По данным ABARUS Market Research, максимальные объемы выпуска отечественных кранов были достигнуты в 2007 году, когда было выпущено 542 крана. В 2008 году за счет нормально протекавшего первого полугодия производство снизилось всего на 11,6%, зато в 2009 году кризис проявил себя в полной мере — выпуск не дотянул и до 50 машин. «До 2007 года включительно в России работало девять предприятий по производству башенных кранов грузоподъемностью более 5 тонн. Два гиганта отрасли — Нязепетровский краностроительный завод (с 2011 года новое название —
В последние два года число отечественных производителей и вовсе сократилось до пяти», — рассказывает директор по исследованиям ABARUS Market Research Вера Никольская. По ее словам, доля экспорта от объема выпуска башенных кранов варьируется от 10% до 25%: в благоприятные годы экспортируется обычно значительно больше, а в кризис поставки за рубеж упали до незначительных величин. В экспортных отношениях главный интерес для России представляют тенденции рынков Казахстана и Украины: продажи в эти две страны составляют более 80% от всего объема экспорта. Как отмечают эксперты, производственных мощностей российских производителей кранового оборудования для удовлетворения потребностей рынка сегодня недостаточно, поэтому доля импорта начала увеличиваться в начале 2000-х гг. и продолжает сохранять ведущие позиции. По данным Федеральной таможенной статистики, прирост импорта башенных кранов до 2008 года составлял более 100% ежегодно. В 2009 году произошло резкое падение — вместо тысячи с лишним единиц, ввезенных в 2007 и 2008 годах, в 2009 году было импортировано менее 200 шт. Восстанавливается импорт медленно, как и производство: если в 2010 году и то и другое выросло на 30%, то в 2011 году — на 59% и 45% соответственно. Количественный рост импорта объясняется активизацией поставок из Китая, чьи машины не только значительно дешевле немецких, французских и испанских, но и легче в весовой комплектации. «Башенные краны, которые сейчас есть на строительном рынке, уже не соответствуют потребностям строителей. Это связано с тем, что современные здания,
Доля этой страны в мировом производстве строительных машин приближается к 50%. В прошлом году в Россию было ввезено около 40% китайского кранового оборудования. Основными производителями башенных кранов в Китае являются XCMG, Changsha Zoomlion Heavy Industry, Fangyan Group, Shandong Lingong Construction Machinery Co., чьи торговые марки стали чаще встречаться у отечественных специализированных компаний. Также отечественные потребители приобретают башенные краны американских и европейских фирм, таких как Caterpillar, Liebherr, Potain, Zeppelin, Comedil, Volvo и японской Hitachi и в большом количестве безымянные краны китайского производства. Некоторые строительные компании, чтобы избежать проблем с оборудованием, берут краны в аренду, так как стоимость техники и ее обслуживание гораздо выше стоимости аренды той же техники на срок, необходимый для строительства. Технический директор
По оценкам центра «РусРентал», на рынке аренды башенных кранов в России сейчас работает около 100 компаний. Основная часть этих предприятий расположена в Центральном
«Как таковой конкуренции между новой отечественной и иностранной техникой не существует в силу высоких цен и высокого качества последней. Отечественная продукция по своим техническим характеристикам отстает от зарубежных машин на 1520 лет. Поэтому в последние годы значительно увеличился ввоз подержанной импортной техники. Сегодня ее доля достигает порядка 75% в общей структуре импорта. Но ремонт этой техники стоит дорого и осуществляется сложнее в отличие от ремонта отечественных кранов. А китайская техника сопоставима с российской по ценам, но часто выигрывает по экономичности. И в том и в другом случае получается, что российским строительным организациям будет выгоднее пользоваться подержанной зарубежной техникой», — резюмирует
Средняя цена российских производителей башенных кранов в 2005-2011 гг. (млн руб./шт.)
| 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Январь | 4,482 | 4,244 | 5,39 | 6,574 |
Февраль | 5,295 | н/д | 6,93 | н/д |
Март | 5,239 | н/д | 5,39 | н/д |
Апрель | 5,313 | н/д | н/д | 14,522 |
Май | 5,529 | н/д | н/д | н/д |
Июнь | 5,593 | 4,215 | 14,64 | 14,420 |
Июль | 4,987 | н/д | н/д | н/д |
Август | 4,685 | н/д | 14,64 | н/д |
Сентябрь | 4,685 | н/д | 5,39 | н/д |
Октябрь | 5,662 | 6,765 | 15,08 | н/д |
Ноябрь | 5,857 | н/д | 15,08 | н/д |
Декабрь | 7,62 | 4,685 | 8,62 | н/д |
Источник: данные Росстата, аналитика IndexBox