Максим Решетников, губернатор Пермского края:
— В 2020 году в регионе останется 10 муниципальных образований с двухуровневой системой управления. Большая часть работы в этом направлении сделана. Будем призывать, стимулировать, но мы понимаем, что нам важно каким-то образом застраховаться от рисков, вызванных двухуровневой системой управления. Например, такой важный для людей вопрос, как расселение аварийного жилья, при двухуровневой системе управления находится в полномочии городских поселений. Получается, край отвечает за всю сумму средств перед бюджетом Российской Федерации, мы передаем средства в муниципальное образование, они — в поселения. И если хоть одно из поселений допускает ошибку, штрафы накладываются по всей сумме на весь край. Риск ошибки в такой системе очень высок. Это касается и других федеральных проектов, нацпроектов. В одноуровневой системе нам проще работать: 46 муниципалитетов мы подстрахуем, поможем. А когда 325 поселений — это невозможно, как показывают предыдущие годы.
Радий Хабиров, врио главы Республики Башкортостан:
— Наш бизнес по сравнению с иностранным по многим показателям неконкурентоспособен. В Башкортостане много небольших предприятий, которые не выдерживают конкуренции, например с китайскими компаниями. Мы проигрываем по цене продукции, по производительности труда — она у нас чудовищно низкая. В связи с этим перед нами несколько задач. Первая — нам нужно «раскачать» бизнес за счет мер государственной поддержки. Это минимальные налоги, минимальные административные барьеры, минимальное внимание надзорных органов.
Вторая: после того как бизнес встанет на ноги, начнется реализация комплексной программы «Повышение производительности труда, создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в 2014-2020 годах», решение вопросов ценообразования. В качестве примера — Караидельский район. Там один предприниматель заготавливает древесину, делает из липы плашки и отправляет их на чешское предприятие Koh-i-Noor. Из этих плашек делаются всемирно известные карандаши Koh-i-Noor. Не мешайте бизнесу — бизнес сам себе найдет дорогу.
Александр Евстифеев, глава Республики Марий Эл:
— Республика по многим показателям работы по обращению с твердыми коммунальными отходами выглядит достойно. Это не значит, что у нас нет вопросов — возникающими проблемами мы своевременно занимаемся. Это рекультивация свалок, работа регионального оператора. Все, что нам удалось сделать, принимается и приветствуется.
В порядке тестирования мы выставляли несколько контейнеров для раздельного сбора различных видов отходов, и население республики — активные и культурные потребители услуги. Моментально наполняется контейнер пластиковой тарой. Со школьной скамьи такое воспитание, и это правильно. Население готово к тому, чтобы продолжать беречь нашу экологию и заботиться о природе республики. Как известно, она заповедна.
Серьезный вопрос, который в полной мере относится и к нам, — оздоровление Волги. Что касается Марий Эл, это берегоукрепление, строительство набережных причалов, туристическая и судоходная тема. Мы активно работаем в этом направлении.
Александр Бречалов, глава Удмуртской Республики:
— Для массовости и доступности спорта нужна спортивная инфраструктура. В Удмуртии сейчас беспрецедентный объем строительства спортивных сооружений, лыжнороллерных трасс, стадионов. После золота Алины Загитовой в республике всплеск фигурного катания, очень большой запрос на катки. Но нам нужны доработки фискальной модели для предпринимателей, которые готовы инвестировать в спортивные объекты в городах с населением меньше 100 тыс. Чтобы не только вовлечь, но и удержать людей в спорте, нужен совершенно другого уровня менеджмент. И у нас мало капитализируемых спортивных брендов, таких как TITAN, Ironstar. Сделать классные соревнования по принципу «старт — финиш» — это здорово, но дать им постоянную жизнь, заинтересовать большое количество людей, сделать миллион просмотров на YouTubе, упаковать проект и сопровождать его — мы это пока не умеем. Прошлой осенью в центре Ижевска открыли суперсовременный скейт-парк с хорошей трассой. Очень популярны шахматы: более 11 тыс. занимающихся, 1,5 тыс. спортсменов имеют международный рейтинг.