Вестник. Поволжье

Мидхат Шагиахметов: «К 2020 году объем промышленной продукции в Камском кластере достигнет 2 трлн рублей»

Мидхат Шагиахметов: «К 2020 году объем промышленной продукции в Камском кластере достигнет 2 трлн рублей»

Камский инновационный территориально-производственный кластер — одна из основных точек роста татарстанской экономики

Камский инновационный территориально-производственный кластер — одна из основных точек роста татарстанской экономики, по экспертным оценкам, на его долю приходится более 60% синтетических каучуков, 24% пластиков, производимых в стране, каждый третий российский грузовик и каждая третья шина. к 2020 году объем промышленной продукции кластера будет утроен, о том, как будет решена эта задача, в интервью «Вестнику» рассказал министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов.

— Как известно, кластер вошел в число победителей пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров России, поэтому программа его развития будет финансироваться из федерального бюджета в течение пяти лет, начиная с 2013 года. Развитие каких ключевых отраслей запланировано программой?

— Специализацией Камского инновационного территориально-производственного кластера (КИТПК) являются автомобилестроение, нефтепереработка и нефтехимия. Можно выделить три направления развития кластера — Нижнекамский промышленный куст, в котором сосредоточены предприятия нефтехимического комплекса (ОАО «Нижнекамскнефтехим», комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО»); Набережночелнинский промышленный куст с развитым автомобилестроением (ОАО «КАМАЗ») и Елабужский промышленный куст, где расположена особая экономическая зона «Алабуга», ООО «Форд Соллерс Холдинг» и в непосредственной близости строится комплекс по производству минеральных удобрений ОАО «Аммоний».

— Программой предусмотрено увеличение доли выпуска инновационной продукции с нынешних 22 до 44%. Каким образом предполагается этого достичь?

— В кластере сосредоточен значительный научный и образовательный потенциал. За период с 2009 по 2011 годы профинансировано НИОКР на 31,6 млрд рублей. Поддержка научно-исследовательской и инновационной деятельности осуществляется через тесное взаимодействие научно-образовательных организаций, инновационной инфраструктуры и высокотехнологичных промышленных производств, взаимодействие с такими федеральными институтами развития, как Роснано, Сколково, Российская венчурная компания, Российская ассоциация венчурного инвестирования и другими. За годы взаимодействия в республике накоплен положительный опыт, есть первоклассные эксперты. О конкурентоспособности наших разработок на мировом уровне свидетельствует тот факт, что иностранцы с большим интересом отслеживают российские разработки, выкупают их. Продукция российских предприятий по отечественным технологиям успешно экспортируется по всему миру. Республика Татарстан сотрудничает как с отечественными научными учреждениями, так и с зарубежными инжиниринговыми компаниями. В кластере уже сейчас выпускается продукция по самым современным технологиям, в том числе отечественным (это и современные виды каучуков (ГБК, ДССК), полимеры, легковые и грузовые автомобили, шины). Все это обуславливает высокую долю инновационной продукции, производимой на территории кластера, — 22,3% (в среднем по РФ — 18,7%). Будущее кластера — за развитием наукоемких инновационных технологий. В рамках кластера заложены наиболее востребованные производства по самым лучшим технологиям. Планируется создать информационную базу инноваций, которая облегчит поиск объектов производства и технологий для обеспечения инновационного процесса, продвижения инновационных продуктов и технологий в другие субъекты РФ, страны ближнего и дальнего зарубежья. По программе развития КИТПК общий объем вложений в НИОКР составит 64,2 млрд рублей, из них по проектам нефтехимии — 40,4 млрд рублей, автомобилестроения — 23,8 млрд рублей. К 2020 году с учетом проектов, заложенных в программу развития кластера, доля инновационной продукции должна возрасти до 44,7%.

— Какие предприятия дадут наибольший вклад в объемы выпускаемой промышленной продукции?

