Поволжье, как и всю Россию, накрыл инвестиционный спад, хотя и не такой серьезный, как обещали некоторые аналитики. При этом многим российским регионам удалось не только не потерять, но даже нарастить объем инвестиций, однако ПФО в этом вопросе оказался в отстающих — в 2016 году общий «инвестиционный пирог» Поволжья сократился на 7,7%. Еще ранее, предвидя довольно прогнозируемое инвестиционное проседание, регионы ПФО приняли меры для оздоровления инвестклимата. И тенденции конца 2016-го и начала 2017 года говорят о том, что это сработало.
Инвестиции в основной капитал в России по итогам минувшего года составили 14,64 трлн рублей и уменьшились на 0,9% относительно предыдущего года. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики. В начале года Росстат ожидал ораздо худшего, спрогнозировав падение на 2,3%, так что в итоге год в плане инвестиционной активности выдался хоть и трудным, но в целом приемлемым. Приволжский федеральный округ, даже несмотря на некоторое падение, продолжает чувствовать себя довольно уверенно, занимая третье место по объему привлеченных инвестиций, — за год вложения в основной капитал составили 2,429 трлн рублей, уступая по этому показателю лишь Центральному округу и неожиданно очень динамично растущему в условиях кризиса Уралу. Как отмечает полпред президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич, даже несмотря на объективные внешнеполитические трудности, сегодня в ПФО формируется здоровая бизнес-среда, а инвестиционный климат, пусть и не без проблем, но все-таки становится лучше. По мнению Бабича, прежде всего стоит обратить внимание на то, что за последние годы серьезно снизился градус напряжения между бизнесом и властью. «Посмотрите, сегодня по крайней мере нет каких-то критических заявлений, каких-то избыточных действий контрольно-надзорных органов. Те случаи, которые возникали, рассматриваются органами прокуратуры», — отмечает полпред, подчеркивая, что сегодня в экономике становится все больше собственно экономики, а не политики, как это было раньше. По его словам, в России несколько лет пытаются внедрить 12 моделей упрощения ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности регионов. Пять из них сумели реализовать, остальные — на разных стадиях реализации. Чаще всего предприниматели жалуются на сложности с получением разрешений на строительство, нехватку налоговых льгот, мер поддержки экспорта, есть и другие проблемы. Тем не менее, по словам полпреда, в Поволжье сформировалась группа регионов, которая активно занимается улучшением бизнес-среды.
Стоит отметить, что в обновленном в 2016 году рейтинге инвестиционной привлекательности, традиционно составляемом Агентством стратегических инициатив, регионы Поволжья занимают довольно высокие позиции. Достаточно сказать, что уже не первый год этот рейтинг возглавляет Татарстан, а в первой двадцатке — сразу шесть представителей ПФО: это также Чувашия, Ульяновская область, Кировская область, Мордовия и Башкортостан.
Инвестиции, завернутые в платок
Если посмотреть на примеры самых удачных практик по работе с инвесторами, то почти всегда будет упоминаться Татарстан. Этот регион сегодня можно смело назвать примером того, как привлекать деньги в собственную экономику. Фактически каждый представитель власти, начиная с президента и заканчивая сельским главой, работает в единой вертикали, деятельность которой направлена на привлечение в республику инвестиций. В РТ работает мощное Агентство инвестиционного развития, в каждом районе и городе есть специальный отдел или департамент, отвечающий только за работу с инвесторами. Работа АИР выстроена по системе «одного окна»: сюда можно обратиться и по пожарной безопасности, и по миграционным документам, и по рабочей силе, и по визам, и по техническим вопросам регистрации бизнеса, и когда нужно найти локальных партнеров. То есть фактически инвестору нужно обратиться в АИР и заниматься лишь своим проектом, не отвлекаясь на чисто технические вопросы. Что касается содержательной части инвестиционной политики, то, как отмечает президент Татарстана Рустам Минниханов, в республике сконцентрировали внимание на традиционных для региона отраслях и на тех направлениях, в которых здесь всегда были сильны, а также на концентрацию ресурсов. Сегодня на долю одной только ОЭЗ «Алабуга» приходится более 70% от выручки всех российских особых экономических зон, а есть ведь еще и такие успешные примеры, как технополис «Химград», Камский индустриальный парк «Мастер», технопарк «Идея», IT-парк и т. д. Успешно развивается ТОСЭР в Набережных Челнах, в планах создать такие же территории в Нижнекамске и Зеленодольске.
