Вестник. Поволжье

Сердце — пламенный мотор

Сердце — пламенный мотор

Регионы ПФО в период пандемии коронавируса во многом сохранили темпы экономического роста

Приволжский федеральный округ не зря называют индустриальным сердцем России: здесь сосредоточена почти четверть объемов всего промышленного производства и АПК страны. Его экономика настолько сбалансирована, что даже в период пандемии и введения массовых карантинных мер, по итогам 9 месяцев 2020 года, в Мордовии, Чувашии и Пензенской области отмечен промышленный рост, а в Башкортостане и Татарстане темпы развития промышленности практически сохранили свои прошлогодние показатели. При этом именно кадрами из ПФО в последние годы укрепляются федеральное правительство и основной чиновничий аппарат столицы.

История России, особенно ее военная история ХХ века, научила руководство государства тому, что основные промышленные производительные силы необходимо концентрировать подальше от его западных границ, но не столь уж удаленно, чтобы логистика не препятствовала их срочной мобилизации под решение важнейших задач. Поэтому, если становым хребтом России считается Урал, то ее мускульной системой — однозначно Поволжье.

В Приволжском федеральном округе сосредоточена четверть всего промышленного производства РФ, 85% отечественного автопрома, 65% авиастроения, 40% нефтехимии, 30% судостроения, 30% производства оборонно-промышленного комплекса, треть инновационно активных предприятий, около половины объема российского экспорта технологий.

Основным локомотивом приволжской индустрии является машиностроение, консолидировавшее у себя треть всех российских мощностей. Здесь производятся более 73% автомобилей (по грузовым автомобилям этот показатель превышает 90%), более 85% автобусов, более 80 % автомобильных двигателей. Данная отрасль представлена крупнейшими предприятиями страны. Это Волжский, Горьковский, Камский, Ульяновский и другие автомобильные заводы. Кроме автомобилестроения, в ПФО хорошо развито авиационное, ракетно-космическое и энергетическое машиностроение, судостроение, приборостроение, станкостроение.
Округ является лидером по производству минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, шин, каустической соды, нефтегазодобычи (20% всей добычи РФ).
Как пояснили в пресс-службе аппарата полномочного представителя президента в ПФО, отличительной характеристикой структуры валового регионального продукта Приволжского федерального округа является высокая доля обрабатывающих отраслей — 24,5% (по России — 19,3%), а также добычи полезных ископаемых — 13,7% (по России — 10,5%). Несмотря на транзитное положение округа, на транспорт приходится 9,7% валового регионального продукта, что соответствует среднероссийскому значению (10%).
Из 13 отечественных регионов-доноров (по состоянию на 2020 год) два из них расположены в ПФО — Республике Татарстан и Самарской области. Еще три региона округа — Республика Башкортостан, Пермский край и Нижегородская область — входят в число наиболее экономически развитых субъектов Федерации, демонстрирующих высокие показатели по производственному, финансовому, инновационному, природно-ресурсному и потребительскому факторам инвестиционной оценки.

Щит от морового поветрия. Высокая концентрация промышленности имеет и обратную сторону в условиях мировой пандемии. Многие предприятия, где занято большое количество рабочих и отмечены случаи заражения, вынуждены принимать карантинные меры, что не могло не сказаться на функционировании всей индустрии в целом. Так, по данным на 1 июня 2020 года, индекс промышленного производства ПФО составил лишь 96% от прошлогоднего уровня. При этом в связи с понятными производственными трудностями прирост инвестиций не превысил статистическую погрешность — 0,1% (390,54 млрд рублей). Это вынудило промышленный макрорегион искать помощи у федерального центра.

По данным аналитиков Центра развития региональной политики, в период пандемии в значительной степени пострадали крупные мегаполисы (особенно сегмент рыночных услуг) ПФО. Высокую отрицательную динамику демонстрируют развитые регионы, тогда как дотационные регионы пострадали меньше. Лишенные маневра, эти субъекты Федерации полагаются на увеличение объема дотаций. В 2019 году федеральный центр выделил регионам Поволжья более 82 млрд рублей, а в 2020-м — свыше 89 млрд. Всего федеральные трансферты в регионы ПФО за первое полугодие превысили 438,2 млрд рублей.
Особенно серьезная ситуация в Кировской области и Республике Марий Эл, экономическое развитие которой практически полностью зависит от средств, выделенных федеральным центром. Большой объем государственного долга, закредитованность предприятий и низкая инвестиционная привлекательность не позволяют вести эффективную социально-экономическую политику.

В Удмуртии положение спасает ставка на предприятия ОПК, не останавливавшиеся в пандемию и принявшие на себя основной кризисный удар. Именно на них и приходится львиная доля госзаказов.

В Оренбургской области положение спасает незначительный региональный долг, позволяющий прибегнуть к внешним заимствованиям. Руководство региона приняло решение о создании особой экономической зоны на территории Орска и Соль-Илецка, запуска Новотроицкого содового завода, который обеспечит работой около 380 жителей региона.

