Импульс для многих отраслей
Правительство Самарской области и ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (ММК) договорились о локализации в особой экономической зоне «Тольятти» производственно-логистического центра. Строительство планируется начать в конце 2019 года и завершить в первом квартале 2021-го. Единовременно центр сможет вместить до 150 тыс. тонн металлопродукции. Его открытие позволит полностью удовлетворить потребности автомобильной промышленности в поставках высококачественного проката ММК и закрепить лидирующие позиции компании на рынке поставок металлопродукции для автопрома.
По мнению губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, строительство логистического центра даст импульс для развития в регионе автомобильной промышленности и ряда других предприятий, создания новых рабочих мест. Кроме того, большое внимание будет уделено модернизации транспортной инфраструктуры.
«Инновационный металлопрокат «Магнитки» очень востребован автомобилестроительной отраслью, которая составляет одну из основ российского машиностроения. Новый производственно-логистический центр закрепит курс на стратегическое партнерство нашего комбината с автомобилестроителями Самарской области и позволит выйти на новый уровень сотрудничества», — заявил председатель совета директоров ММК Виктор Рашников.
Генеральный директор ММК Павел Шиляев добавил, что реализация проекта в Тольятти является важнейшим шагом в развитии взаимоотношений, в частности между ММК и АвтоВАЗом. «Это еще один сервис для автомобилистов, который дает возможность сокращать сроки, оперативно доставляя машины. И, конечно, это развитие нашей логистической цепи в Приволжском федеральном округе», — сказал топ-менеджер.
Новые возможности открываются и перед транспортной сферой Самарской области. И.о. первого вице-губернатора — председателя правительства региона Виктор Кудряшов и президент НП «ГЛОНАСС», соруководитель рабочей группы НТИ «Автонет» Александр Гурко подписали соглашение о создании на участке скоростной автомагистрали Самара — Тольятти и на территории Самарско-Тольяттинской агломерации пилотной зоны для тестирования платформы нового поколения ИТС с системой связи V2X. По оценке экспертов, технология передачи данных V2X не только повышает безопасность дорожного движения, но и является фундаментом для создания интеллектуальной городской мобильности, служит катализатором улучшения транспортно-логистических услуг. Помимо этого она добавит удобства для водителя машины и станет стандартом для беспилотного транспорта.
«Благодаря сотрудничеству с партнерами совместно с нашим технопарком «Жигулевская долина» мы в ближайшее время сможем увидеть, каким будет автомобиль через несколько лет. Наши специалисты получат доступ к современным разработкам и смогут поучаствовать в их улучшении. Я уверен, что новые технологии, созданные в рамках совместной работы, будут успешно внедряться в нашем регионе. А интеллектуальные транспортные системы — элемент «умного города», который объединит целый ряд платформ и позволит совершенствовать бизнес во всех этих сферах», — прокомментировал Виктор Кудряшов.
Кластерный подход
В Ульяновской области запустят новое производство автокомпонентов. Соглашение об этом заключили правительство региона и шведская компания International Aluminium Casting Sweden AB.
«Производство разместится на территории портовой особой экономической зоны. Объем инвестиций составит 500 млн рублей. Для нас очень важно, что международный партнер остановил свой выбор на нашем регионе, завод в Ульяновске станет первым производством шведской компании в России», — отметил губернатор области Сергей Морозов.
International Aluminium Casting Sweden AB является поставщиком продукции из алюминия, более 40% изделий составляют автокомпоненты для грузовиков и автобусов.
«С 2008 года мы искали новые возможности и новый рынок. Завод разместится в Ульяновске, так как расположение города соответствует нашей стратегии, направленной на максимальную близость к существующим клиентам и поставщикам, среди которых локализовавшиеся в России компании Volvo, MAN, Scania. Также наше внимание привлекло наличие высококвалифицированного персонала в регионе», — признался председатель правления International Aluminium Casting Sweden AB Сандвик Фольке.
Завод будет сертифицирован по стандарту IATF 16949, действующему в отрасли автомобильной промышленности и гарантирующему высокое качество выпускаемой продукции. Строительство предприятия начнется в сентябре нынешнего года, первым его клиентом станет компания Volvo.
