Вестник. Поволжье

Производство напоказ

Производство напоказ

Более 2,5 млн туристов, приезжающих в регионы ПФО, получат возможность сфотографироваться на фоне промышленного конвейера или доменной печи

В регионах Приволжского федерального округа набирает обороты новое развлечение для любознательных — промышленный туризм. Ежегодно более 2,5 млн человек посещают регионы ПФО, и теперь у них есть возможность лично познакомиться с промышленным потенциалом округа, воочию увидеть, как делается тот или иной товар, а заодно узнать об истории заводов или фабрик.
Увидеть своими глазами производство — ​сегодня это достаточно редкое явление. Главное — ​запастись гаджетами и фотоаппаратами. Такие экскурсии в России только начали ставить на поток.
Промышленный туризм — ​это совершенно новая туристическая реальность. Наряду с такими популярными направлениями, как агро- и гастротуризм, промышленное направление будет не менее интересно для россиян и тем более для иностранных туристов.

На перспективу
Стратегия развития туризма в России на период до 2020 года среди новых и наиболее перспективных направлений развития отрасли называет именно промышленный туризм. Одними из первых, кто подхватил идею развивать новое перспективное направление, стали регионы Приволжского федерального округа. Среди них — ​Татарстан, Самарская область, Чувашия, Марий Эл, Оренбургская область, Удмуртия, Башкирия, Пермский край, Нижегородская область.
Здесь накоплен огромный промышленный потенциал, и туристам, приезжающим посмотреть достопримечательности Поволжья, будет интересно увидеть и его индустриальные достижения.

Производство напоказ

Принцип открытости
Такой феномен, как промышленный туризм, в мире уже давно существует. Впервые туристам был открыт доступ на предприятие в 1866 году при открытии завода Jack Daniel’s (США). Сегодня такой туризм приобрел другие масштабы. Это своего рода реклама, за которую к тому же еще и деньги платят, посещая производство. Кроме того, закрытость — ​это угроза репутации любой компании, поэтому двери таких предприятий открыты всегда. Сегодня лидеры по ежегодной посещаемости в мире — ​это завод BMW в Вольфсбурге (260 тыс. туристов в год), во Франции — ​приливная электростанция в Рансе (300 тыс.), в Англии — ​шоколадная фабрика «Кэдберри» (400 тыс.).
«У нас это направление только сейчас начинает приобретать поклонников, — ​рассказывает президент ассоциации «Нижегородская туристическая лига» Елена Портнова. — ​В России промышленный туризм пока развит слабо по ряду причин. Многие руководители не хотят пускать туристов на свои предприятия. Кто-то боится, что турист нарушит правила техники безопасности и за него придется отвечать. У кого-то нет желания вносить даже малейшие изменения в рабочий процесс. Другие вообще считают, что это способ промышленного шпионажа.
Центром промышленного туризма в перспективе должен стать Уральский регион, но и ПФО мог бы расставить свои точки на этой карте. Взять хотя бы Нижний Новгород (в советские времена — ​Горький), город всегда был промышленным центром Поволжья, да и всей России. По этой причине он долгое время был даже закрытым для посещения иностранными гражданами. По статистике, в РФ на промышленный туризм приходится всего 1% рынка, причем основная часть приходится на Москву и Санкт-Петербург. Но за счет нашего региона вполне реально этот процент увеличить. Современного туриста уже не удивишь музеями или картинными галереями, он коллекционирует новые места и хочет совместить отдых с познавательными целями».
Для предприятия промышленный туризм может стать ключевым инструментом рекламы и привлечения клиентов. В основном так поступают пищевые производства. Фермерские хозяйства, агрокомплексы, выращивающие цветы и овощи, заводы по производству напитков, колбасных изделий, сладостей приглашают всех желающих ознакомиться с их продукцией. Ведь в этом случае турист становится «послом бренда». Плюс работа с детьми, молодежью, а это будущие новые сотрудники. «Сегодня многие туристские и экскурсионные предприятия в округе предлагают программы с посещением промышленных предприятий, заводских музеев, — ​отмечает Елена Портнова. — ​Наши клиенты часто просят провести мастер-классы именно на производстве. Очень популярны такие уроки на предприятиях народных художественных промыслов. Схема такая: туристская компания подает заявку на посещение предприятия, предоставляет список туристов, согласовывает его со службой безопасности предприятия, после чего туристы в сопровождении профессионального экскурсовода отправляются на производство.
Сегодня туристы чаще предпочитают посещать предприятия народных художественных промыслов еще и потому, что они не являются режимными объектами. Однако в последнее время стали становиться более доступными и современные высокотехнологичные производства. Например, на Сормовский завод (описанный в романе Максима Горького «Мать») — ​сейчас завод «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде, можно попасть, когда там спускают на воду построенные суда. А Выксунский металлургический завод (построен 260 лет назад), активно включившийся в программу развития промышленного туризма, разработал несколько вариантов экскурсий на производство уникальных труб для газовой и нефтяной промышленности («Стан‑5000») и железнодорожных колес (колесопрокатный цех). Очень популярны экскурсии на заводы по производству продуктов питания, ведь там можно все попробовать и даже купить. Молокоперерабатывающие фабрики, пивоваренные заводы, заводы по производству колбасных изделий, кондитерские фабрики — ​вариантов много. Людям интересно знать, как производится то, что их окружает, поэтому у промышленного туризма большое будущее».

