Вестник. Поволжье

Вырастить профессионалов

Вырастить профессионалов

Мировые стандарты для кузницы трудовых кадров

Незаменимых, как известно, не бывает. Но подчас руководителям предприятий найти квалифицированных специалистов оказывается очень нелегко. О том, как повысить уровень подготовки кадров, и о влиянии на него конкурсов профессионального мастерства в рамках круглого стола мы поговорили с экспертами.

Какие мероприятия вы проводите с целью повышения качества образования? Расскажите об опыте дуального обучения и о системе профориентационной работы с детьми и молодежью.

Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области:
— Чтобы обеспечить экономическую систему России большим количеством высококвалифицированных трудовых ресурсов, необходимо модернизировать систему среднего профессионального образования — активизировать участие системы профобразования в региональном проекте WorldSkills, укрепить совместную работу образования, бизнеса и власти по созданию ресурсных центров, центров компетенций по повышению уровня подготовки высококвалифицированных кадров с учетом международных стандартов WorldSkills, стимулировать активный переход системы профобразования на востребованные специальности топ-50 и внедрить Государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена.
Подготовку специалистов с высшим образованием в Нижегородской области осуществляют 11 государственных вузов, 15 филиалов государственных вузов и филиал негосударственного вуза. Ведущие вузы открыли базовые кафедры на крупнейших промышленных предприятиях, в институтах РАН региона. Образовательные организации высшего звена активно осуществляют подготовку по целевым направлениям для оборонно-промышленного комплекса: на предприятиях области трудоустроено более 95% выпускников. Система среднего профессионального образования Нижегородской области представлена 77 образовательными учреждениями. Ежегодно открываются новые направления профобучения под заказ предприятий-работодателей.
Правительством Нижегородской области создано 30 ресурсных центров, на базе СЦК студенты занимаются в учебных лабораториях и учебно-производственных мастерских. В 2018 году создан Региональный сетевой центр в области опережающей подготовки кадров, который является первой площадкой для проведения демонстрационного экзамена по стандартам «Ворлдскиллс».
Активно внедряются элементы дуального образования: за 2014-2016 годы пяти профессиональным образовательным организациям региона присвоен статус федеральных инновационных площадок, что позволило им стать региональными тьюторами по распространению лучших российских и международных практик дуального обучения. Совместно с работодателями реализуется система многоуровневой профориентационной работы с различными категориями детей и молодежи. Опыт региона по данному вопросу был представлен на мероприятиях регионального, межрегионального, всероссийского и международного уровней и предложен для применения в других регионах РФ.

Алсу Набиева, ректор Казанского кооперативного института Российского университета кооперации:
— Казанский кооперативный институт, являясь крупнейшим филиалом Российского университета кооперации (у нас учатся более 6,5 тыс. студентов), ежегодно удовлетворяет кадровый голод бизнеса во многих отраслях. Мы готовим специалистов в сфере внешне­экономической деятельности, туризма и сервиса, бухгалтеров и аудиторов, технологов и рестораторов, экономистов, открываем новые профили: «управление талантами», «спортивный менеджмент» «исламские финансы», «экономическая безопасность». Педагоги нашего вуза проводят активную профориентационную работу с абитуриентами, используя различные форматы и проекты, каждую субботу проходят дни открытых дверей.
ККИ РУК объединяет среднее профессиональное и высшее образование. Мы внимательно изучаем запросы работодателей — какие компетенции, уровни подготовки, специализации необходимы, чтобы отвечать в полной мере их потребностям. Поступая на факультет СПО, ребята имеют возможность проходить практику в ведущих компаниях — наших кадровых партнерах. Далее выпускники СПО без экзаменов поступают в наш вуз, где учатся по ускоренной программе 3,5 года, повышая перспективы успешного трудоустройства и карьерного роста.

