Вестник. Поволжье

Сверхвязкое золото

Сверхвязкое золото

Татарстанские нефтяники получили льготы на добычу сверхвязких углеводородов

Правительство России с 1 июля 2012 года предоставило ОАО «Татнефть» десятилетнюю экспортную пошлину на добываемую на территории Татарстана сверхвязкую нефть. Решение согласовано с подкомиссией Таможенного союза по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию. Таким образом, льготы одной из ведущих компаний республики, которых добивался еще ее бывший президент Минтимер Шаймиев, позволят ей выйти на уровень рентабельности в этом сегменте углеводородов и решить стратегическую задачу — к 2020 году начать добывать до 2-2,5 млн тонн природного битума ежегодно.

Тяжелые недра

Нефтегазовая отрасль Татарстана является безусловным локомотивом республиканской экономики, обеспечивая только за счет главного игрока регионального рынка ОАО «Татнефть» не менее 27% валового регионального продукта и давая до трети налогов в бюджет. При добыче 32 млн тонн в год (в советские времена 100 млн тонн) предприятия «нефтянки» являются наиболее динамично развивающимися в РТ, давая до 60% объемов промышленной продукции Татарстана (1,3 трлн рублей). — Нефть — это образ жизни республики начиная с 1943 года, — уверяет первый президент Республики Татарстан, государственный советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, — нефтяная отрасль была, остается и будет решающей в дальнейшем развитии республики.

В свое время председатель Госплана СССР Николай Байбаков заявил, что полет представителя Советского Союза в космос стал возможным только благодаря татарстанской нефти. Однако при столь внушительных оборотах нефтегазовая отрасль имеет и серьезные проблемы. Геологическая структура татарстанских недр такова, что добыча углеводородов в республике из низкопроницаемых карбонатных коллекторов, в отличие от сибирских девонских пластов, сопряжена со значительными капиталовложениями из-за их высокой сернистости (до 3%), обводненности и низкой плотности (порядка 26-28 в градусах Американского нефтяного института — API). При этом «легкая» сибирская нефть имеет плотность 36,5 градуса при содержании серы 0,57%. Татарстанские нефтяники добывают самую дорогую в России нефть себестоимостью до 50 долларов за баррель (себестоимость сибирской нефти — 5,4-7,7 доллара). Именно уральское и поволжское высокосернистое черное золото, смешиваясь в трубопроводах «Транснефти» с сибирскими углеводородами, дают сорт Urals. Итоговое же содержание серы в нефти сорта Urals составляет 1,2% при плотности 31-32 градуса. В то время как легкие «сибиряки» вполне сопоставимы по качественным показателям с высокодоходной нефтью Северного моря эталонной марки Brent (0,37% серы при плотности 38,639 градусов API).

Высоковязкие и наиболее тяжелые углеводороды залегают на небольшой глубине (чуть более 100 м), составляя свыше половины всех запасов республиканского черного золота. Однако их добыча технологически гораздо сложнее обычной нефти. При этом, по подсчетам аналитика Газпромбанка Александра Назарова, себестоимость добычи обычной нефти на других месторождениях «Татнефти» не превышает 1,317 тыс. рублей за тонну. Поэтому татарстан-ские нефтяники много лет обивали пороги правительственных кабинетов, пытаясь убедить чиновников в необходимости дополнительных льгот для месторождений сверхвязких углеводородов.

Экономическое обоснование

Битумозная нефть добывается в Татарстане с 2006 года, но все это время продукция из нее оставалась нерентабельной. Дело в том, что сами по себе природные битумы не являются товарными продуктами и требуют дополнительных технологических процессов переработки в так называемую синтетическую нефть. В итоге ее себестоимость в Татарстане оценивается на уровне 42 долларов за баррель. По расчетам начальника управления по методам увеличения нефтеотдачи пластов «Татнефти» Александра Фролова, при планируемой к 2020 году ежегодной добыче на уровне 2,5-3,5 млн тонн объем инвестиций в разработку месторождений тяжелых углеводородов составит не менее 87,4 млрд рублей за расчетные 40 лет эксплуатации. При этом общий убыток компании за эти годы составит 34,2 млрд рублей. Впрочем, чистой математике тут тоже доверять не стоит. По утверждению директора института ТатНИПИнефть (входит в состав «Татнефти») Равиля Ибатуллина, до 2006 года затраты на добычу тонны битумозной нефти на Ашальчинском месторождении составляли 49 тыс. рублей за тонну, а в июне 2012 года — уже 11 тыс. рублей. По мнению г-на Ибатуллина, снижение издержек произошло за счет внедрения в производство новых технологий и техники, основанных на тепловых методах добычи.