Еще одно значимое для Ульяновской области событие — вхождение в межрегиональный промышленный кластер «Композиты без границ». Помимо Сергея Морозова подписи под соглашением о сотрудничестве поставили губернатор Тульской области Алексей Дюмин и генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев. После включения ряда предприятий и объектов инфраструктуры регионов РФ «Композиты...» станут самым крупным кластером, действующим на территории России.
«Росатом» — крупнейший в стране игрок в области композитных материалов. Мы активно содействуем развитию отечественного рынка композитов, в том числе посредством создания эффективных инструментов кооперации между предприятиями, расположенными в регионах-участниках кластера», — подчеркнул Алексей Лихачев.
Планируется, что в промышленное объединение войдут ульяновские «Авиастар» и «Аэрокомпозит». «Сейчас мы завершаем переговоры с еще пятью компаниями отрасли, которые разместятся на новой площадке в портовой особой экономической зоне. В июле на территории ПОЭЗ начнется строительство нового индустриального парка «Композитная долина». Эти компании связаны с производством изделий из композитных материалов для большей части отраслей промышленности: авиационной, автомобильной, а также отрасли производства строительных материалов и ветроэнергетики», — сообщил генеральный директор Корпорации развития Ульяновской области Сергей Васин.
Межрегиональный промышленный кластер «Композиты без границ» создан в 2018 году по инициативе UMATEX — единственного производителя современного углеродного волокна в России совместно с Ассоциацией кластеров и технопарков. Сегодня в объединение входят производственные предприятия, учреждения науки и образования, объекты технологической и промышленной инфраструктуры из Татарстана, Московской и Саратовской областей.
Легкие на подъем
ООО «Форд Соллерс Елабуга», на базе которого создается обновленное совместное предприятие Ford Sollers в России, подписало специальный инвестиционный контракт (СПИК) с Министерством промышленности и торговли РФ для развития производства линейки Ford Transit в нашей стране. На церемонии присутствовали глава Минпромторга РФ Денис Мантуров и президент Татарстана Рустам Минниханов.
«Подписание СПИК — важный шаг в подготовке к запуску нашего обновленного СП в России. Мы рассчитываем, что наши обязательства по развитию бизнеса Ford Transit наряду с продолжающейся поддержкой со стороны российского правительства позволят построить успешную стратегию лидерства на рынке легких коммерческих автомобилей в РФ», — прокомментировал председатель правления «Ford Европа» Стивен Армстронг.
«Ford Transit является одним из флагманов российского рынка легких коммерческих автомобилей. СПИК открывает дополнительные возможности для роста рыночной доли этого продукта и создает фундамент для прибыльного бизнеса обновленного СП Ford Sollers», — добавил генеральный директор ПАО «СОЛЛЕРС» Вадим Швецов.
В новой структуре Ford Sollers акционеры Ford Motor Company и ПАО «СОЛЛЕРС» остаются партнерами, при этом ПАО «СОЛЛЕРС» будет владеть долей 51% в уставном капитале СП.
Дополнительное соглашение о стратегическом сотрудничестве подписали генеральный директор АО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов и старший вице-президент, президент Schneider Electric в России и СНГ Йохан Вандерплаетсе. Этот документ стал продолжением начатого в 2017 году взаимодействия между компаниями в области поставки, пусконаладки оборудования, производимого концерном Schneider Electric. Кроме того, он способствует развитию долгосрочных отношений партнеров в сфере цифровой трансформации на предприятиях группы «ТАИФ» и в Татарстане. Речь идет в том числе о разработке образовательных программ, поставке современных цифровых решений, оборудования, комплектующих и запасных частей производства Schneider Electric.
К настоящему времени оборудование концерна уже установлено и широко эксплуатируется в ПАО «Нижнекамскнефтехим», ПАО «Казаньоргсинтез», филиалах АО «ТГК-16», ООО «ТАИФ-НК АЗС», на социальных объектах АО «ТАИФ», в офисных помещениях и бизнес-центрах компании.
