Впечатляющие цифры. Впрочем, уже на начало 2018 года численность мусульман составила 1,8 млрд человек из 7,7 млрд проживающих в мире. А это, как отмечает основатель и председатель легендарной выставки World Halal Day Мохамед Джинна, огромная экономика.
Открыты к сотрудничеству. Вполне закономерно, что с ростом мусульманского населения во всем мире увеличивается и количество стран и производителей, работающих по принципам «халяль», динамично развиваются связи во всех сегментах — от культуры до финансов. Безусловно, локомотивом в экономике по-прежнему является рынок халяль-продуктов и мусульманских услуг. Без учета исламских финансов, по оценке экспертов, его емкость будет расти и достигнет к 2023 году порядка 3 трлн долларов США. Согласно данным казахстанской аналитической службы Energyprom.kz, объем рынка продуктов питания, изготовленных в соответствии с требованиями халяль, в 2017 году составил 1,3 трлн долларов США, а в 2023 году должен достичь 1,9 трлн долларов США, то есть увеличение прогнозируется на 6,1%.
В России, где сегодня проживает порядка 25 млн мусульман разных народностей, данной теме уделяется с каждым годом все большее внимание. Все активнее и масштабнее проводятся форумы и выставки с приставкой «халяль». Так, вслед за Москвой и Казанью в 2019 году Самара стала еще одной точкой притяжения для всестороннего обсуждения сотрудничества в рамках исламской экономики. В октябре именно в Самарской области состоялось два масштабных события, организаторами которых выступили Минэкономразвития региона, Фонд венчурных инвестиций и ряд других ведомств — Volga Investment Summit и World Halal Day. Для проведения мирового инвестиционного форума Самарская область выбрана не случайно. Как отметил губернатор Дмитрий Азаров, регион имеет 135 стран — торговых партнеров, входит в топ-10 крупнейших экономик России, обладает огромным научным и промышленным потенциалом — в губернии работает более 200 предприятий с иностранным участием, развивается крупнейшая нестоличная Самарско-Тольяттинская агломерация и Научно-образовательный центр. «Мы очень горды тем, что столь значимое событие проходит в России и именно на Самарской земле. Мы объединены общими целями: развитием экономики, созданием условий для привлечения инвестиций, для сотрудничества в сфере бизнеса между государствами и разными народами мира», — подчеркнул Дмитрий Азаров, открывая форум. Несмотря на то, что пока еще сильны механизмы, мешающие рынку халяль развиваться быстрее, основным из которых, пожалуй, является отсутствие единых мировых стандартов продовольствия, по мнению основателя и председателя выставки World Halal Day Мохамеда Джинна (Гонконг), благодаря географическому положению России наиболее перспективным может стать развитие с точки зрения производства и экспорта именно такое направление, как продукты питания. А также исламский банкинг.

Начало большого пути. Тема исламских финансов и банкинга в частности все громче звучит на различных отраслевых площадках. Конечно, в структуре мировых финансов исламские финансы пока не составляют большой доли — по оценкам экспертов, это примерно 1% от мирового объема. Однако, как подчеркивают в своей научной работе «Емкость рынка исламского банкинга», опубликованной в 2017 году в «Вестнике СибАДИ», Олег Патласов и Серик Каирденов, несмотря на сохраняющиеся контуры мирового экономического кризиса, «исламские финансовые системы демонстрируют свой жизнеспособный механизм, характеризующийся надежностью и устойчивостью». И эти позиции, по мнению немалого количества финансовых аналитиков, будут только укрепляться, а исламские финансы занимать все новые позиции в мировой финансовой системе.
Весьма символично озвучил планы сотрудничества на бизнес-форуме в Самарской области Volga Investment Summit и зампредседателя правления ПАО «Сбербанк России Олег Ганеев: «Мы находимся на берегу великой реки Волга. Исторически она объединяла различные страны, народы, культуры, религии. Неслучайно мы сегодня здесь. Это начало большого пути».
Стоит отметить, что в современной истории исламский банкинг стал развиваться примерно в 60-е годы XX столетия. В 1963 году в Египте был учрежден исламский сберегательный банк «Мит-Гамр» (MGISB). Он стал первым исламским банком в мире. В 1973 году был учрежден филиппинский банк «Амана», который тоже позволял мусульманам удовлетворять свои финансовые потребности, не связываясь с процентными ставками.
В 70-х годах формируются первые международные исламские финансовые учреждения. В 1973 году на заседании министров финансов стран-участниц Организации исламской конференции при поддержке короля Саудовской Аравии основан Исламский банк развития (IDB). В 1975 году был открыт еще один банк, действующий согласно нормам шариата, — «Дубай Исламик Бэнк». А спустя два года появился «Кувейт Файнэнс Хаус», закрепившийся в пятерке самых крупных исламских финансовых институтов в мире.
В последние годы ведущие институты и университеты России все активнее включают в свой образовательный процесс программы как по исламской культуре, так и по исламской экономике. Одной из первых в стране образовательных организаций, например, где в 2014 году введены полноценные дисциплины исламской экономики и права, стал НИУ ВШЭ в рамках магистратуры «Исламское право». В 2018-м к обучению исламскому банкингу и исламским финансам присоединился Казанский кооперативный институт в рамках подписанного соглашения с Ассоциацией предпринимателей-мусульман России.