Как природный климат зависит от многих факторов — рельефа, наличия моря, так и инвестиционный состоит из нескольких составляющих. «Это снижение административных барьеров, проверок надзорных органов, меры поддержки предпринимательства. Важную роль в формировании привлекательной бизнес-среды сыграли «дорожные карты», реализуемые совместно с Агентством стратегических инициатив. Они направлены на снижение административных барьеров в разных сферах бизнеса», — говорит президент РТ.
Немаловажно и то, что сам Рустам Минниханов является в российской политике настоящим тяжеловесом, к его мнению прислушиваются на самом верху, что помогает решать многие вопросы в свою пользу. В этом плане показателен пример с турецкими инвесторами, с которыми у Татарстана уже достаточно давно сложились прочные деловые контакты. Когда Турция сбила в Сирии российский военный самолет, а в ответ Россия не только ввела санкции, но и стала активно вытеснять со своей территории турецкий бизнес, Минниханов сумел отстоять все проекты, которые турки к тому времени успели начать на территории республики. Именно он под свои личные гарантии успокоил бизнес, который даже в отсутствии прямого давления относится к зыбкой политической обстановке крайне чувствительно. И сегодня, когда в отношениях двух стран наметилось потепление, все намеченные ранее точки инвестиционного интереса турков в республике снова становятся актуальными.
О том, с каким трепетом к инвесторам — и реальным, и потенциальным — относятся в Татарстане, можно судить хотя бы по такому интересному факту. Глава АИР Татарстана Талия Минуллина, обычно предпочитающая в одежде деловой европейский стиль, во время недавнего рабочего визита в иранскую провинцию Хорасан-Резави надевала на голову платок, причем на курдский, более консервативный манер (основным населением Хорасан-Резави являются как раз курды. — Прим. ред.). «С уважения начинаются любые здоровые отношения. И если мы хотим капитализировать контакты Татарстана, то точно надо быть гибкими. Нам ведь не чужда мусульманская культура, мы живем в регионе России, где половина населения исповедует именно эту религию. Данное обстоятельство вызывает доверие у представителей исламских иностранных государств, а значит, может стимулировать их к работе с Татарстаном», — поясняла Минуллина ранее в интервью одному из местных СМИ.
В режиме наибольшего благоприятствования
Инвестор, реализующий на территории Самарской области инвестпроект стоимостью 650 млн рублей и более, вправе заключить с правительством области инвестиционный меморандум. Как пояснили «Вестнику» в Корпорации развития Самарской области, при заключении инвестиционного меморандума инвестору назначается государственный куратор и предоставляется режим наибольшего благоприятствования, в том числе оказание содействия в решении процедурных вопросов организации бизнеса в регионе, организации и проведения презентации инвестпроектов. Как рассказал профессор кафедры государственного и муниципального управления Самарского национального исследовательского университета им. академика С.П. Королева Вячеслав Зимин, в Самарском регионе с 2014 года идет комплексное индивидуальное сопровождение проектов — от этапа проектирования до ввода инвестиционных объектов в эксплуатацию. На сайте investinsamara действует сервис «Разместить проект», функционирует Стандарт и «дорожная карта» Стандарта деятельности органов власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. «В этой «дорожной карте» содержатся перечни мероприятий, целей каждого мероприятия, документов, в которых разработано конкретное мероприятие, а также сроки начала и окончания исполнения всех перечисленных мероприятий. За выполнение требований Стандарта по каждому мероприятию установлен ответственный исполнитель», — перечисляет Зимин.
