Согласно опросам, проведенным Федеральной службой госстатистики и центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, 66% руководителей промышленных организаций России назвали инвестклимат в стране удовлетворительным, 5% бизнесменов считают, что условия для привлечения инвестиций улучшились. «Вестник. Поволжье» решил узнать у представителей бизнес-сообществ и общественных организаций, какие мероприятия способствуют повышению инвестклимата.
Можно ли сегодня говорить о том, что приняты все необходимые меры для улучшения инвестклимата в стране? Какие мероприятия вы считаете наиболее эффективными?
Сергей Васин, генеральный директор АО «Корпорация развития Ульяновской области»:
— За последние пять лет деловой климат в России и в нашем регионе существенно улучшился. Это подтверждают данные рейтинга Всемирного банка Doing Business и Национального рейтинга инвестиционного климата. Мы активно взаимодействуем с федеральным Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов, учимся сами и делимся своими наработками: Корпорация развития Ульяновской области стала источником нескольких лучших практик специализированной организации по работе с инвесторами. Ключевым фактором развития бизнеса в Ульяновской области стало создание площадок для крупного, среднего и малого бизнеса. Для крупного — это индустриальный парк «Заволжье», где реализуется 30 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 47,1 млрд рублей, и портовая особая экономическая зона «Ульяновск». Для малого одним из примеров является индустриальный парк «Платформа», построенный на территории портовой зоны в 2017 году: 14 тыс. кв. метров готовых производственных, лабораторных и офисных площадей, востребованных бизнесом еще до сдачи парка в эксплуатацию. Свою эффективность доказала и действующая в Ульяновской области система мер финансовой поддержки: налоговые льготы и оформление статуса особых территорий (второй по величине город области Димитровград в 2017 году получил статус ТОСЭР), статус специальных режимов для особо важных для региона инвестиционных проектов, предоставление долгосрочных займов и субсидирование процентных ставок на уровне региона и Федерации в целом. Кроме того, важным фактором стало решение губернатора проводить обучение региональных и муниципальных команд работе с инвесторами, мы научились говорить с инвестором на одном языке, обеспечивать на всех уровнях поддержку реализации проекта. Наша корпорация уже более 9 лет оказывает полное сопровождение инвестиционных проектов в режиме «одного окна». Возможность выиграть в конкуренции за инвестора на глобальном рынке появится лишь при условии развития достигнутых успехов, сохранения постоянного контакта с бизнесом и мгновенного разрешения возникших пожеланий инвесторов на государственном уровне. Предсказуемость налоговой системы, стабилизация базовых условий для реализации инвестпроектов, создание гарантий защищенности инвестициям и предприятиям на территории всей страны в условиях экономической нестабильности и жесткого санкционного давления — прямой путь к эффективности.
Айрат Гиззатуллин, генеральный директор АО «Химград», г. Казань:
— Инвестиционный климат — вещь относительная, всегда будет стремление что-то изменить, улучшить. Большой и результативный путь уже пройден: многие вопросы урегулированы на законодательном уровне. У бизнеса возникают новые потребности с учетом глобальной конкуренции за инвестиции, растет и варьируется перечень мер и пожеланий по отраслевой специфике — каждый инвестор имеет свое видение необходимых мер и направлений. Серьезным достижением стал и доступ к энергетической инфраструктуре, создание индустриальных парков и ОЭЗ как наиболее эффективных инструментов. Настройка дополнительных сервисов и услуг позволит предприятиям, работающим на внутренний рынок и локализующим производство, не просто быть конкурентоспособными, но и экспортно ориентированными, что способствует росту экономики. Идея импортозамещения, актуальная 4-5 лет назад, постепенно исчерпывается из-за ограниченности внутреннего рынка — экономика ведущих стран ориентирована на значительный объем экспорта продукции. Стабилизация систем улучшения инвестклимата для большей эффективности наших предприятий на внешних рынках — серьезный вызов и фактор, способствующий развитию малого, среднего и крупного бизнеса, ориентированного на требования мировых рынков. Это более тонкие механизмы, требующие высокой квалификации кадров, участия в инновационном развитии и научно-технической, и конструкторской деятельности. Они ведут к кастамизации экономики и необходимости применения аддитивных технологий. Бизнес сегодня нуждается в этом, и роль государства — стимулировать, объединить, оказать финансовую помощь и обучить на примере лучших мировых практик, адаптированных к российской действительности.