Производство напоказ

Интересные цифры
Насколько сегодня интересна тема промышленного туризма, можно увидеть на примере одного отдельно взятого региона. Оренбургским государственным университетом были проведены исследования на основе опроса работников 83 ведущих предприятий Оренбургской области на предмет востребованности и перспектив развития промышленного туризма в регионе. Предприятия представляли различные направления деятельности. Это промышленность, электроэнергетика, пищевое производство, транспортные перевозки, IT-технологии, банки, строительство, недвижимость. Исследования продемонстрировали степень востребованности услуг промышленного туризма, а также интереса к теме промышленного туризма со стороны самих туристов. Более 35% респондентов никогда не слышали о промышленном туризме, более 48% проявили интерес к промышленным экскурсиям и готовы были бы посетить предприятия, 13% не стали бы посещать заводы и фабрики в качестве туристов. Наибольшую заинтересованность к промышленным экскурсиям проявили предприятия в области промышленного и пищевого производства, финансов, страхования, банковской сферы, а также IT-технологий. 42% из 83 предприятий уже имели опыт проведения промышленных экскурсий. Большинство экскурсий промышленного туризма в Оренбургской области имеют производственно-технический уклон и проходят в формате демонстрации производственного процесса. Экскурсия делится на две части: информационную, когда специалист предприятия рассказывает о том, что, как и сколько выпускает предприятие, и демонстрационную, когда посетитель может увидеть полный или частичный технологический процесс и своими глазами посмотреть, «как это сделано».

Производство напоказ

Это надо видеть
Промышленные экскурсии на предприятия Оренбургской области обычно организуются для смешанных групп потребителей. Например, оренбургский пивоваренный завод «Крафт» вообще проводит регулярные бесплатные экскурсии для всех желающих. Здесь экскурсанты могут узнать об основных этапах истории компании, ознакомиться с технологиями изготовления напитков, посетить основные производственные цеха. Экскурсии проводятся для групп по
15 человек. На сайте компании даже преду­смотрен сервис бронирования.
Иногда несколько компаний объединяются и организуют совместные тематические групповые туры с посещением нескольких предприятий одного профиля. Например, экскурсии по новостройкам города. Этот формат активно используют риелторская компания «Милана», агентство недвижимости «Титан» и банк «ВТБ 24». Экскурсии проводятся по заранее разработанным маршрутам, и участники тура на автобусе путешествуют по строящимся жилым комплексам города. А экскурсовод рассказывает, кто строит жилые массивы, каково качество, стоимость и как это можно приобрести.
Интересным станет посещение для детей и взрослых музея истории гражданской авиации в международном аэропорту «Уфа» в Башкортостане. Экскурсии проходят в административном корпусе аэропорта. Здесь можно познакомиться с историей воздушной гавани, а также с историей становления авиации в республике, увидеть макеты самолетов, узнать о достижениях и успехах работников гражданской авиации Башкирии.
После аэропорта можно спуститься на землю и посетить производство одного из знаменитых во всем мире производителей большегрузных автомобилей — ​Камский автомобильный завод (КамАЗ). Все, что вы хотели узнать об одной из самых надежных грузовых машин в мире, расположено здесь, в Набережных Челнах в Республике Татарстан. Экскурсии на это предприятие нужно бронировать заранее. Туры на завод КамАЗ разделены по направлениям. На литейном заводе можно увидеть огромные плавильные печи и как идет процесс чугунного литья. На прессово-рамном заводе — ​как роботизированный сварочный пресс за секунды выдает готовые детали. На двигательном заводе — ​процесс сборки двигателя КамАЗа. Экскурсия на автомобильный завод познакомит с процессом сборки автомобилей, здесь можно понаблюдать за работой конвейера, как соединяется шасси с кабиной и как автомобиль выходит с завода. Вся экскурсия займет 3,5 часа, посетители даже успеют посетить заводскую столовую.

