Вестник. Поволжье

Промышленный суверенитет

Промышленный суверенитет

До 2030 года в сферу развития промышленности планируется привлечь свыше 10 триллионов рублей

В апреле состоялось заседание Президиума Государственного Совета, посвященное развитию промышленности России в условиях санкционного давления. Президент РФ Владимир Путин отметил, что санкции против нашей страны введены надолго, а это значит необходимо наряду с мерами замещения импортных технологий и продуктов проводить преобразования, направленные на стратегические цели суверенного развития страны. 

«Многие отрасли оказались в эпицентре санкционной блокады. Ее западные инициаторы пошли на резкий разрыв торгово-экономических и кооперационных связей. Но мы сумели сконцентрировать наши ресурсы и усилия, чтобы обеспечить устойчивость экономической ситуации, в том числе предприняли ряд необходимых шагов для замещения западной продукции аналогами российского или иностранного (дружественных стран) производства, начали активно вкладывать средства в замену импортного оборудования и программного обеспечения, внедрять новые механизмы льготного и проектного финансирования», — заметил Владимир Путин.

Глава государства подчеркнул, что благодаря проведенной работе обеспечен выход на новый цикл роста экономики. Так, следствием введенных 9 лет назад ограничений по доступу на отечественный рынок иностранной сельхозпродукции стал рост производства сельхозпродукции всех категорий на 27,4%. Экспорт продукции АПК в 2022 году достиг 41,6 миллиарда долларов, что в 2,1 раза выше, чем в 2014 году.

«Сегодня в промышленности, как тогда в сельском хозяйстве, есть все условия для активного развития. Уверен, что здесь мы сможем достичь не менее значимых результатов. Необходимо максимально оперативно сформировать такой пакет мер поддержки, который бы позволил обеспечить опережающее развитие обрабатывающей промышленности, в короткие сроки организовать собственное производство критически важной продукции, увеличить глубину переработки сырья, разработать и внедрить в производство качественно новые продукты и технологии», — сказал президент.

Промышленный суверенитет
Действующие меры поддержки. Уже в этом году планируется привлечь не менее 2 трлн руб. инвестиций в проекты по выпуску приоритетной промышленной продукции, а до 2030 года направить в данную сферу более 10 трлн руб.

Среди мер поддержки отрасли — промышленная ипотека, обновленный режим работы промышленных кластеров, льготные кредиты для быстрого запуска проектов производства приоритетной продукции.

Кроме того, эффективным институтом являются федеральный и региональные фонды развития промышленности, привлекающие государственные и частные инвестиции в реальный сектор экономики путем предоставления льготных займов. Так, в прошлом году в федеральный Фонд развития промышленности направлено почти 120 млрд руб. и дополнительно 8,7 млрд руб. в региональные фонды для поддержки проектов и компенсации затрат предприятий на уплату процентов по кредитным договорам. В этом году в региональные фонды планируется направить более 3 млрд руб. Очевидно, что этих средств недостаточно, чтобы обеспечить кредитную поддержку всему необходимому числу предприятий. По словам президента, фондам требуется более солидная докапитализация.

В целом, по мнению главы государства, необходимо расширять финансовые преференции, меры господдержки для проектов, направленных на достижение технологического суверенитета, включая дополнительные субсидии как производителям, так и потребителям такой продукции.

Промышленный суверенитет
Промышленные перспективы. Губернатор Тульской области Алексей Дюмин представил предложения, выработанные в возглавляемой им комиссии Госсовета по направлению «Промышленность».

По мнению профессионального сообщества, во-первых, необходимо совершенствовать регуляторную среду, стимулируя спрос на отечественную продукцию, как это уже давно происходит за рубежом. Для полноценного включения национального режима закупок, заключающегося в целевом преимуществе для отечественных товаров, предложено распространить данный режим не только при проведении закупок по ФЗ № 44, но и по ФЗ № 223.

Во-вторых, Минэкономразвития и отраслевым ведомствам необходимо выработать и внести на рассмотрение комиссии ЕАЭС предложения по пересмотру таможенных пошлин, в том числе с внедрением новых кодов классификации, особенно в отношении продукции из недружественных стран. Сегодня из-за нулевой импортной пошлины промышленникам выгоднее не производить оборудование, а привозить уже готовую продукцию из-за рубежа.

Этот шаг поможет поддержать компании, активно работающие в импортозамещении и создающие, несмотря на все сложности, новые инвестиционные проекты.

В-третьих, необходимо развитие офсетных контрактов, инструментов стимулирования спроса на производимую продукцию. Эти контракты гарантируют бизнесу закупку товаров или услуг в определенном объеме со стороны госзаказчика в течение конкретного срока.

Также требует решения вопрос регулирования налоговой нагрузки на промышленные предприятия, опираясь на успешный опыт опережающего стимулирования оборонно-промышленного комплекса. «Сегодня, по оценкам ФНС, рентабельность ВПК с учетом субсидий в среднем в 1,7 раза выше, чем в обрабатывающей промышленности, а налоговая нагрузка, наоборот, в промышленности в 1,6 раза выше. Предлагаем проработать возможность оптимизации налогового бремени и в обрабатывающей промышленности», — отметил Алексей Дюмин.

