Вестник. Поволжье

Остались при своих

Остались при своих

Крупные автопроизводители Поволжья в 2016 году сумели избежать спада продаж

Для российских автозаводов, сконцентрированных преимущественно в Поволжье, минувший год можно назвать удачным: на фоне серьезной стагнации рынка во всех секторах их производственные показатели оставались стабильными, а у некоторых пусть незначительно, но выросли. Как отмечают эксперты, отечественным компаниям помогли в первую очередь государственные программы поддержки.

В 2016 году Правительство РФ продолжило активно дотировать отечественное автопроизводство. В конце 2015-го премьер-министр Дмитрий Медведев озвучил сумму, которую в федеральном бюджете заложили на поддержку автомобилестроителей, — 50 млрд рублей, это больше всех среди гражданских отраслей промышленности. В минувшем году была, в частности, продолжена программа льготного кредитования и предоставления льгот на лизинг автомобилей. Правительство также оплатило часть издержек на приведение производимых в России автомобилей в соответствие международным стандартам в рамках поддержки экспорта. Экспортеров также поддержали путем компенсации затрат на доставку автомобилей до государственной границы. Помимо этого было субсидировано обновление автопарка неотложной и скорой помощи. По оценкам маркетологов, из проданных 1,4 млн единиц автотранспорта не менее половины пришлось на различные программы господдержки.

Воспользовались поддержкой
Крупнейшие автомобильные заводы, расположенные в ПФО, сумели воспользоваться господдержкой, в целом отстояв свои позиции как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Так, если в общем по России рынок автомобилей просел по сравнению с 2015 годом примерно на 10%, то продажи Lada упали всего на 3-4%, а Ульяновский автозавод в кризис и вовсе нарастил продажи на 1%, заняв девятую позицию по объему продаж новых автомобилей в России по итогам 2016 года согласно рейтингу АЕБ. Продажи внедорожников УАЗ за год составили 48 848 штук, тогда как годом ранее этот показатель составил 48 588. При этом оба поволжских бренда смогли довольно серьезно нарастить свою долю на рынке. Для УАЗа этот показатель вырос с 3% до 3,4%. «Лидерами роста на российском рынке в 2016 году стали модели УАЗ Карго и УАЗ Пикап, объем продаж которых вырос на 19,5% и 7,3% соответственно. При этом самой популярной моделью среди покупателей остается внедорожник УАЗ Патриот, объем реализации которого в 2016 году составил 19 062 автомобиля», — сообщили в пресс-службе Ульяновского автозавода.
Как подчеркнули в самой компании, достичь положительных результатов продаж, несмотря на негативную динамику российского рынка, бренду УАЗ удалось «за счет постоянной работы по совершенствованию качества автомобилей и улучшению послепродажного и сервисного обслуживания». Так, в 2016 году Ульяновский автозавод начал производство обновленной модели УАЗ Патриот. Одновременно с этим в прошлом году УАЗ открыл официальный интернет-магазин фирменных запасных частей и аксессуаров, предоставил покупателям гарантию от сквозной коррозии деталей кузова на обновленный УАЗ Патриот, а также запустил новую программу «Предоплаченное ТО». Бренд Lada по итогам 2016 года занял 20,1% на российском рынке легковых автомобилей (в прошлом году — 17,9%), лидерами продаж были Granta, Vesta, Largus и 4 х 4, сообщили «Вестнику» в пресс-службе предприятия. В 2016 году АвтоВАЗ расширил модельный ряд Lada, выпускаемых в Казахстане на заводе «Азия Авто». Летом здесь началось крупноузловое производство Lada Kalina, Lada Granta и пятидверной Lada 4 x 4. А в ноябре состоялся запуск моделей нового поколения Lada — Vesta и Xray, а также универсала Largus и лифтбека Granta.

Остались при своих

Сегмент грузовиков — на подъеме
В отличие от рынка легковых автомобилей, сегмент грузовых авто в 2016 году вырос. По итогам 11 месяцев прошлого года их было продано 46,4 тыс. штук, что на 2,2% больше, чем в 2015-м, говорится в аналитических материалах агентства «Автостат». Положительными факторами, влияющими на рынок грузовиков, аналитики PwC называют отложенный спрос за предыдущие периоды, который окажет стимулирующее воздействие на рынок грузовых автомобилей; выделение государством в 2016 году 3,3 млрд руб. на субсидии закупок газомоторной техники и планируемое увеличение к 2018 г. количества автомобильных газовых наполнительных компрессорных станций.
Сдерживающими факторами являются нестабильная экономическая ситуация, а также «наличие неналоговых сборов». Доля ПАО «КамАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн по итогам 2016 года составила 56%. Для сравнения: в декабре 2015 года она не превышала 51%. В компании итогами года довольны: выполнены все производственные и финансовые задачи, реализовано 34,3 тыс. грузовых автомобилей, что на 21% больше, чем год назад.

Остались при своих

Курс — на экспорт
Флагман отечественного автомобилестроения АвтоВАЗ в 2016-м продал за границу порядка 18,5 тыс. машин. В УАЗ объем продаж на экспортных рынках в 2016 году составил 467 автомобилей против 4903 годом ранее. Общее снижение объемов продаж УАЗ на экспортных рынках в пресс-службе компании пояснили тем, что на одном из ключевых рынков для бренда УАЗ в Казахстане серьезно просел рынок новых авто. «Вместе с тем в 2016 году Ульяновский автозавод смог значительно расширить географию поставок в странах дальнего зарубежья и начал продажи автомобилей в таких странах, как Мексика, Перу, Эквадор, Гаити, Парагвай, Боливия, Филиппины. В целом объем поставок автомобилей УАЗ в страны дальнего зарубежья по итогам прошлого года вырос более чем в 3 раза», — констатируют представители компании. Не избежали падения экспортных продаж и поволжские производители грузовиков и коммерческого транспорта. КамАЗ продал в 2016 году за границу 6,2 тыс. автомобилей, это чуть меньше, чем годом ранее. По экспортным продажам камазовской техники сильно ударило сокращение рынков стран СНГ, а также практически полностью прекратившиеся поставки на Украину. А вот со странами дальнего зарубежья нижнекамцы торговали значительно лучше, таким образом, в значительной степени перекрыв потери на рынках соседей — продажи во Вьетнаме, на Кубе, в Латинской Америке, Африке в 2016 году удвоились. У ГАЗа в 2016 году на экспортные продажи пришлось порядка 22%, это примерно на уровне 2015 года. По оценке первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенева, в России созданы мощности по производству 3 млн 200 тыс. автомобилей. Сейчас загрузка — от 40% до 45%. «В течение нескольких лет мы будем выходить на прежние объемы. Нам надо вновь стать вторым, а лучше первым рынком Европы», — отмечает Гутенев. При этом, помимо изысканий внутренних резервов роста автопрома, российские производители должны активнее работать на внешних рынках, уверены в Союзе.

Гутенев ожидает, что уже в этом году за счет новых механизмов поддержки некоторые предприятия, в том числе АвтоВАЗ, смогут нарастить экспортные продажи до 50%. «Помимо утилизационных премий, компенсаций процентных ставок по автокредитам теперь введены новые инструменты. Это 100-процентная компенсация сертификации наших автомобилей за рубежом и компенсация логистических затрат на доставку автомобиля: до 80% затрат морским путем, до 50% затрат при доставке какими-то другими способами», — говорит Владимир Гутенев. 
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!