Ринат Хаертдинов, глава Нытвенского района Пермского края:
— Инвестиционная стратегия Нытвенского муниципального района до 2020 года была разработана для улучшения инвестклимата нашего региона. Основные задачи инвестиционной политики заключены в работе с перспективными проектами по принципу «одного окна», что значительно упрощает систему регистрации и дальнейшего сопровождения проектов. Нытвенский район отличается выгодным транспортно-географическим положением: пересечение трех видов магистралей федерального значения делает его особенно привлекательным для инвесторов. Ресурсно-сырьевой потенциал района и высокий уровень развития металлургических предприятий открывают новые возможности для повышения инвестиционного рейтинга: в случае получения статуса ТОСЭР и создания моногорода Нытва будут запущены новые производства, что обеспечит жителей района рабочими местами и предоставит инвесторам налоговые льготы. 10 потенциальных резидентов имеют перспективные инвестпроекты в разных областях, а общая сумма инвестиций на их реализацию составит 284 млн рублей. Район оказывает системную поддержку малому и среднему бизнесу, общее количество которого — 1132 субъекта: за последние два года в рамках реализации программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Нытвенском муниципальном районе» 7 предпринимателей получили субсидию из городского и федерального бюджетов. Успешно работает совет предпринимателей при главе района, заключаются многочисленные концессионные соглашения, охватывающие все сферы социально-экономической жизни Нытвенского района.
Андрей Шубин, исполнительный директор Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»:
— За последнее время для улучшения предпринимательского климата было сделано много полезного и нужного. Особо следует выделить заслуги Федеральной налоговой службы, обеспечившей серьезный скачок в рейтинге за счет автоматизации своих процессов, повышения эффективности внутренней работы и снижения сроков выполнения своих функций, в частности упрощения регистрации. Большую работу провело Агентство стратегических инициатив и Минэкономразвития России в тесном диалоге с бизнес-объединениями. Предприниматели внесли свою лепту, рассказывая о практике деятельности контрольно-надзорных органов, исполнения ФОИВ своих функций, а также выработали конкретные предложения по изменению ситуации по широкому ряду вопросов — от получения разрешений на строительство до технологического присоединения к электросетям. Однако предстоит сделать еще очень много, чтобы предпринимательское сообщество могло спокойно вести бизнес.
Процесс работы над Doing Business также повысил ответственность госслужащих в части подхода к инициативам по улучшению тех или иных процессов. Особо эффективными стали мероприятия по сокращению сроков регистрации юрлиц, по снижению сроков получения разрешений на строительство, по улучшению ситуации с технологическим присоединением к электросетям и по регистрации собственности.
В качестве ключевых факторов развития МСП можно отметить стимулирование спроса на товары, работы, услуги, получение финансирования на реализацию проектов, создание системы кооперации с крупным бизнесом, снижение административного давления, максимальное упрощение взаимодействия предпринимателей с органами государственной власти, расширение и распространение межведомственного документооборота и ликвидацию избыточных требований к ведению предпринимательской деятельности, особенно в области трудового законодательства.
Сергей Васин:
— Кратко можно отметить такие факторы, как отсутствие доступа к дешевым заемным средствам, недостаточность имущественного обеспечения по многим проектам, необходимость обучения малого и среднего бизнеса ведению внешнеэкономической деятельности, потребность содействия МСБ в организации экспорта и развития транспортной инфраструктуры.
Несмотря на то, что в нашем регионе уже сейчас работает порядка десяти крупных индустриальных парков, уникальная портовая особая экономическая зона, развивается ТОСЭР и мы можем подобрать площадку для инвестора с самыми придирчивыми требованиями, Ульяновская область расположена в стороне от основных транспортных магистралей и столичных центров — недостаточно эффективная транспортная логистика и слабая дорожная инфраструктура играют не в нашу пользу.
Для устойчивого развития экономики страны и повышения инвестиционного потенциала региона нужен четкий и масштабный план, предусматривающий продуманное расположение инфраструктурных объектов в сфере транспорта, логистики, энергетики, учреждений социальной сферы и профессионального образования, что позволит раскрыть имеющиеся резервы инвестиционного развития регионов и создать новые точки роста промышленности и инноваций. Инвесторы смогут выбирать не только центральные и западные регионы, но и остальную часть страны, обладающую хорошим экономическим, инвестиционным и кадровым потенциалом.
Мы ожидаем, что долгосрочный план стратегии пространственного развития России будет утвержден осенью 2018 года, и каждый субъект РФ получит доступные рекомендации о перспективных отраслях экономики и строительстве необходимых объектов инфраструктуры на его территории, это обеспечит высокую трудовую мобильность населения и сформирует появление новых промышленных кластеров и прорывных инноваций.