Кроме того, необходимо повысить уровень полномочий и возможностей регионов по поддержке промышленности, в том числе по вопросу принятия решений о целесообразности сделок по продаже иностранными компаниями своих активов новым собственникам. Предлагается на ограниченный период от трех до пяти лет внести изменения в Бюджетный кодекс, разработать механизм предоставления региональным системообразующим предприятиям госгарантий субъектов без включения их в госдолг, а также увеличить объем средств на докапитализацию фондов промышленности в размере 100 миллиардов рублей.

Отдельный блок предложений касался совершенствования научно-технологической политики, где, прежде всего, необходимо предусмотреть увеличение финансирования НИОКР хотя бы до полутора процентов от ВВП (сегодня расходы на научные разработки составляют ниже одного процента). Не менее важно нарастить научно-технологические заделы и запустить производства, основанные на новых прорывных технологиях. Очень важно также развивать станкоинструментальную промышленность для постепенного замещения импортного оборудования на производствах.

Что касается дополнительных мер финансового стимулирования промышленности, то, в первую очередь, они касаются увеличения срока софинансирования программ развития предприятий по льготным программам. В частности, комиссия Госсовета предложила предусмотреть возможность заключения долгосрочных контрактов сроком на 5-10 лет вместо заключаемых сегодня трехлетних контрактов. По мнению экспертов, это позволит реализовать масштабные проекты в промышленности.

Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин отметил, что при обеспечении источника финансирования дополнительных расходов на поддержку промышленности в виде доходов от взносов при продаже активов либо в результате повышения утилизационного сбора важно направлять их на наиболее эффективные меры, где объем поддержки на сегодня представляется недостаточным. Это поддержка проведения НИОКР по критической продукции, программ обратного инжиниринга, на создание инжиниринговых центров, а также на докапитализацию Фонда развития промышленности.

Помимо этого глава Нижегородской области указал на целесообразность внесения изменений в порядок предоставления единой региональной субсидии. Сейчас ее распределение в большей степени привязано к бюджетной обеспеченности региона, чем к наличию конкретных промышленных проектов, развитию промышленности и готовности субъекта к реализации промышленной политики. «Предлагается дифференцировать подход к субъектам и учитывать объем средств, в том числе областных или региональных бюджетов, направляемых на софинансирование расходов федерального бюджета, а также прогнозируемые эффекты для промышленности от таких планируемых мер», — заметил Глеб Никитин.


Кадры решают все. Кадровый вопрос в своих докладах поднимали практически все спикеры. Наверное, потому что проблема кадрового дефицита является для нашей страны вопросом номер один. И без ее решения развития промышленности, равно как и остальных отраслей экономики, не получится.

По словам Владимира Путина, дефицит квалифицированных инженерных, технических и рабочих кадров формировался годами. Чтобы его решить, необходимо обновить учебные программы, материально-техническую и лабораторную базы вузов и ссузов.

Алексей Дюмин считает, что дефицит инженерных кадров возникает, в первую очередь, из-за недостаточного количества абитуриентов, поступающих в технические вузы. Причина кроется как в недоборе в школах учителей математики и физики, а также в страхе самих учеников завалить этот предмет на ЕГЭ. В результате количество абитуриентов, которые могут идти в инженеры, существенно снижается. Эту проблему надо решать комплексно: усиливать подготовку преподавателей этих предметов, мотивировать школьников интересными учебными программами.

Губернатор Кировской области Александр Соколов отметил, что в основе кадровой проблемы — отсутствие у молодежи мотивации в получении образования и дальнейшем поступлении на работу на реальное производство. Для ранней профориентации и воспитания человека труда надо развивать в школе производственную практику и вернуть шефство предприятий над школами.

Связь образования и производства крайне важна и при организации профессионального образования — как среднего, так и высшего. Необходимо расширять программы дуального обучения, предполагающие совмещение образования и работы на производстве, реализацию программ подготовки инженеров в тесном взаимодействии с индустриальными партнерами, в большинстве регионов России. При рассмотрении заявок на создание в регионах кампусов мирового уровня приоритет нужно отдавать проектам, которые предусматривают открытие в них инженерных школ в сферах машиностроения, станкостроения и биохимических технологий. Это наиболее актуально сегодня для промышленности.

Также важно предусмотреть мероприятия по повышению мотивации молодежи работать по специальности. «Предлагаем рассмотреть увеличение объемов целевого обучения по приоритетным для экономики направлениям с последующим обязательным трудоустройством на промышленных предприятиях, рекомендовать новые меры социальной поддержки молодых специалистов на предприятиях, в том числе кроме льготной ипотеки механизм строительства и получения арендного жилья, разработать механизм первого рабочего контракта для молодежи при принятии на рабочие и инженерные специальности, предусматривающий снижение на ограниченный срок отчислений в социальный фонд по аналогии с IT-отраслью. Рассмотреть вопрос предоставления отсрочки от военной службы по призыву для выпускников СПО, которые трудоустраиваются на работу по специальности на предприятия оборонно-промышленного комплекса. Они тоже защищают родину», — предложил Александр Соколов.

«Именно от успешного решения задач промышленной политики во многом зависит формирование нового облика российской экономики, рынка труда, спрос на науку, отечественные технологии и так далее. В целом это вопрос национальной безопасности, развития всех регионов страны, нашей системы профессионального образования, создания современных рабочих мест, роста доходов российских семей», — подытожил Владимир Путин.

Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!