Валютные колебания и рост объемов производства обрабатывающих отраслей позволили компаниям Приволжского федерального округа за первые 9 месяцев 2018 года нарастить свой внешнеторговый оборот на 16% (по сравнению с аналогичными показателями 2017 года) — до 41,9 млрд долларов. При этом, по данным Федеральной таможенной службы России, положительное сальдо торгового баланса ПФО составило 19 млрд долларов, что втрое превышает экспортные показатели в сравнении с импортом. По мнению аналитиков, это было достигнуто благодаря подавляющей доле в структуре экспорта нефтепродуктов, минеральных удобрений и продукции химической промышленности.
Игла развития
Общий оборот организаций ПФО по всем видам деятельности в первом полугодии 2018 года составил 13,1 трлн рублей (вырос на 11,2% к уровню соответствующего периода предыдущего года).
Плохо это или хорошо, но значительная часть субъектов ПФО напрямую связана с предприятиями вездесущего российского ТЭКа. Одни регионы добывают углеводородное сырье (Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Пермский край, Самарская и Оренбургская области), другие имеют развитую переработку (Марий Эл, Нижегородская и Саратовская области), третьи «сидят на трубе» или являются транзитерами. В любом случае нефтегазовая индустрия играет определяющую роль в жизни ПФО, где сосредоточены 13% всех общероссийских запасов и который является вторым по их добыче.
Поэтому не вызывает удивления, что за первое полугодие 2018 года основными структурообразующими товарами в экспорте ПФО стали именно нефть и нефтепродукты (51,3% из общей суммы в 15,67 млрд долларов). На начало октября эта сумма удвоилась до 30,78 млрд долларов.
«Показатели ПФО находятся примерно в средних уровнях по стране, — считает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Корнеев. — Экономика государства растет, расширяется, пусть и меньшими, чем хотелось бы, темпами. Провал 2015‑2016 годов, вызванный целым рядом внешнеполитических и внутриэкономических факторов, если и не преодолен полностью, то постепенно выправляется. Так что увеличение объемов экспорта и импорта вполне объяснимо. Достаточно сказать, что даже с США, которые активней всего вводят против нашей страны санкции, внешнеторговый оборот по итогам прошлого года почти сравнялся с докризисным 2013-м, а по величине импорта и вовсе полностью восстановился».
Свою роль здесь сыграли внешнеполитические факторы: обострение ситуации на Ближнем Востоке, санкции против Ирана, нахождение общего языка между Россией и Саудовской Аравией по величине нефтедобычи и валютные колебания. В результате среднемировые цены на нефть марки Brent выросли с январских 68 до сентябрьских 82 долларов за баррель. Пропорционально росли и доходы экспортеров ПФО, поспешивших воспользоваться выгодным курсом.
«В первой половине 2018 года в связи с падением курса национальной валюты к доллару США (с 57 рублей в начале января до 63 рублей к концу июня) и евро (с 68 рублей в начале января до 73 рублей к концу июня) для экспортеров ПФО сложилась выгодная конъюнктура, — считает отраслевой аналитик, кандидат экономических наук Арина Барсукова. — Ею как раз и воспользовались нефтепереработчики и нефтехимики, доля которых в структуре экспорта, по данным ФТС РФ, составила почти 70%. Поволжье — традиционный экспортер автобензинов, минудобрений и сложных химических продуктов через порты Азово-Черноморского бассейна. Нынешняя конъюнктура и подтолкнула работающие в макрорегионе компании нарастить свои объемы».
Впрочем, есть и субъективные факторы для развития экспорта. К примеру, у Татарстана изначально сложился особый налоговый режим с федеральным центром. Республика имеет возможность часть налогов оставлять у себя и самостоятельно стимулировать компании, занимающиеся экспортно-импортными операциями.
Как раз Татарстан на начало октября вполне объяснимо стал экспортным лидером ПФО, отправив за рубеж товаров на общую сумму 11,22 млрд долларов (четверть всего товарооборота округа).
Другие два лидера также действуют в «нефтяной связке» — Нижегородская (6 млрд долларов товарооборот) и Самарская (5,4 млрд долларов) области. Их основными торговыми партнерами выступают Германия и Китай.
Но эти регионы обладают в товарообороте и большой долей машиностроительной продукции, так как имеют у себя такие автогиганты, как ГАЗ и АвтоВАЗ. Доля ПФО в производстве грузовых автомобилей составляет 89,3% от общероссийской, автобусов — 91,8%, легковых автомобилей — 59%, автомобильных двигателей — 81,7%. Компании импортируют технологии, оборудование, станки, без чего нормальная деятельность отечественного автопрома пока невозможна.

Плюс к сальдо
«Правительственная проблема для российских предприятий «слезть с иглы» пока все еще недостижима в серьезных масштабах, — уверен аналитик компании JFC Ярослав Рихтер. — Расширение и укрепление позиций компаний, работающих с наукоемкими технологиями, пока крайне невелико. Тем более в несырьевом секторе. Однако в индустрии ПФО есть достаточно предприятий по глубокой переработке тех же углеводородов. Им и надлежит хеджировать риски экономики округа от волатильности нефтяных цен».
В первую очередь речь идет о нефтехимии и глубокой переработке газа. Такие гиганты, как пермский «Метафракс», самарский «Тольяттиазот», татарстанский «Нижнекамскнефтехим», нижегородские предприятия «Сибур-Холдинг» и др., вполне конкурентоспособны и востребованы на мировом рынке. К примеру, основным торговым партнером Пермского края является Бразилия, куда регион поставил товаров, в числе которых и дефицитный каучук, на полмиллиарда долларов в 2018 году.
За рубеж экспортируются метанол, формалин, полиамид, полиолефины и др. Особая востребованность — в минеральных удобрениях, которых из России экспортируется свыше 30 млн тонн ежегодно. Причем основные потребители находятся в Западном полушарии (США, Бразилия, Канада), антироссийские санкции которых отнюдь не смущают.
В 2018 году, по данным ФТС, порядка 10% от всего экспорта ПФО пришлось на долю продукции органической и неорганической химии, каучука, резины и др.
Аналитики предсказывают рост мировых потребностей в продукции химии и нефтехимии в ближайшие два года, поэтому несложно предположить, что именно предприятия этого сектора ПФО должны стать локомотивами развития приволжской экономики.
Не стоит сбрасывать со счетов крупнейший в России оборонно-промышленный комплекс (треть всего ВПК) и крупные авиазаводы ПФО (64 предприятия). Понятно, что бряцать оружием никто не собирается, но сирийский опыт показал, что военные заказы РФ растут пропорционально нашим успехам за рубежом. Поэтому экспортная ориентированность ПФО в ближайшие годы будет только укрепляться.
Говорящие цифры
- 3 трлн рублей составил оборот организаций оптовой торговли в ПФО в I полугодии 2018 года, уменьшившись по сравнению с I полугодием 2017-го на 1,7% в сопоставимых ценах.
- 867,7 млрд рублей инвестиций в основной капитал использовано в I полугодии 2018 года на развитие экономики и социальной сферы округа, или 104,1% к уровню соответствующего периода предыдущего года.
- С профицитом 76,6 млрд рублей исполнен консолидированный бюджет субъектов ПФО в I полугодии 2018 года. Расходы составили 707,6 млрд рублей, доходы — 784,3 млрд.