Айрат Гиззатуллин:
— Базовые проблемы создания инвестиционного климата реализованы, поэтому подниматься до первых позиций в рейтингах, возможно, не стоит: высокий инвестиционный балл не всегда соотносится с социальной ориентированностью страны, тогда как расширение спектра услуг является необходимой мерой для повышения экономической эффективности предприятий. В этом смысле мы пока лишь в самом начале пути: ни у бизнеса, ни у предприятий нет четкого представления о том, что на самом деле надо сделать. Но мы должны позаботиться о том, чтобы этот переход осуществился максимально плавно, тогда через пять лет у нас будут стабильные результаты. Потеря активной позиции чревата: любой административный аппарат без контроля, мониторинга изменений и внесения поправок в административный регламент начинает обюрокрачиваться, и здесь важно уметь вовремя избавляться от всего отжившего и использовать новые инструменты, связанные с электронным порядком оказания госуслуг. Общий экономический фон, существующий в России, предсказуемость его экономической и промышленной политики — один из ключевых негативных факторов, усложняющих развитие. Важно понимать, что стабильные изменения системы — лучший вариант, чем просто передовые или прогрессивные. Механизм специнвестконтрактов — важная реализованная часть, позволяющая зафиксировать условия вхождения инвестора и сохранить их на весь период его действия. Эти условия необходимо учитывать не только при заключении крупных международных контрактов, но и в сделках малого и среднего бизнеса, чтобы заложить волатильность рынка и значительно снизить риски. Одним из важных факторов является усиление агрессивной предпринимательской политики, зависящей от изменения валютных курсов, процентных ставок. Стабильность экономической системы повысит процент развития инвестиционного климата и значительно упростит работу предпринимателей, это доказывают примеры успешного развития мировой экономики. Пилообразный график роста менее выгоден: быстрые взлеты и резкие спады тормозят инвестпроекты, останавливают процесс технологического развития и возможность вывода на рынок отечественных товаров и продуктов. В каждой отрасли имеется свой набор необходимых мер, общим остается лишь факт изменения общеэкономической политики страны, ее прозрачность, однозначность и долгосрочность.
Ринат Хаертдинов:
— Среди факторов, лимитирующих инвестиционную деятельность, необходимо отметить несовершенство налоговой системы, высокий уровень инфляции, недостаток собственных финансовых средств, высокие ставки по кредитам, недостаточный спрос на продукцию и инвестиционные риски. Для повышения инвестклимата наиболее актуальным станет упрощение процедуры получения статуса приоритетного инвестиционного проекта, приобретение инвестором земельного участка без конкурса, а для градообразующих предприятий и крупных предприятий района — получение госзаказа.
Николай Савин, заместитель генерального директора по управлению проектами ООО «ЛиК»:
—Доступных инструментов по инвестициям на данный момент в стране довольно мало. Мало инвесторов, готовых вкладывать средства и владеющих информацией о выгодных банковских продуктах, дающих гарантии для инвестиций, крайне низок уровень развития финансовых займов. Основной поток инвестиций направляется сегодня в проекты, имеющие поддержку органов государственной власти. Если смотреть по рынку малого и среднего бизнеса, то большинство предпринимателей осуществляют поиск инвесторов среди своих знакомых, поскольку банки не кредитуют предпринимателей в счет дальнейших продаж. Малому и среднему бизнесу приходится брать дорогостоящие ссуды, значительно превышающие процент доступных банковских кредитов и не позволяющие создавать продукт, способный помочь предпринимателю выйти из кризиса. Татарстану, на мой взгляд, не хватает открытого муниципального либо коммерческого предприятия, которое объединило бы перспективные проекты из отдельных регионов, так как внутренние резервы ограничены. С учетом политики, проводящейся в республике, наиболее эффективной мерой станет появление ведомства, которое выступит с инициативой улучшения благоприятной среды для малого и среднего бизнеса, а также систематизирует существующие идеи, способные создать массовый приток инвестиций и вывести компании на широкий рынок. Хорошим примером являются IT-парки: компании, размещенные в бизнес-инкубаторе, при поддержке государства получат возможность для расширения производства и впоследствии могут быть выкуплены иностранными инвесторами.
Андрей Шубин:
— Инвестиционная деятельность в большей степени зависит от возможностей компаний инвестировать в собственное развитие. Речь идет не столько о наличии у компаний заемного финансирования, сколько о желании и возможности вкладывать силы и средства в обновление своих мощностей, в развитие производств.
Малый и микробизнес отмечает недостаточность заемных средств или сложности с их получением даже при наличии разнообразных программ поддержки — от программы 6,5 до специализированных лизинговых программ. В данном направлении также следует отметить недостаточную информированность субъектов предпринимательской деятельности о мерах поддержки, а это одна из возможностей для улучшения инвестиционного климата.
Помимо стандартного набора мер по улучшению инвестклимата следует говорить и о создании благоприятной среды для жизни представителей креативного класса, к которым и относятся предприниматели.
Кроме того, пристальное внимание инвесторы, особенно иностранные, уделяют вовлеченности руководителя региона в реализацию инвестпроектов на его территории, а также стабильности законодательства — именно этот вопрос нам еще нужно прорабатывать. При этом сегодня в России созданы все условия для реализации различных инвестпроектов — от ОЭЗ до моногородов и ТОСЭР.
Безусловно, особое внимание следует уделять требованиям к ведению бизнеса: сокращать дублирующие требования и не допускать необоснованных проверок контролирующих органов.