Еще один регион, который приглашает туристов на свои многочисленные заводы и фабрики, — ​Республика Марий Эл. Раз в неделю ООО «Компания «Здоровая жизнь» (г. Йошкар-Ола) проводит экскурсию для всех желающих, кто хочет узнать, как производится бутилированная артезианская питьевая вода «Сестрица». Прежде чем попасть на само производство, необходимо надеть спецодежду: шапочку, бахилы и специальный жилет. Экскурсовод, как правило, это сотрудник компании, который знает все о родном предприятии и ответит на любой вопрос экскурсантов, расскажет о качествах воды, как добывается и сколько производственная линия выпускает бутылок.
Приглашает туристов посмотреть свои производства и Пермский край. Здесь можно посетить такие знаменитые предприятия, как Пермская кондитерская фабрика.
Все, кто хоть раз побывал в ее стенах, особенно дети, уже никогда не забудут вкус местных сладостей: конфет, зефира, вафель. А для старшего поколения подойдет экскурсия на Пермский пивоваренный завод.
Что есть в молоке, а чего в нем точно быть не должно? Что такое ФЯНы (фруктово-ягод­ные наполнители) и из чего их производят? Где лучше покупать молочные продукты — ​на рынке или в магазине? Ответить на эти и другие вопросы готовы специалисты Самарского молочного комбината «Самаралакто». Для этого нужно только забронировать тур и приехать к ним на производство. Группы по 15‑20 человек посещают комбинат ежедневно, один раз в день, кроме выходных. Чаще всего сюда приезжают школьники, которые в течение двух часов погружены в волшебный мир производства молочной продукции. Многие из них задумываются о своей будущей профессии именно в этой области.
Для тех, кто любит быть в гуще событий, подойдет увлекательная экскурсия на главное телевидение Самарской губернии — ​Государственную телерадиокомпанию «Самара». Здесь можно познакомиться с историей создания телевидения в городе, увидеть, как создаются программы, выпускаются новости, идут прямые эфиры, для многих будет интересно побывать в самой настоящей телевизионной съемочной студии.
«Живые уроки» проводит для школьников компания «Ростелеком» в г. Чебоксары Чувашской Республики. Во время экскурсии ребята попадают в помещения ввода-вывода кабелей связи и цифрового линейно-аппаратного цеха — ​центральной артерии компании, отвечающей за раздачу телекоммуникационных услуг по Чувашии. Здесь можно посмотреть, как работает серверная центрального узла доступа «Ростелекома» в регионе, контрольно-распределительное оборудование средств связи — ​КРОСС, студия кабельного телевидения и EWSD- цифровая электронная коммутационная система, с помощью которой компания обеспечивает абонентам республики внутризоновую в пределах региона, междугороднюю по России и международную связь. Однажды даже ребята подсмотрели, как было организовано видеонаблюдение за проведением ЕГЭ в режиме онлайн.
Не обошлось и без энергетики. Если хочется сделать модное индустриальное селфи, то лучше фона, чем лопасти ветряных генераторов энергопарка в Красном Яру Ульяновской области, не найти. Зрелище потрясающее, сюда любители красивых кадров приезжают за многие километры, чтобы запечатлеть себя на фоне возобновляемых источников энергии.
Сегодня многие регионы уже начали разрабатывать новые интересные промышленные туристические маршруты. Один из первых субъектов ПФО, который может стать передовым кластером для развития промтуризма, — ​Удмуртия. В регионе действует более 300 предприятий. Большинство из них могут стать хорошей базой для развития промышленного туризма и организации туров на них по 17 направлениям. Это военная техника и вооружение, стрелковое оружие, авиационное и космическое оборудование, металлургия, автомобилестроение и наноиндустрия и многое другое. 
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!