— Наибольший вклад в развитие кластера вносят ОАО «КАМАЗ», ООО «Форд Соллерс Холдинг», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ТАИФ-НК», НХК ОАО «Татнефть», ОАО «ТАНЕКО». Нефтехимический комплекс ОАО «Татнефть» объединяет шинные, машиностроительные, сырьевые производства и торгово-посреднические предприятия. В компании выпускается более 12 млн шин в год. В ассортименте ОАО «Нижнекамскшина» более 150 типоразмеров и моделей шин. Большая часть выпускаемой продукции поставляется на комплектацию автозаводов — АвтоВАЗа, КамАЗа, ИжМаша. Около 20% продукции компании экспортируется в страны ближнего и дальнего зарубежья. Шины с маркой «Кама» отгружаются в страны СНГ, а также в Великобританию, Голландию, Ирак, Финляндию, Иорданию, на Кубу. ОАО «ТАИФ-НК» — современный нефтеперерабатывающий комплекс, включающий в себя нефтеперерабатывающий завод, завод бензинов. ОАО «ТАИФ-НК» — ключевое звено нефтегазоперерабатывающего направления деятельности ГК «ТАИФ». Компания производит 97% всех нефтепродуктов, вырабатываемых в Татарстане, и является одной из крупнейших компаний региона по обеспечению ресурсами нефтехимических производств. ОАО «ТАНЕКО» — единственный в Европе проект по строительству инновационного комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов, являясь важнейшей составляющей стратегии развития нефтегазохимического комплекса республики, даст импульс дальнейшему переделу углеводородного сырья, обеспечит развитие внутри- и межрегиональной интеграции предприятий нефтехимии Татарстана. ОАО «Нижнекамскнефтехим» — флагман отечественной нефтехимии — приступил к разработке базового проекта по строительству установки пиролиза мощностью 1 млн тонн олефинов. ОАО «Аммоний» реализует проект по строительству комплекса по производству аммиака, метанола, гранулированного карбамида и аммиачной селитры на базе действующего производственного комплекса, принадлежащего ОАО «Аммоний». Комплекс будет включать совмещенный агрегат аммиака/метанола мощностью 717,5 тыс. т аммиака (без производства метанола) в год, или 455 тыс. т аммиака и 238 тыс. т метанола, а также агрегата гранулированного карбамида мощностью 717,5 тыс. т в год. Мощность действующего производства аммиачной селитры планируется довести до 450 тыс. т в год. Выйти на проектную мощность планируется ориентировочно в IV квартале 2015 года.

— А как будет развиваться отрасль автомобилестроения?

— Автомобилестроение в Татарстане представлено тремя автозаводами — ОАО «КАМАЗ», ООО «Форд Соллерс Холдинг» и ОАО «ПО «ЕлАЗ». Все они сосредоточены в Камском кластере. ОАО «КАМАЗ» — национальный отраслевой лидер, крупный международный игрок в партнерстве с Daimler. На предприятии начат выпуск автомобилей нового поколения, обладающих принципиально другими техническими характеристиками и потребительскими свойствами.

ООО «Форд Соллерс Холдинг» осуществляет модернизацию и расширение производственных мощностей, что позволит запустить новую продуктовую линейку легких пассажирских и коммерческих автомобилей марки Ford с производственной мощностью порядка 200 тыс. автомобилей в год. Это производство размещается в особой экономической зоне «Алабуга», обеспечивающей три четверти объема производства всех особых экономических зон России. Сегодня в ОЭЗ насчитывается 31 резидент, причем эти резиденты уже вложили $1 млрд. К 2014 году инвестиции резидентов «Алабуги» должны составить более $2,9 млрд. Производством автокомпонентов и комплектующих в кластере занимаются более ста пятидесяти предприятий. Выпуск в республике локализован в основном в Набережных Челнах (ОАО «Камский индустриальный парк «Мастер»), Нижнекамске (Ассоциация «Нижнекамский промышленный округ») и Елабуге (ОАО «ПО «ЕлАЗ», ОЭЗ «Алабуга»).

— Ждут ли какие-то изменения транспортную систему кластера?

— Уже сегодня развитие предприятий автомобилестроения и нефтехимии крайне негативно сказывается на перегруженности сети автодорог и требует увеличения их пропускной способности. Для оптимизации транспортных потоков необходимо строительство мостового перехода через р. Кама в районе Нижнекамска. Также необходимо реконструировать единственный аэропорт в регионе — «Бегишево», который на данный момент не в полной мере соответствует требованиям инженерно-технологической оснащенности аэропорта международного класса. Кроме того, программой предусмотрено развитие железнодорожной инфраструктуры, так как реализация масштабных проектов развития территории приведет к росту грузооборота в кластере по железной дороге к 2020 году в три раза.

— Как будет решаться проблема дефицита электроэнергии в связи с увеличением производственных мощностей?

