Экономический спад, который накрыл Россию в этом году, не обойдет стороной и регионы Приволжского федерального округа. Согласно предварительным прогнозам, сложным будет и 2023 год, а вот в 2024-м ожидается смена макроэкономических трендов, в первую очередь за счет внутреннего спроса и замещения ушедших западных брендов. Развитая, ориентированная на производство товаров высокого передела, экономика Поволжья в долгосрочной перспективе может выиграть от этих «качелей» — уже сейчас здесь просматриваются траектории устойчивого роста.
По итогам 2021 года экономика Поволжья активно восстанавливалась после пандемии, и, нужно отметить, почти все регионы справились, не только обеспечив рост, но и значительно превысив все ключевые параметры 2019 года. РИА «Рейтинг», которое по итогам года традиционно оценивает социально-экономическое положение российских регионов на основе таких показателей, как объем производства, обороты торговли, доля прибыльных предприятий, показатели смертности трудоспособного населения, уровень безработицы и т. д., достаточно высоко оценило «индекс благополучия» большинства регионов ПФО. Так, Татарстан наряду с Москвой и Санкт-Петербургом вошел в первую тройку, а в топ-15 попали также Самарская (11-е место в общем списке) и Нижегородская области (15-е место).
Откат под санкционным прессом. В целом экономика Поволжья росла в прошлом году ощутимо быстрее среднероссийских темпов, по итогам показав +8%, почти 107% составил индекс промышленного производства. Значительно (также лучше общероссийских темпов) выросли инвестиции в основной капитал, до уровня менее 1% упала безработица, а заработная плата, напротив, заметно выросла. Общий объем внешней торговли в 2021 году превысил 190 млрд долларов, причем сальдо оказалось крайне позитивным: продали почти вдове больше, чем купили. Активно развивались крупные компании, многомиллиардные инвестиционные проекты в регионах округа развивали как федеральные («Роснефть», «ЛУКОЙЛ», «Газпром», «СИБУР»), так и региональные (АвтоВАЗ, КамАЗ, «ТольяттиАзот», «Татнефть», «Башнефть») флагманы. Изначально предполагалось, что позитивный восходящий тренд продолжится и в 2022 году, однако сейчас прогнозы конца 2021-го — начала 2022 года можно вспоминать лишь с грустной улыбкой.Изначально для округа предполагался рост на уровне 3%, теперь же эксперты говорят о 2-3% падения (это уровень общероссийской динамики, по которой сейчас есть более-менее внятная аналитика), и это в лучшем случае.
Дело в том, что сильные стороны приволжской экономики — высокотехнологичное производство, глубокая кооперация, в том числе с западными компаниями, активная внешняя торговля с акцентом на европейские премиальные рынки (нефтехимия, удобрения, горюче-смазочные материалы, продукция машиностроительного комплекса), которые раньше позволяли расти быстрее других регионов России, в новых условиях могут сыграть с ней злую шутку. Так, стоит ожидать если не отмены, то как минимум увеличения сроков реализации инвестпроектов, заточенных на западные технологии. Это, к примеру, дорогие и обладающие ярко выраженным мультипликативным эффектом проекты по перевооружению больших НПЗ, которые инвесторы пытаются довести до уровня международных стандартов в плане глубины переработки нефти, экологии и т. д. Значительная часть крупных предприятий и их владельцы попали под прямые либо косвенные санкции США и Евросоюза, а те, что не попали, имеют значительные проблемы с доставкой своей продукции, страхованием, финансовыми транзакциями. Наконец, целый ряд компаний был вынужден и вовсе остановить деятельность, по крайней мере временно. Яркий пример — отечественный автогигант АвтоВАЗ, который сумел полностью восстановить работу конвейера только к середине осени.
Нужно отметить, что при общем довольно пессимистичном контексте есть и факторы, которые даже на краткосрочном отрезке позволяют экономике если не всего ПФО, то отдельных регионов расти. Так, например, несмотря на сложности с вывозом нефтехимии, горюче-смазочных материалов, сырой нефти, удобрений, продовольствия, все эти товары значительно подорожали, и даже проблемы с логистикой не перекрывают выгоды от скачкообразного повышения цен. А уж когда экономика привыкнет и переориентируется, заполнит вакуум домашнего рынка, найдет инвесторов под брошенные проекты и освоит новые направления экономического сотрудничества, рост возобновится, прогнозируют эксперты.
Александр Бречалов уверен, что беспрецедентные санкции, наложенные на нашу страну, — это не только вызов, но и новые возможности для регионов Приволжского федерального округа.
