Вестник. Поволжье

Красота по стандартам «халяль»

Красота по стандартам «халяль»

Рынок косметики «халяль» в мире показывает среднегодовой прирост порядка 15%

Халяльный рынок в 2017 году составил около 2,1 трлн долларов. Наибольшую долю составляет пищевая продукция. Однако в последние годы набирают обороты и другие направления — от индустрии красоты и здоровья до банкинг-сегмента и туризма, поскольку халяль как «дозволенное» распространяется на все сферы жизни человека, исповедующего ислам. Интерес к продукции халяль, в том числе и косметической, растет не только со стороны мусульман. Привлекают чистота применяемых компонентов и принцип «не нанести вред живому организму».

Не навредить
Несмотря на то, что рынок продовольствия по стандартам «халяль» растет наибольшими темпами и составляет более 50% глобального халяльного производства, халяльная индустрия расширяется и за счет других направлений. За последние годы она вышла за пределы пищевой промышленности. В нее включены брендинг и финансирование, логистика, банкинг, производство фармацевтических препаратов и косметики, товаров для здоровья и т.д. По разным оценкам, такие сегменты, как индустрия красоты и фармацевтика, занимают от 7% до 11%. Однако, согласно недавним отчетам ОИС, рынок фармацевтической продукции вырос до 22%, а косметики и парфюмерии — до 11%. И тенденция эта будет увеличиваться. По прогнозам экспертов, ожидается, что емкость в глобальном рынке, например косметики «халяль», может к 2022 году достичь свыше 50 млн долларов при среднегодовом росте порядка 15%. Россия пока не входит в топ-10 стран, где продукция «халяль» пользуется наибольшим спросом, однако и в нашей стране наблюдается тенденция повышающегося интереса к группам товаров, получивших соответствующий сертификат, гарантирующий производство по стандартам «халяль». Причем увеличение потребительского спроса идет не только со стороны мусульман.

«Международный центр стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России на протяжении последних лет ведет последовательную работу в направлении развития российской индустрии «халяль», что положительно отражается на конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках и на всей продовольственной отрасли нашей страны в целом. Важно отметить, что потребителями продукции «халяль» являются представители не только ислама, но и других веро­исповеданий», — рассказывает генеральный директор МЦСиС «Халяль» Совета муфтиев России Айдар Газизов. Так как количество мусульман на земном шаре составляет около 2 млрд человек и товарооборот в мировой халяль-индустрии растет ускоренными темпами, этот рынок имеет огромные перспективы роста как на международной арене, так и в нашей стране, отмечает эксперт. Так, анализируя спрос на халяль-косметику и средства гигиены сертифицированных партнеров МЦСиС, таких как ООО «Сплат-Косметика», ООО «СЭЙГЛ», ООО «МедСемья», ООО «Пьюр Продакшен», ООО «Эфир Групп», Айдар Газизов считает, что их продукция пользуется большой популярностью. «И есть все основания полагать, что спрос будет динамично увеличиваться и в дальнейшем», — говорит он.

Красота по стандартам «халяль»

Отмечает рост интереса к халяльной косметике, причем не только со стороны мусульман, и генеральный директор «Пьюр Продакшен» Денис Брем. Еще три года назад эта компания приступила к тщательной разработке рецептур по уходовой косметике AIS, вовремя заняв растущую нишу, и только после получения сертификатов на каждый продукт о 100-процентном соответствии «халяль», после прохождения соответствующих процедур оценки в Роспотребнадзоре, а также получив международный сертификат ISO 9001:2015, она вышла на потребительский рынок. Сегодня их женская и мужская линия уходовой косметики представлена в 11 регионах России, а также в Казахстане, Узбекистане и Киргизии.
«Не так давно мы посетили тематическую выставку в ОАЭ. Скажу, что спрос к российским производителям косметики «халяль» посетители выставки даже в этой стране, где халяль-индустрия является наиболее развитой, проявляли высокий. Это в том числе указывает и на растущий спрос потребителей на косметику, созданную по стандартам «халяль». Но качественных производителей в этом сегменте пока немного. Этот рынок сейчас переживает стадию роста и развития во многих странах мира. В частности, продукцией нашей компании уже активно заинтересовался Сингапур. В России тоже наблюдается динамика спроса, причем среди потребителей бренда AIS далеко не все, кто исповедует ислам», — рассказывает Денис Брем.

