АО «Транспневматика» — градообразующее предприятие г. Первомайска Нижегородской области — готовится отметить свое 165-летие. Основным направлением деятельности завода является разработка и производство продукции для железных дорог, метрополитена и городского электротранспорта. К очередной круглой дате предприятие подошло с небывалым ростом объемов производства и новым, абсолютно уникальным для отечественных производителей продуктом.
Завод с историей
За свою более чем полуторавековую историю предприятие прошло путь от завода, состоявшего из одной доменной печи, до современного, высокооснащенного, технически сложного предприятия со статусом одного из ведущих производителей отрасли. Численность работающих сегодня превышает 3700 человек, что составляет порядка 40% от всего работоспособного населения городского округа.
Ташин завод, как именовалось ранее предприятие, пережил и крепостной строй, и капитализм, и крушение царского самодержавия, и дни социалистической революции в России. А началось все в 1851 году, когда в самом дальнем углу Ардатовского уезда, в родовом имении своей матери, поселился сын известного русского писателя и историка Николая Карамзина Александр Карамзин. Разочаровавшись в светской жизни, он принимает решение заняться промышленной деятельностью в своих владениях, которые являлись центром залежей железной руды. Завод был построен в течение года на приданое жены Карамзина — Натальи, в девичестве княжны Оболенской. Ее именем и был назван завод — Ташин, Ташинский, и возникший поселок — Ташино.
30 июля 1853 года завод дал первую плавку. Несмотря на то, что состоял он только из одной доменной печи, уже в первом десятилетии ежегодно выпускалось до 160 тыс. пудов чугуна. Отливали сковороды, чугуны, печные приборы. С марта 1919 года на заводе началось изготовление продукции для железнодорожного транспорта. Это направление предприятие успешно развивает и совершенствует и сегодня.
Импортозамещающее производство
Пережив в 2013‑2015 годах вместе с другими предприятиями отрасли очередной финансово-экономический кризис, за последние несколько лет АО «Транспневматика» восстановило свою экономику до ее докризисного состояния и теперь находится на волне интенсивного роста. Подобный прорыв стал возможен благодаря тому, что первомайский завод впервые в России начал импортозамещающее производство компонентов систем дискового тормоза для скоростного железнодорожного электропоезда «Ласточка». К реализации проекта предприятие шло на протяжении 10 лет и смогло создать отечественную конструкцию, которая адаптирована к условиям эксплуатации на российских железных дорогах. Выпуск дискового тормоза был начат в сентябре 2016 года. Сегодня дисковыми тормозами производства АО «Транспневматика» укомплектованы более 60 электропоездов «Ласточка», большая часть из которых курсирует по маршруту Московского центрального кольца.
«Вследствие взятого правительством курса на импортозамещение сейчас особенно остро ощущается потребность в применении отечественных тормозных систем для скоростного железнодорожного транспорта, — отмечает генеральный директор АО «Транспневматика» Владимир Батенков. — И можно смело прогнозировать, что показатели производства и отгрузки продукции в дальнейшем будут ежемесячно увеличиваться. Предельная мобилизация производства сейчас, на этапе освоения новой, сложнейшей продукции, придаст предприятию стабильности на многие годы».
На высоких скоростях
«Мировые тенденции таковы, что будущее железнодорожного транспорта за высокоскоростными поездами типа «Сапсанов», «Стрижей» и «Ласточек», — отмечает руководитель АО «Транспневматика» Владимир Батенков. Сегодня на большинстве российских железнодорожных составов установлены колодочные тормоза с пределом скорости до 120 км/час и до 160 км/час. Для более высоких скоростей движения необходима иная тормозная система с дисковыми тормозами. За рубежом подобные комплектующие выпускают уже более 25 лет, в России же аналогов до недавнего времени не существовало.
Все началось в 2007 году с создания в Арзамасе научно-технического центра АО «Транспневматика», где при научной поддержке ведущих российских институтов железнодорожного транспорта началась разработка систем дискового тормоза. С 2008 года инженеры предприятия занялись научно-исследовательской и проектно-конструкторской работой. Пробовали разные варианты чугунных сплавов, непрерывно совершенствовали приборы и их узлы. В результате уже к 2014 году, когда для отечественных производителей наступила долгожданная эпоха импортозамещения, в распоряжении «Транспневматики» имелись разработки и стартовая площадка для нового производства.
Первые заказы
В начале 2015 года предприятие получило первый серьезный заказ от ООО «Уральские локомотивы» на разработку и выпуск систем дискового тормоза для скоростного электропоезда серии ЭС2Г «Ласточка». К маю 2015-го «Транспневматика» спроектировала систему, в августе были изготовлены первые опытные образцы. А уже в сентябре заказчик представил комплект-тележку с тормозной системой, разработанной специалистами первомайского завода, на международном железнодорожном салоне техники и технологий EXPO 1520. В течение следующего, 2016 года, было изготовлено 10 комплектов оборудования.
«Главными проблемами для нас стали сжатые сроки, нехватка людей и производственных мощностей. Вначале речь шла о производстве одного комплекта в месяц, затем потребовалось изготавливать уже по два, а концу 2016 года по три комплекта в месяц, — говорит Владимир Батенков. — Мы должны были срочно дооснащать производство — приобретать оборудование. Из собственных средств израсходовали около 350 млн рублей, и все равно мы вынуждены были обратиться за господдержкой в Фонд развития промышленности РФ. Наш проект был одобрен. Благодаря участию областного правительства предприятие получило льготный заем на 129,2 млн рублей под 5% годовых. Еще 90 млн в качестве предоплаты за заказ предоставил нам Уральский завод. На эти деньги мы приобрели оборудование для механической обработки тормозных блоков и оснащения производственной линии тормозных дисков».
Курс на развитие
У предприятия глобальные планы. Сотрудничать с АО «Транспневматика» по вопросам поставок систем дискового тормоза намерен и Новочеркасский электровозостроительный завод, выпускающий электровозы серии ЭП20. В настоящее время разработан и находится на согласовании в Фонде развития промышленности РФ соответствующий проект расширения производства систем дискового тормоза, предусматривающий получение льготного займа в размере 100 млн рублей.
Есть интерес и со стороны иностранных компаний, в частности производителей подвижного состава из Индии и Чехии, которые рассматривают возможность поставить на свои поезда дисковые тормоза, произведенные в России.
607760 Нижегородская область,
г. Первомайск, ул. Мочалина, 2 А,
тел: (831‑39) 2‑24‑95,
е-mail: info@transpn.ru