Четыре года назад в Самарской области был создан Совет по улучшению инвестиционного климата, который возглавляет глава региона. Особенность региона заключается в высокой доле собственных средств в общем объеме инвестиций в основной капитал Самарской области. За последние пять лет инвестиции в основной капитал выросли на 12,4%, тогда как по России они сократились на 6,4%. Причем, как отмечают экономисты, регион тратит свои деньги не только обильно, но и крайне эффективно.
Например, только налоговые льготы на инвестиционные проекты в 2015 году составили 4,3 млрд рублей. На один рубль предоставленных налоговых льгот привлекалось порядка 7,4 рубля частных инвестиций — это очень высокий показатель, резюмирует Вячеслав Зимин.
Отличники инвестиционной подготовки
Башкортостан в 2016 году прыгнул сразу на 20 позиций в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов. Крупнейшая инвестплощадка республики — город Уфа — позиционируется властями региона как крупный конгрессный центр России, способный проводить масштабные мероприятия мирового уровня. Уфа выбрана городом проведения летних Международных детских игр 2019 года, столицей Всемирной Фольклориады 2020 года. На рассмотрении — заявки на проведение Международного конгресса «Апимондия» в 2021 году, Всемирного конгресса философов в 2023 году, Всемирного конгресса Международного совета исследований Восточной и Центральной Европы в 2025 году, планируется подача заявки на проведение в Уфе Всемирных игр 2025 года. Как подчеркивает глава Республики Башкортостан Рустэм Хамитов, регион входит в десятку крупнейших регионов России по объему привлеченных инвестиций. «У нас разработано современное законодательство, в котором прописаны льготы и преференции для инвесторов, созданы и необходимые институты, в частности Корпорация развития Республики Башкортостан. В республике есть крупные предприятия, которые постоянно модернизируют действующие и строят новые производства. Хорошо, когда приходят иностранные компании, но ситуация с санкциями показала, что такие инвестиции очень зависимы от политических тенденций. Поэтому мы ориентированы на наших внутренних инвесторов», — говорит Хамитов.
Значительно повысившая за последние 10 лет свой инвестиционный потенциал Ульяновская область реализует собственную стратегию защиту инвестора, которую здесь назвали принципом «административного зонтика». Суть данной системы в том, что за наиболее важными проектами закрепляются кураторы из числа членов правительства области. Также есть специальные льготы для инвесторов по налогам на имущество, землю и прибыль сроком до 5 лет. Здесь одни из самых низких в России ставок по выкупу земель под промышленными предприятиями, создан специальный банковский фонд для предоставления кредитов инвесторам. И даже субсидируют затраты на подготовку кадров. «Мы ежегодно совершенствуем и развиваем систему работы по поддержке бизнеса, привлечению и сопровождению инвесторов, дополняем ее новыми элементами. Условия для развития бизнеса в регионе остаются стабильными более 5 последних лет. Три года мы среди лучших в рейтинге по привлечению инвестиций, и нам не надо снижать темпов. Конкуренция постоянно усиливается», — говорит губернатор Ульяновской области Сергей Морозов. По его словам, в 2017 году регион сделает новые практические шаги в сфере привлечения инвестиций: работа будет строиться по 12 бизнес-моделям, представленным на Госсовете в ноябре прошлого года. Так, значительно сократится срок получения разрешения на строительство и территориальное планирование для инвесторов, не более 10 суток будет уходить на постановку на государственный и кадастровый учет. Время на оформление регистрации прав собственности тоже уменьшится, значительно сократятся сроки на присоединение к инженерным коммуникациям. Кроме того, в этом году Ульяновская область планирует принять закон о защите инвестиционной деятельности, а также активизировать работу с институтами развития Германии, Франции, Италии, Чехии и Китая. Эти, а также другие шаги значительно улучшат инвестиционный климат региона, уверен Сергей Морозов.