Так чем же привлекательна эта продукция? В основе производства косметики, с точки зрения подхода «халяль», лежат основополагающие принципы ненанесения вреда здоровью человека и любому другому живому организму. Соответственно, она не должна содержать вредных, запрещенных шариатом компонентов и токсичных веществ. Не должна тестироваться на животных.
«Запрет на использование недозволенных компонентов — основное требование к процессу изготовления продукции «халяль». К таким компонентам можно отнести этиловые спирты, любые опьяняющие или наркотические вещества, компоненты свинины, кровь, а также производные животных, умерщвленных иным неритуальным способом. Очень важно, чтобы готовая продукция являлась безопасной для здоровья человека», — подчеркивает специалист по каноническим вопросам Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России Мухаммадамин Велитов.

И, конечно, халяльная косметика должна в своем составе содержать по максимуму натуральные компоненты. При этом стоит отметить, что понятия «халяль» и «органика» все же не тождественны. Консерванты в такой продукции имеют место быть, однако далеко не все. Агрессивным и вовсе путь исключен.
«Наша продукция на 80% состоит из натуральных компонентов, экстрактов, которые мы тщательно проверяем, и артезианской воды. А 20% — это консерванты, но щадящие. Косметика должна быть и безопасной, и натуральной, и эффективной с точки зрения своих основных функций, например очищения. В этом отличие от органики. Безусловно, в халяль-косметике нет места парабенам, нет этилового спирта, что важно для исламской косметики, она не содержит продукции животного происхождения. Кроме того, тестирование продукции мы проводим на искусственных клетках In Vitro. Они реагируют на разрушители точно так же, как человеческие клетки. За счет этого и результаты тестирования более точные. Таким образом мы понимаем, что косметика не будет аллергенной. И мы не нарушаем идеологию «халяль», где человек воспринимается как часть природы. И принцип непричинения вреда своему организму так же важен, как и ненанесение вреда другому живому организму», — акцентирует внимание на базовых моментах Денис Брем.

Красота по стандартам «халяль»

Ценный дар
Особенно недопустимо использовать вещества, способные нанести вред организму, при решении вопросов сохранения здоровья и при лечении различного рода заболеваний.
«В основе халяль-медицины лежит принцип ненанесения вреда себе и окружающему миру. Это остается одним из важнейших условий исламской медицины. Здесь так же, как и в сфере производства продукции «халяль», запрещено использование недозволенных компонентов в лекарствах или лечебных препаратах. Использование таких лекарств в лечебных целях дозволено лишь при отсутствии аналогов препаратов «халяль» или при острой необходимости, то есть при опасности летального исхода, резком ухудшении здоровья или увеличении периода болезни, — разъясняет Мухаммадамин Велитов. — Важно отметить, что сотрудники лечебного учреждения мужского пола проводят первичный осмотр и лечение только мужчин, а женского пола — у женщин. Лишь в исключительных случаях доктор может провести осмотр и лечение пациента противоположного пола».

«Здоровье — один из самых ценных даров Всевышнего. Его надо беречь и ценить. Точно определить степень необходимости применения лекарственного препарата, состав которого вызывает вопросы с точки зрения шариата, может только тот специалист, который знаком и с религиозными предписаниями, — дополняет председатель Комитета по стандарту «Халяль» ЦРО – ДУМ Республики Татарстан Марат Назимов. — Поэтому сегодня актуальными становятся медицинские клиники, предоставляющие услуги «халяль».
И такие медицинские учреждения в России как в государственном, так и в частном секторе уже появляются. В том же Татарстане работают три такие медорганизации: ГАУЗ «ДРКБ МЗ РТ», АО «Полисорб» и ГАУЗ «Чистопольская центральная районная больница». Важным моментом обустройства медицинских учреждений, работающих по стандартам «халяль», является наличие молельных комнат для персонала и пациента.

Когда мы говорим о медицине «халяль», стоит помнить, что вопросы обретения и сохранения здоровья лежат не только в плоскости физического благополучия. На Международном форуме в сфере халяль-медицины и здоровья Halal Medical Forum руководитель INHART и факультета фармацевтики Международного исламского университета Малайзии, доктор Ван Мохамед Азизи Бин Ван Сулейман напомнил: «Медицина Пророка служит системой лечения заболеваний, сочетающей различные методы достижения внутреннего, то есть духовного, и внешнего, физического, благополучия. Эта комплексная система предполагает «холистический подход».

10 стран мира, лидирующих в потреблении косметики «халяль»
  • ОАЭ
  • Малайзия
  • Сингапур
  • Египет
  • Пакистан
  • Иордания
  • Саудовская Аравия
  • Индонезия
  • Оман
  • Бруней
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!