
Компания из моногорода Зеленодольск Республики Татарстан «Свияжск-Зернопродукт» получит кредит в размере 1 млрд рублей под 1 % годовых от ВЭБ.РФ на строительство современного элеватора для хранения и обработки зерновых и масленичных культур. Будет создано более 80 рабочих мест,…
Возможности для развития агропромышленного бизнеса обсудят на форуме в Казани
Международная агропромышленная выставка «АГРОВОЛГА», запланированная на 3-5 июля 2024 года, вновь соберет на своей площадке более 15 000 специалистов АПК и свыше 400 экспонентов.
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Популярное
В Пермском крае «Ласточек» поэтапно заменяют на «Финисты»
В регионе увеличивается востребованность железнодорожного транспорта
С начала года ФБУ «РосСтройКонтроль» осуществляет строительный контроль на 149 объектах в Приволжском федеральном округе
Инспекторы ФБУ «РосСтройКонтроль» ежедневно проводят строительный контроль при строительстве, реконструкции объектов высокой социальной значимости. В 2021 году ...
Субсидию до 350 млн рублей предложили нижегородским предприятиям
Новая мера поддержки предусмотрена на создание и развитие совместных производств со странами ЕАЭС
Чувашия вступает в пилотный проект по оптимизации городских перевозок
В Чебоксарах и Новочебоксарске общественный транспорт продолжит развиваться с сервисами Яндекса
Фестиваль музыки и еды «Гастролес. Два дня ели все съели» пройдет в Ульяновской области
В этом году в регионе 21 событийному мероприятию окажут господдержку
Топ-50 крупнейших компаний Приволжского федерального округа
В рейтинг вошли крупнейшие компании регионов ПФО. Основным критерием для ранжирования является выручка или консолидированная выручка за 2018 год