Сердце — пламенный мотор

Власти Саратовской области, где долг гораздо больше, сделали ставку на открытие новых производств. После двухлетнего простоя произошел перезапуск Саратовского завода стройматериалов, начато строительство завода по производству керамических изделий ООО «РусЭко», была создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Саратов», на территории которой будет размещено производство электротехнической продукции и программного обеспечения, а также инновационного кластера по производству отопительного оборудования.

В Татарстане, несмотря на падение доходов, власти пошли на наращивание на 46% расходов для поддержки местного бизнеса (дорожное строительство, транспорт, агросектор и т. д.).

В качестве позитивной модели экономической политики в ПФО, по мнению научного сотрудника БАГСУ Арсена Шаяхметова, можно рассматривать антикризисную модель, выбранную в Башкирии. Эта республика показала, что активизация конкурентного сектора экономики вкупе с серьезными лоббистскими усилиями может обеспечить относительную устойчивость экономики региона в условиях распространения COVID-19.
Сегодня в Башкортостане восстановление экономики осуществляется за счет роста инвестиций в основной капитал с привлечением федеральных средств при незначительном объеме госдолга. Это позволяет республике заимствовать необходимые для социально-экономического развития средства. Эксперты отмечают работу по привлечению инвесторов (кластеризация, зонтичный подход в работе с инвестором). Республиканское правительство делает акцент на восстановлении сектора конкурентной экономики (концепция «маркет-плейс», активизация института бизнес-шерифов и т. д.). Среди достижений — особая экономическая зона «Алга», призванная создать новые рабочие места и остановить отток человеческих ресурсов из региона. Учитывая затянувшийся характер восстановления, экономический эффект от ОЭЗ «Алга» следует ожидать в перспективе 3–5 лет.
При этом Башкортостан демонстрирует существенный экономический прирост — на 18,1%. Аналитики Центра развития региональной политики связывают это с активной работой представителей республики на федеральном лоббистском поле, а также с устоявшимися связями региональной администрации в Кремле, позволяющими получать большие экономические преференции.

Кадровый резерв. Впрочем, не только лояльность региональных властей стала источником бюджетного благополучия для ряда субъектов ПФО. Еще одним важным фактором ожидаемого роста в условиях пандемии может стать реализация национальных проектов, которые в своей основе изначально имели достаточно оптимистичные критерии и сроки исполнения.
Кроме того, в последнее время «поволжское лобби» в столице значительно расширилось за счет притока подготовленных на местах кадров, которые заняли кресла в правительственных кабинетах. В первую очередь речь идет о нынешнем вице-премьере Правительства РФ Марате Хуснуллине, который все первое десятилетие нынешнего века был министром строительства Татарстана. Уже будучи в Правительстве Москвы, его усилиями построен парк «Зарядье», началось масштабное строительство Северо-Западной, Северо-Восточной хорд и Южной рокады транспортного кольца столицы, развитие метрополитена и др. В правительстве Михаила Мишустина с января 2020 года он курирует строительный комплекс уже в масштабе всей страны. В настоящее время вице-премьер организует рабочие поездки в столицы федеральных округов страны, где проводит совещания совместно с полпредами и главами регионов на тему реализации нацпроектов «Жилье и городская среда» и «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Такие совещания, как и осмотр строящихся в регионах объектов, помогают понять, что реально беспокоит каждый субъект РФ и чем федеральный центр может помочь.

Сердце — пламенный мотор

В данную работу активно включился еще один представитель татарстанского стройкомплекса Ирек Файзуллин, который на протяжении 10 лет возглавлял Минстрой Республики Татарстан, в начале 2020 года был назначен первым заместителем министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, а 10 ноября этого же года занял должность главы Минстроя РФ. Одной из основных задач Ирека Файзуллина на посту министра является контроль за реализацией нацпроекта «Жилье и городская среда», цель которого — достижение темпа жилищного строительства с объемом ввода не менее 120 млн кв. метров в год. При этом до 2024 года в России построят 21,3 млн кв. метров жилья с привлечением средств государственного бюджета. Деньги пойдут на строительство инженерной инфраструктуры, что позволит стимулировать застройщиков и сдерживать рост цен на жилье. «Приоритетом в работе нашего ведомства является решение в том числе социальных задач, поставленных перед строительной отраслью. Обеспечение жильем — стратегическая национальная цель, и мы в этой работе должны действовать на опережение, в том числе создавая дополнительные стимулирующие инструменты, которые позволят нам эффективнее и быстрее достигать таких масштабных целей», — отметил Ирек Файзуллин.

Поволжье вообще исторически является кузницей кадров для России. Так, федеральный министр экономического развития Максим Решетников родом из Перми, министр труда Антон Котяков — из Самары. Так что ПФО сегодня смело можно назвать не только индустриальным сердцем России, но и поставщиком ключевых кадров для государства. 
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!