— Энергетический комплекс кластера образуют 5 крупных объектов генерации общей установленной мощностью 5 845 МВт. В последние годы отмечается дефицит мощности, который достигает в летнее время 450-500 МВт.
Более того, в период 2013-2016 годов в кластере планируется ввод мощности большинства крупных потребителей. К 2017 году дефицит в территориальных границах кластера может превысить 1 650 МВт в летнее время. Проблема дефицита должна быть решена путем ввода новых генерирующих мощностей, реконструкции подстанций, увеличением пропускной способности. Вследствие развития производств на территории кластера увеличивается угроза негативного техногенного воздействия на природную среду, что может привести к снижению ее устойчивости и снижению экологической безопасности. Для компенсации такого воздействия предусмотрены мероприятия, направленные на охрану окружающей среды, включающие в себя ограничение выбросов загрязняющих веществ, строительство современных предприятий переработки отходов, очистных сооружений.

— Мидхат Рафкатович, как вы оцениваете развитость социальной инфраструктуры в городах кластера?


— Развитость пока недостаточная. Мы понимаем, что для сохранения и привлечения на территорию кластера высококвалифицированных специалистов, в том числе иностранных, необходимо обеспечить европейский уровень жизни — а это и соответствующее жилье, и образование для детей, и высокотехнологичная медицина, и транспортная доступность. Словом, качественно новые социальные стандарты. Сейчас мы вкладываем в инфраструктуру кластера около 4 млрд рублей в год, а для качественного скачка необходимо вкладывать в девять раз больше. Общий объем затрат на развитие инфраструктуры кластера до 2020 года превышает 300 млрд рублей. Это двойной годовой бюджет Татарстана.

— Как вы справедливо заметили, эффективное развитие территории невозможно без решения проблем жилищной инфраструктуры. Каковы планы по строительству жилья?

— В рамках программы развития Камского инновационного территориально-производственного кластера на период до 2020 года предусмотрено реализовать на территории муниципальных образований, входящих в состав кластера, проекты по строительству жилых комплексов и микрорайонов. Условием выполнения планов по жилищному строительству является опережающая инженерная подготовка и соответствующее оборудование территорий, что связано с развитием инженерной инфраструктуры с целью выполнения стандартов обеспеченности. Сегодня в Набережных Челнах реализуются два крупных проекта жилищного строительства с планируемым вводом жилья более 1 млн кв. м каждый: жилые районы «Прибрежный и XVIII» (с непосредственной застройкой по программе социальной ипотеки) и «Замелекесье». Эти проекты многоквартирного и малоэтажного жилищного строительства включают в себя возведение жилья и сопутствующей инфраструктуры (объекты коммунальной инфраструктуры, автомобильные дороги, объекты социальной сферы — детские сады, школы, учреждения здравоохранения, а также объекты коммерческой недвижимости, физкультуры и спорта). Кроме того, в Елабуге запланировано строительство жилья площадью 464,8 тыс. кв. м, а в Нижнекамском муниципальном районе — порядка 3 млн кв. м. Таким образом, к 2020 году планируется достичь показателя в 26 кв. м жилплощади на человека.

Ключевые проекты Камского инновационного территориально-производственного кластера:
— Строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов «ТАНЕКО», предусматривающего переработку 7 млн т (первая очередь) высокосернистой нефти с глубиной переработки до 97%. Планируется запуск второй очереди еще на 7 млн т.
— Строительство установки пиролиза мощностью 1 млн т олефинов на ОАО «Ниж-некамскнефтехим» с объемом инвестиций 83,8 млрд руб.
— Строительство комплекса глубокой переработки тяжелых остатков нефтеперерабатывающего завода с доведением глубины переработки сырья до 97% на ОАО «ТАИФ-НК» с объемом инвестиций 49 млрд руб.
— Строительство комплекса по производству минеральных удобрений ОАО «Аммоний» с объемом инвестиций 45,2 млрд руб.
— Проект ОАО «КАМАЗ» по выпуску автомобилей нового поколения, обладающих принципиально другими техническими характеристиками и потребительскими свойствами.
— Совместный проект Ford и Sollers по организации производства автомобилей марки Ford в ОЭЗ «Алабуга».

Объем финансирования программы развития Камского инновационного территориально-производственного кластера (млрд руб.)

Годы Объемы финансирования
2012 г. 245349,6
2013 г. 198418
2014 г. 196118,6
2015 г. 168502
2016 г. 59878,2
2017 г. 2020 г. 26108,6
Итого по программе: 894375
Данные Министерства экономики РТ.

Прогнозные показатели развития Камского инновационного территориально-производственного кластера

Наименование показателя 2011 г. (факт) 2015 г. (прогноз) 2020 г. (прогноз)
Валовой территориальный продукт (млрд руб.) 333 641,2 1568,5
Объем промышленной продукции (млрд руб.) 600 970,8 1996
Доля инновационной продукции (%) 22,3 33,6 44,7
Количество высокопроизводительных рабочих мест 23111 60111 89198

Данные Министерства экономики РТ.

Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!