Подводя итоги 2019 года, среди важных достижений президент Международной ассоциации исламского бизнеса (МАИБ) Марат Кабаев сообщил: «Совместно с университетом имени Плеханова нам удалось запустить образовательный процесс по изучению исламской экономики и финансовой этики». Примечательно, что именно этика играет далеко не последнюю роль в понятиях «исламская экономика», «исламский бизнес» и «исламские финансы».
МАИБ подчеркивает, что главными своими задачами видит формирование положительного образа современного предпринимателя, но это, в свою очередь, достигается лишь тогда, когда бизнес ведется действительно цивилизованно, с осознанием социальной ответственности и опирается на духовные ценности религии, в данном случае — ислама.

Все прописано. «Подход ислама к экономике — это законы Всевышнего, регулирующие имущественные отношения. Для обозначения этих законов мы используем термин «исламская экономика». Это нормы имущественных отношений, которые прописаны в исламе», — подчеркивает управляющий партнер Alif Consult, исполнительный секретарь Российской ассоциации экспертов по исламским финансам Мадина Калимуллина. В 2017 году она вошла в список 50 деловых женщин мира в области финансов и бизнеса. Мадина Калимуллина довольно активно ведет просветительскую работу, касающихся вопросов «исламской экономики». В одной из своих работ она, в частности, затрагивала вопросы того, что может благотворно влиять на подготовку почвы для внедрения исламского банкинга. В этой работе указывалось на важность стабильного спроса в лице активов и успешного халяльного бизнеса (это могут быть не обязательно мусульмане), говорилось о знании потенциальными потребителями особенностей исламских финансовых договоров и в целом о высоком уровне знаний фикха (мусульманская доктрина о правилах поведения (юриспруденция) имущественных отношений среди мусульман. Кроме того, упоминалось о достаточно большом числе потенциальных клиентов, которые категорически не пользуются услугами традиционных банков по религиозным или этическим взглядам. Также среди позиций выделялись развитие в научном обороте терминологии, связанной с исламскими финансами, и позитивная практика деятельности исламских небанковских финансовых организаций с большим объемом активов.
Твори добро. Так что же такое экономическая модель исламской экономики? Этот вопрос — повод для обширных диалогов в профессиональной среде. Безусловно, эксперты сходятся во мнении, что поскольку ислам как религия охватывает все стороны мусульман, то не остается в стороне и от экономической сферы деятельности его последователей. И не удивительно, что основными источниками норм шариата, регулирующими в том числе финансы и экономику в широком смысле, являются священные для мусульман Коран и Сунна. В одной из публикаций канала «Халяль Бизнес» приводится такое мнение: «Ислам всегда уделял важное место экономике. Многие аяты Корана и хасиды свидетельствуют о необходимости честного и упорного труда. К примеру, сура 28, аят 77: «А посредством того, что Аллах даровал тебе, стремись к Последней обители, но не забывай о своей доле в этом мире! Твори добро, подобно тому, как Аллах сотворил добро для тебя, и не стремись распространять нечестие на земле...» Пожалуй, говоря об особенности исламской банковской системы, в первую очередь надо вспомнить об отношении к ростовщичеству (риба). В исламской экономической модели указывается запрет на ростовщический процент. В данном направлении есть свои нюансы, которые прорабатываются. В целом же, если мы говорим, например, о монетизации реального актива (таваррук), то она должна идти по принципу идеальной альтернативы, то есть по пути беспроцентных займов (прекрасный заем, или «карзы-хасан»).
Кроме того, ведение дел должно проводиться с активами тех товаров и услуг, которые уже произведены. А это фактически, утверждают эксперты, означает отказ от современной биржевой торговли. Базисом является и то, откуда происходит источник дохода. Принципа «халяль» в самом широком его понимании должен придерживаться каждый бизнесмен.
Благотворительность и социальная ответственность бизнеса — еще один не просто желаемый, но обязательный элемент для тех, кто трудится в поле «исламской экономики и финансов». Причем даже в этом сегменте есть свои четкие указания и механизмы. Так, для физических и юридических лиц, кроме фермерских хозяйств, предусмотрен закят (один из пяти столпов ислама, обязательный ежегодный налог в исламском праве, выплачиваемый с различного вида доходов, а также движимого и недвижимого имущества). А для фермеров — ушр (так называемая десятина). Бизнес, с точки зрения ислама, обязан вносить свой посильный вклад в различные социальные проекты на благо общества — образование, здравоохранение, инфраструктурное строительство и т.п.
Стоит обращать пристальное внимание и на саму суть обоюдного взаимодействия между бизнес-партнерами. Этика, этика и еще раз этика. Как заметил в одном из своих высказываний 2013 года принц Уэльский, «радует то, что в исламских финансах заложен упор на связь с реальной экономикой, а также идея о неразрывной связи финансов с этикой и моральными нормами», забота о будущих поколениях.
В одном из своих выступлений на YouTube-канале «Исламская экономика» Мадина Калимуллина выделила 16 признаков бизнес-партнера, достойного для сотрудничества. Там упоминалось и умение держать свое слово, и отсутствие приукрашенных обещаний, и реальная квалификация, и сотрудничество шаг за шагом, и концентрация партнера на узком бизнес-сегменте. «Если он предлагает завоевать вам весь мир, а потом еще и космос, то, скорее всего, он просто мечтатель или балабол», — говорит она. И, конечно, отводилось внимание аспектам этического поведения. «Следование деловой этике... Грамотный предприниматель никогда не позволит себе негативно отзываться о других участниках рынка, даже если это его конкуренты», — подчеркивает бизнес-леди. Достойные принципы поведения для всего делового сообщества, вне зависимости от того, к какой религии или конфессии относятся его представители.