Инесса Косолапова, директор Республиканского ресурсного центра системы образования ГАУ ДПО «ИРО РБ»:
— Республиканский ресурсный центр системы образования создан на базе ГАУ «Институт развития образования Республики Башкортостан», осуществляющего координацию деятельности Регионального координационного центра, информационно-аналитического отдела и научно-методического центра развития образования, одаренности и профессионального самоопределения обучающихся. Ресурсный центр — инновационное структурное подразделение, позволяющее реализовать требование концентрации наиболее ценных ресурсов, обслуживающих взаимодействие субъектов образовательных отношений и отношений в сфере образования.
Центр ежегодно организовывает и проводит региональные чемпионаты WorldSkills Russia, а также ведет процесс подготовки и обучения педагогических работников колледжей в соответствии с требованиями мировых стандартов: разрабатываются методические рекомендации по преподаванию профессиональных модулей с учетом конкурсных заданий национальных и региональных чемпионатов. Большое внимание уделяется сопровождению процедуры демонстрационного экзамена. На основе мировых практик формируются методические сборники заданий для контроля знаний обучающихся ППССЗ и ППКРС (по стандартам и требованиям WorldSkills).
Ежегодно центром проводится мониторинг вакансий и уровень соответствия знаний и навыков выпускников колледжей потребностям работодателей. На основе мониторингов формируются контрольные цифры приема в профессиональные вузы и ссузы, в чемпионатный цикл внедряются новые компетенции и корректируются образовательные программы.

Вырастить профессионалов

Галина Чигирева, директор ГБПОУ «Пермский агропромышленный техникум»:
— Одно из важнейших направлений работы техникума — сотрудничество с предприятиями на принципах социального партнерства. Они проводят практику студентов и стажировку преподавателей. Педагоги получают знания о новых технологиях, функциональных особенностях новой техники, информацию о необходимых навыках, об уровне и качестве подготовки студентов для дальнейшего обучения. Техникум располагает 20 площадками, расположенными на предприятиях и имеющими статус учебно-производственных. В частности, принцип дуального образования активно используется на агрофирме «Труд» по направлению «технология переработки продукции». Опыт показал, что учащиеся техникума могут предложить что-то новое для совершенствования производственного процесса.
Сегодня в техникуме обучаются студенты по 20 специальностям, имеется два филиала, отделение дополнительного образования, осуществляющее подготовку востребованных кадров для АПК Пермского края. Около 40% выпускников работают по распределению и получают субсидии как молодые специалисты.
Особое место занимает профориентационная работа: в совхозе «Ильинский» школьникам предлагается пройти тесты, выполнить несложное задание, прокатиться на тракторе. Наглядные уроки помогают ребятам сориентироваться и повышают рейтинг учебного заведения — за последние несколько лет востребованность техникума значительно возросла: сейчас количество студентов составляет 1470 человек при конкурсе 2 человека на место.

Евгения Галкина, директор ГБУ дополнительного образования Самарской области «Региональный центр трудовых ресурсов»:
— Основное назначение регионального центра трудовых ресурсов — координирование вопросов подготовки кадров для Самарской области. Повышение качества образования осуществляется под запросы конкретных предприятий, являющихся основными работодателями. Наш центр занимается проф­ориентационной работой по системе предпрофильной подготовки и профильного обучения: школьники знакомятся с организационно-информационным ресурсом. Автоматизированная система позволяет знакомить школьников и их родителей с новыми возможностями для планирования профессиональной карьеры и развития. Ребята получают полное представление о перспективных вузах и ссузах региона, а также знакомятся с требованиями работодателей и условиями, которые они предлагают. А главное, они могут оценить актуальные и новые профессии, рассчитать дальнейший профессиональный рост, чтобы быть востребованными на рынке труда. В нашем регионе работа системы привела к росту спроса на рабочие профессии: сегодня у нас 40 профессиональных организаций, около 300 предприятий, включенных в процесс дуального обучения, и 55 направлений подготовки. Требования работодателей отражаются на образовательных программах. Большое количество времени ребята находятся на предприятии, что позволяет им адаптироваться к производственному процессу. На предприятии проходит подготовка к экзаменам и промежуточные экзамены. Дуальное образование и взаимодействие с работодателем происходит благодаря автоматизированной системе, аналога которой нет ни в одном регионе. Для нас же это информационная площадка между всеми участниками, начиная от профориентации и до взаимодействия при помощи новых технологий.