Но в любом случае «Татнефть» не может отказаться от пока еще убыточного проекта, ибо по решению властей Татарстана экономическая безопасность региона может поддерживаться на должном уровне только при условии сохранения нефтедобычи на уровне 30 млн тонн в год.

Включив свои лоббистские возможности, в апреле 2007 года холдинг добился льгот по НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), доказав, что добываемое сырье сверхвязкое (вязкость свыше 10 тыс. сан-типуаз), и обнулив ставку. Но этого все равно руководству «Татнефти» казалось мало для рентабельности добычи.

— Был принят закон о дифференцированном налогообложении старых месторождений в зависимости от степени выработанности запасов нефти и освобождения от НДПИ месторождений высоковязкой нефти, — вспоминает Минтимер Шаймиев, больше всего сделавший для лоббирования интересов отрасли, дающей 90% всего внешнеторгового оборота и половину бюджетных отчислений республики. — Хочу отметить, что этот прогрессивный, по сути, закон в дальнейшем будет совершенствоваться, так как пока не стимулирует разработку новых нефтяных месторождений и залежей с трудноизвлекаемыми запасами нефти.

— Нефть — это образ жизни республики начиная с 1943 года, — уверяет первый президент Республики Татарстан, государственный советник Республики Татарстан Минтимер Шаймиев, — нефтяная отрасль была, остается и будет решающей в дальнейшем развитии республики. В свое время председатель Госплана СССР Николай Байбаков заявил, что полет представителя Советского Союза в космос стал возможным только благодаря татарстанской нефти.

Заметим, что другие специалисты утверждали, что проект добычи битумозной нефти является нерентабельным лишь при цене нефти ниже 40 долларов за «бочонок». А с учетом обнуления НДПИ точка безубыточности опускалась и вовсе до 32 долларов за баррель. Так что нынешние цены на Urals на уровне 80-90 долларов никак не могли бы расстраивать татарстанских нефтяников. Но тут уж у каждого своя экономика. Последние несколько лет руководство «Татнефти» провело в правительственных кабинетах, пытаясь доказать необходимость обнуления для нефтяников экспортных льгот на битум. По расчетам специалистов компании, в случае отмены экспортной пошлины рентабельность добычи сверхвязкой нефти составила бы 26%. Генеральный директор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов заявлял, что при условии получения государственных преференций для реализации этого проекта компания готова завершить стадию опытно-промышленных работ и начать промышленную добычу битумной нефти уже в текущем году, постепенно выйдя на рубеж 2 млн тонн в год. Пока «Татнефть» добычу не форсирует, и в 2011 году она произвела всего 41 тыс. тонн на Ашальчинском месторождении, получив чистый убыток на уровне 40 млн рублей. Но даже при благосклонном отношении к льготам Минэкономразвития и Минпромторга на это уже не был согласен Минфин, который в этом случае терял бы 46 млрд рублей из доходной части бюджета. Да еще в кризисный период. И все же тренд на наращивание добычи в стране как главной экспортной составляющей побуждал специалистов с оптимизмом смотреть в ближайшее будущее.

— Государство заинтересовано в монетизации запасов битумной нефти, в том, чтобы они были извлечены,— утверждал аналитик Номос-банка Денис Борисов.— Альтернативы льготам здесь нет. Поэтому в том, что они будут предоставлены, нет никаких сомнений.

С ним соглашались и другие, расходясь во мнении, в какой форме государственные преференции будут выделены «Татнефти». К примеру, Андрей Полищук из БКС предполагал, что льготы для компании могут быть предоставлены по типу тех, которые получили на новые месторождения в Восточной Сибири «Роснефть», «Сургутнефтегаз», ТНК-ВР (часть от стандартной пошлины). Дмитрий Баранов из УК «Финам менеджмент» считал, что правительство будет искать иные способы помощи «Татнефти», кроме обнуления экспортной пошлины, но все равно без преференций ее не оставит.

— Экономический кризис в Татарстане не перерос в социальный, и огромная заслуга в этом принадлежит нефтяной отрасли Татарстана, — отметил Минтимер Шаймиев. — Если бы не нефтяная промышленность, были бы сложности даже с оплатой труда работников бюджетной сферы. Благодаря поступлениям от нефтяной отрасли республика намерена продолжать реализацию социальных программ.

«Государева льгота»

Уже весной 2012 года руководство «Татнефти» заручилось поддержкой такой влиятельной фигуры в правительстве, как вице-премьер Игорь Сечин, который в ходе переговоров с Шафагатом Тахаутдиновым намекнул на реальную возможность налоговых послаблений. На что глава нефтехолдинга пообещал, что инвестиции в проект могут окупиться за 5-6 лет. После чего, собственно, и можно было бы пересматривать условия преференций. Минфин не сдавался и устами заместителя министра Сергея Шаталова выразил сомнения вообще в целесообразности добычи битумозной нефти.