Стратегический проект
Председатель совета директоров ПАО «Химпром» Ярослав Кузнецов и председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Андрей Бельянинов подписали кредитное соглашение о выделении финансирования в сумме 4,5 млрд рублей. Средства будут вложены в производство пероксида водорода по антрахиноновой технологии мощностью 50 тыс. тонн в год. Проект реализует проектная компания «Волжская перекись» на производственной площадке ПАО «Химпром» в чувашском городе Новочебоксарске.
Согласно предварительной оценке, общий объем инвестиций составит 5,6 млрд рублей. Проект уже стартовал: утверждена проектная документация, заключаются договоры с поставщиками оборудования.
«Новое производство имеет стратегическое значение для России. Оно позволит полностью обеспечить страну (в том числе целлюлозно-бумажную промышленность, медицину, косметологию и даже космическую отрасль) перекисью водорода, импорт которой сейчас достигает 80%. При строительстве будут использованы современные технологии, соответствующие международным стандартам», — рассказал Ярослав Кузнецов.
Проект реализуется в приоритетном для инвестиционной деятельности ЕАБР секторе «химическая промышленность». Производство планируется запустить в 2022 году. «А это значит, что откроются новые рабочие места, увеличатся налоговые поступления в бюджеты всех уровней, которые в свою очередь будут направляться на повышение качества жизни граждан», — проанонсировал Андрей Бельянинов.
ПАО «Химпром», расположенное на территории Чувашии, — одно из крупнейших предприятий отечественной химической индустрии, чья деятельность сосредоточена на крупнотоннажной химии. Его продукция пользуется спросом как на внутреннем, так и на международном рынке. В настоящее время ведется масштабная модернизация основных фондов предприятия. В 2018 году запущено новое, единственное в России производство гипохлорита кальция.
Дорога жизни
Евразийский банк развития рассматривается в качестве крупного инвестора и для Нижегородской области. Как стало известно по итогам переговоров на ПМЭФ, речь может идти об участии ЕАБР в финансировании строительства автомобильной дороги З-152 Шопша — Иваново — Нижний Новгород на участке обхода г. Балахна. Также возможно финансирование возведения путепроводов через железнодорожные пути на перегоне ст. Починки — ст. Заволжье и через транспортное пересечение с железной дорогой у станции Петряевка в Нижнем Новгороде.
«Обход Балахны — застарелая автомобильная проблема. Строительство дороги позволило бы вывести транзитный транспорт из населенных пунктов, где сегодня живут около 70 тыс. человек. Поэтому это вопрос не только создания современной транспортной инфраструктуры, но и экологии, качества жизни людей. Проекту — больше 10 лет. Чтобы продолжить строительство, необходима корректировка проектной документации, на которую в текущем году предусмотрены средства регионального бюджета. На заключение контракта мы можем выйти уже в следующем году», — прокомментировал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Солнечный круг
Врио главы Башкортостана Радий Хабиров и председатель совета директоров ООО «Солар Системс» Михаил Лисянский договорились о строительстве солнечной электростанции генерирующей мощностью 25 МВт. Проект будет реализован на территории Стерлибашевского района, инвестиции в него составят 3,7 млрд рублей. Продажу электроэнергии и мощности на оптовом рынке планируется начать с 1 мая 2020 года.
Соглашение, подписанное Радием Хабировым с генеральным директором ГК «Хевел» Игорем Шахраем, предусматривает строительство уже двух солнечных электростанций в Бурзянском районе республики — Верхней Бурзянской СЭС и Нижней Бурзянской СЭС совокупной мощностью 10 МВт. Сейчас электроснабжение в муниципалитете осуществляется одноцепной линией электропередачи протяженностью 100 км (Белорецк — Старосубхангулово) с тупиковой подстанцией. Солнечные электростанции мощностью по 5 МВт будут оснащены системами хранения энергии емкостью 4 МВт-ч каждая. Аккумуляторы позволят станциям работать как параллельно с сетью, так и автономно. Таким образом, СЭС обеспечат электроэнергией весь район, а в случае аварийного отключения или ремонтных работ на ЛЭП снабдят электричеством социально значимые объекты в автономном режиме. Инвестиции в проект превысят 1 млрд рублей. Ввод обеих станций в эксплуатацию запланирован до конца текущего года.