Сергей Титов, директор ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж»:
— Нижнекамский колледж ведет подготовку кадров для автотранспортной, строительной, жилищно-коммунальной отраслей уже 40 лет. Основными приоритетами и инновационными идеями является учет международных требований и стандартов WorldSkills. Компетенции учитываются при реализации основных образовательных направлений и проведении демонстрационных экзаменов. На базе колледжа с 2016 года проводится пилотная реализация демонстрационного экзамена.
Творческая молодежь колледжа так же, как и педагогический коллектив, принимает участие в фестивалях и конкурсах профмастерства.

Вырастить профессионалов

Оцените роль WorldSkills и подобных мероприятий в деле популяризации рабочих профессий. Способствует ли WorldSkills Russia тиражированию лучших мировых и отечественных практик?

Глеб Никитин:
— Нижегородская область участвует в чемпионатном движении «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) разного уровня с 2013 года, а также в олимпиадном движении профмастерства. Общий охват участников мероприятий в 2018 году составил более 150 тыс. человек. На финале VI Национального чемпионата «Молодые профессионалы» в Южно-Сахалинске Нижегородскую область представляли конкурсанты в соревнованиях по шести компетенциям. Команда Нижегородской области заняла призовые места: 2-е место по компетенциям «Ювелирное дело» и «Сервис на воздушном транспорте», 3-е место по компетенциям «Технологии моды» и «Веб-дизайн и разработка».
По профильным направлениям «Машиностроение», «Авиационная и ракетно-космическая техника», «Техника и технологии кораблестроения и водного транспорта», «Сервис и туризм», «Ветеринария и зоотехника» Нижегородская область вошла в десятку лучших регионов РФ.
Чемпионатное движение «Молодые профессионалы» («Ворлдскиллс Россия») разного уровня и олимпиадное движение профессионального мастерства способствуют тиражированию лучших мировых и отечественных практик и их внедрению в систему профобразования.

Алсу Набиева:
— Рабочие профессии в нашей стране приобретают все большую популярность, и в этом огромная заслуга движения WorldSkills, выступающего своего рода социальным лифтом для талантливой молодежи. С 2014 года Казанский кооперативный институт является активным участником движения. На базе ФСПО функционирует ресурсный центр WorldSkills: сертифицированные эксперты WS из числа преподавателей вуза ведут подготовку участников, в том числе юниоров, по пяти компетенциям: «Визуальный мерчандайзинг и витринистика», «Администрирование отеля», «Поварское дело», «Ресторанный сервис» и «Осетинские пироги». Я также являюсь сертифицированным экспертом WorldSkills Russia в компетенции «Визуальный мерчандайзинг». Команда ККИ в составе сборной РТ с 2015 года побеждает на национальных чемпионатах WorldSkills Russia: на национальном чемпионате WorldSkills Russia-2018, проходившем в Южно-Сахалинске, воспитанники ККИ заняли призовые места во всех заявленных компетенциях. По итогам регионального чемпионата WorldSkills Russia в Татарстане в 2018 году конкурсанты, подготовленные экспертами ККИ, взяли золото в компетенциях «Хлебопечение», «Визуальный мерчандайзинг и витринистика», а также в «Поварском деле» (юниоры).
В планах — расширение данного списка и новые победы. Сегодня ребята готовятся к национальному чемпионату WorldSkills Russia-2019, который, как репетиция чемпионата мира WorldSkills, состоится в Казани в мае этого года. В случае победы будем сражаться дальше — на международной арене WorldSkills в августе 2019-го.
В рамках направлений подготовки ККИ мы развиваем новые компетенции — туризм, гостиничное дело, идет работа по формированию уникальной компетенции — «Кооперативное дело», но это наша специализация, наш уникальный формат. Изучаем и возможность адаптации наших традиционных компетенций, в частности хлебопечения, кондитерского дела, выпечки осетинских пирогов — в соответствии со стандартами «халяль».
Движение WorldSkills Russia способствует тиражированию лучших мировых и отечественных практик, профессиональному росту педагогов и всестороннему совершенствованию системы профессионального образования.