В частности, он рассказал, что работают в три смены предприятия удмуртской оборонки, причем есть запросы не только по профильной продукции, но и по гражданским позициям. По полной программе загружены Ижевский и Сарапульский радиозаводы, для которых главными проблемами являются площади под расширение и кадры.
Значительный импульс получила деревообрабатывающая промышленность — здесь после ухода шведской IKEA освободилось около 30% рынка. «Удмуртия исторически входит в пятерку крупнейших в России производителей мебели, и наши предприятия сейчас работают если не круглосуточно, то в три смены. За предыдущие восемь лет они полностью локализовали всю компонентную базу и теперь от импорта не зависят. Все необходимое они производят у себя либо в кооперации с другими отечественными предприятиями», — рассказывает Александр Бречалов.

К примеру, один из локомотивов татарстанской экономики, крупнейший российский производитель грузовиков КамАЗ стал «чемпионом» по введенным санкциям против предприятий российского автопрома. Тем не менее в условиях «драконовских» ограничений камские автостроители сумели даже нарастить производство — с 30 979 автомобилей (9 месяцев 2021 года) до 32 255 (9 месяцев 2021 года). Пресс-служба КамАЗа уточнила, что завод во второй половине 2022 года переориентировал гамму выпускаемой продукции — помимо среднетоннажных грузовиков и седельных тягачей, одним из главных направлений стал выпуск полноприводных грузовых автомобилей, которые были сделаны в рамках госзаказа. Кроме того, завод увеличил выпуск запасных частей для камазовской техники.
Крупнейший налогоплательщик РТ — ПАО «Татнефть» — стратегически переключается с вектора прироста нефтедобычи на нефтепереработку и нефтехимию. Одно из перспективных направлений — производство автомобильных шин. В октябре стало известно, что татарстанские нефтяники выкупили активы финской Nokian Tyres (шинный завод во Всеволжске, Ленинградская область), а с учетом уже принадлежащего «Татнефти» завода «Нижнекамскшина» и строящегося в Казахстане предприятия КamaTyresKZ на 3,5 млн штук в год на рынке ЕАЭС в этом важном промышленном сегменте вполне вырисовывается лидер, который сможет достойно заменить сбежавшие западные бренды.
Тем не менее и в краткосрочной перспективе экономика Татарстана будет расти, согласно последним прогнозам регионального правительства, до 0,8-1% по итогам 2022 года.
Башкортостан — еще один регион, чья экономика растет, не замечая кризисов и санкций, а дрожжами также выступает нефтегаз (+131,6% за первое полугодие 2022 года). Росли и другие ключевые отрасли, правда, не столь значимые в общем «пироге», но также сделавшие важный вклад в восходящий тренд — строительство жилья (+118%), производство мебели (+149,2), производство лекарств и медицинских материалов (+127,3).
Ставка на добычу углеводородов позволяет региону надеяться, что просадки по итогам 2022 и 2023 гг., которые прогнозируют макроэкономисты для России в целом, Башкортостан избежит. «Экономика нашей республики связана с добычей, переработкой углеводородов и экспортом нефтепродуктов, которые будут востребованы в мире ближайшие несколько лет. Мировые цены на нефть и газ поднялись до рекордных величин, что привело к росту экспортной выручки компаний. Эти предприятия связаны с другими отраслями, которые обеспечивают их оборудованием, материалами, что дает импульс и их развитию.
Можно сказать, что наша республика находится в выигрышном положении в сравнении с другими российскими регионами», — считает заведующий лабораторией современных проблем региональной экономики Уфимского федерального исследовательского центра РАН, доктор экономических наук Ильдар Зулькарнай.
Средняя заработная плата — 44 281 рубль (+ 112,8%)
Средняя пенсия — 17 780 рублей (+116,8)
Индекс промышленного производства — 100,7
Скот и птица на убой — 1 556 тыс. тонн (+104,1%)
Производство молока — 5 043 тыс. тонн
Строительные работы — 710,9 млрд рублей (+108,1%)
Строительство жилья — 9354 тыс. кв. метров (+125,9%)
Оборот розничной торговли —
3 501 765,5 млн рублей (97,2%)
Индекс потребительских цен — 113,6
Инвестиции в основной капитал —
1 271 684,6 млн рублей
Налоги и сборы в консолидированный бюджет РФ —
2 854 063,7 млн рублей
Перевозка грузов автотранспортом — 101,9 млн тонн (+107,8%)
*Данные за I полугодие 2022 г. (в сравнении с I полугодием 2021 г.)
Источник: Росстат