— Пока не очень понятно. Может быть, мы это поддержим, — заметил он. — Мы смотрим цифры, и вообще хочется понять, нужно ли вкладываться в это серьезно. Мы пока не видим необходимости в серьезной поддержке добычи. Нет такого дефицита нефти, которую можно добывать. Скорее, добыча битумной нефти — это некий инновационный проект.

— Логичнее было бы поддержать проект «Татнефти» по строительству нового Нижнекамского НПЗ, чтобы перерабатывать на нем добытый битум, — считает эксперт. — Сегодня же вряд ли государству интересен битум, доля которого составляет всего 2% от всей российской нефтедобычи. Вот когда будут налицо признаки нехватки легкой нефти, тогда этой теме можно будет уделить более пристальное внимание.

Тем не менее именно природный битум, вероятные и возможные запасы которого в 450 месторождениях (150 входят в структуру «Татнефти») колеблются в пределах 1,5-7 млрд тонн, по утверждению президента Татарстана и по совместительству председателя совета директоров ОАО «Татнефть» Рустама Мин-ниханова, в ближайшем будущем «могут стать основным стратегическим направлением для развития нефтяной отрасли страны». Долгая торговля татарстанских нефтяников с Минфином привела к компромиссному варианту. Первого июля 2012 Правительство РФ вынесло согласованное с Таможенным союзом распоряжение о пониженной ставке экспортной пошлины в размере 10% от обычной сроком на 10 лет на добычу тяжелой нефти с вязкостью свыше 10 тыс. сантипуаз. Таким образом, если при условии предполагаемого обнуления экспортных пошлин на сверхвязкую нефть при ее ежегодной добыче холдингом на уровне 250-300 тыс. тонн в компании рассчитывали на годовую экономию на уровне 133,2 млн долларов, то и «десятипроцентная льгота» также позволит «Татнефти» сэкономить вполне приличную сумму — порядка 120 млн долларов в год. Кроме того, внедрение новых технологий в геологоразведку и разработку недр позволит стоимость подготовки одной тонны запасов довести до 10 долларов, а не 25-50 долларов, как в настоящее время. Одновременно 10% общего прироста запасов планируется обеспечить за счет поиска и разведки залежей природных битумов, а 60% — за счет повышения нефтеотдачи и переоценки запасов на эксплуатируемых месторождениях. Давно ожидаемая новость с оптимизмом была воспринята среди та-тарстанских нефтяников. Директор института ТатНИПИнефть Равиль Ибатуллин подчеркнул, что именно эта мера позволит «Татнефти» выполнить стратегическую задачу — добывать за время действия преференций до 1 января 2023 года как минимум 1,8-2,5 млн тонн природного битума. Гендиректор нефтехолдинга Шафагат Тахаутдинов пообещал, что за это время «компания постарается максимально использовать льготу» и сделать добычу сверхвязкой нефти рентабельной. По его утверждению, сегодня суммарный дебит на Ашальчинском месторождении превысил 200 тонн.

Однако пока руководству «Татнефти» предстоит в течение двух месяцев разработать и утвердить программу работ до 2022 года по созданию мощностей водогазотеплоснабжения, добычи, подготовки и транспортировки нефти. Ожидается, что в текущем году будет пробурено еще 10 новых скважин, что позволит нарастить добычу с 41 до 50 тыс. тонн. А также запустить в эксплуатацию котельную высокой производительности для выработки технологического пара.

— При дальнейшем росте цен на природный газ, — полагает Минтимер Шаймиев, — будет рентабельным использование для тепловых электростанций Татарстана водобитумных эмульсий.

Кроме того, чтобы «попасть в трубу», холдингу необходимы собственные мощности по переработке битумов. Как пояснили в «Татнефти», сегодня речь идет о строительстве завода по промысловой переработке сверхвязкой нефти. Предполагается, что НПЗ будет выпускать деасфальтизированную нефть и неокисленный (остаточный) дорожный битум, характеризующийся высокими эксплуатационными качествами, устойчивостью к процессам термоокислительного старения и лучшими адгезионными свойствами к минеральным компонентам асфальтонных смесей.

Предусматривается возможность использования нефтяных дистиллятов, получаемых в ходе переработки, в качестве резервного топлива для парогенераторов. Вырабатываемый пар используется для разогрева сверхвязкой нефти в пласте и для выработки электроэнергии. — Пять-шесть лет назад мы начали заниматься битумной нефтью, ездили в Канаду изучать опыт, — сообщил Рустам Минниханов. — В настоящее время «Татнефть» отработала технологии, благодаря которым наши месторождения ежедневно дают 200 тонн сверхвязкой нефти. Я считаю, что в данном направлении нам нужно и дальше работать. Это наше будущее.

Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!