Инесса Косолапова:
— Стратегической целью развития современной России является достижение высокого уровня экономического и социального развития. Сегодня наша страна находится на этапе промышленного роста, улучшения инвестиционного климата и развития территорий. Предприятиям, работающим на мировой рынок, необходимы высококвалифицированные кадры, обученные в соответствии с мировыми стандартами.
В целях популяризации рабочих профессий среди молодежи и формирования регионального человеческого капитала Республика Башкортостан в 2016 году вступила в движение WorldSkills Russia. За три года к данному движению присоединились все профессиональные образовательные организации республики, и количество развиваемых компетенций выросло с 12 до 54. Несомненно, WorldSkills Russia является двигателем развития навыков и умений студентов. Для совместной подготовки кадров по мировым стандартам заключены договоры о совместной деятельности между Министерством образования Республики Башкортостан и ведущими промышленными предприятиями.
В целях организации системной профориентационной работы в 2018 году к WorldSkills Russia активно подключились обучающиеся школ. Профессиональные пробы и подготовка к соревнованиям на базе колледжей способствуют формированию предпочтений в выборе будущей профессии.

Галина Чигирева:
— Чемпионатное движение представлено в техникуме в трех направлениях: WorldSkills, JuniorSkills и «Абилимпикс». Специализированный центр, созданный на базе ГБПОУ «ПАПТ» способствует участию студентов по компетенцям: «Флористика», «Ветеринария», «Ландшафтный дизайн», «Эксплуатация сельскохозяйственных машин». На базе техникума оборудована специализированная лаборатория по флористике. По результатам IV Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Пермского края студенты техникума завоевали золотую и две серебряные медали, а главное, конкурсанты получили ценный профессиональный опыт, закрепили практические навыки и подтвердили высокую квалификацию, востребованную на современном рынке труда. С каждым годом участие в движении WorldSkills Russia становится более осознанным, повышается уровень подготовки, глубина изучения вопроса. Особым положительным моментом является использование мирового опыта, благодаря чему меняется и уровень теоретической подготовки студентов.

Вырастить профессионалов

Евгения Галкина:
— Безусловно, центральная роль в востребованности рабочих профессий принадлежит WorldSkills — это способствует популяризации профессии. Но интерес к рабочему месту, к выбору специальности должен расти. Подготовка к чемпионатам, соответствие требованиям и стандартам WorldSkills Russia — хороший стимул. Данная система может помочь ребятам утвердиться в выбранной профессии и пройти профессиональные пробы. Когда они станут студентами, участие в чемпионате поможет им выстроить свою профессиональную траекторию либо найти профильный вуз.

Сергей Титов:
— Колледж является специализированным центром по четырем компетенциям. Это ремонт и обслуживание легковых автомобилей, сухое строительство и штукатурные работы, сантехника отопления и управление беспилотными летательными аппаратами. В 2013 году команда участников колледжа заняла 3-е место. С того времени ежегодно студенты пополняют копилку не только города, но и РТ золотыми и серебряными медалями. С первого чемпионата «Абилимпикс» в 2006 году у колледжа есть победитель, занявший в Москве 1-е место. В этом году колледж принимал участие в семи компетенциях и занял два призовых места на республиканском чемпионате и на чемпионате в Москве — 2-е место.
Реализация образовательных программ с учетом WorldSkills, безусловно, приносит пользу, но лишь в случае систематической работы, когда требования и стандарты учитываются не только на итоговой ступени, но и на промежуточных этапах. Например, первые тренировки нужно проводить поэтапно, студенты должны приучаться к научной организации труда на рабочем месте, тщательно изучать все действия. Кто-то из знаменитых сказал: мы должны научить студента думать руками. И этому способствуют конкурсы профессионального мастерства. 
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!