Вестник. Поволжье

Оконный рынок достиг потолка

Оконный рынок достиг потолка

Чтобы сохранить позиции, оконные компании внедряют новые технологии, корректируют ценовую политику и составляют индивидуальные предложения

Зарубежные и российские аналитики оконного рынка сегодня делятся на два противоположных лагеря. Одни предрекают скорое насыщение, другие, наоборот, видят продолжение бурного роста рынка. Мнения экспертов сходятся в одном — оконная отрасль стремительно меняется.

Себестоимость растет, цена падает
Повышение цен на пластик и другие необходимые в производстве окон материалы должны были привести к увеличению стоимости готовой продукции, но потребительский спрос падает, а цены не только не поднимаются, но и значительно снижаются.
Как же производителям оконных конструкций удается минимизировать издержки? Кто-то начинает экономить в правильном направлении, анализируя свою деятельность, логистику предприятия и вспомогательные расходы, при этом не страдает качество продукции. А иные производители экономят на качестве готового продукта, закупая аналогичное сырье более низкого качества. Вопрос: долго ли просуществуют те, кто выбрал второй путь решения проблем? Современный уровень конкуренции и стремительное развитие линейки энергосберегающих окон не оставит таким фирмам не малейшего шанса на дальнейшее развитие. И в этом есть положительный момент, рынок движется, значит — живет. Средние и мелкие компании переходят на цивилизованные бизнес-модели, создают новые продуктовые линейки, отлаживают логистику и предоставляют более качественный сервис на всех уровнях.

— Небольшие компании в ближайшем будущем будут вынуждены уйти с рынка, ведь они не смогут конкурировать с более крупными и надежными производителями, — уверен Рамиль Сунгатуллин, руководитель регионального отделения компании «Вот такие окна!». — Многие потребители начинают задумываться, а зачем покупать дешевые окна, ведь скоро их придется менять, так как они придут в негодность. Раньше потребители с целью экономии ставили дешевые окна, теперь спустя три-четыре года они приходят к нам и меняют их на качественные, надежные и долговечные. Основной сегмент таких обращений от жителей соципотечных домов. По мнению главного менеджера ООО «Оконик» Ляйсан Фаритовой, оконный рынок Татарстана перенасыщен, но несмотря на это заказов меньше не становится. Частные потребители обращают внимание на акции и скидки, стремятся закупить окна дешевле.

— Как правило, мы опрашиваем наших потребителей: основной процент людей обращаются к нам повторно или по рекомендациям близких, друзей и знакомых, — делится эксперт. — Я считаю, если продукция соответствует качеству, узнаваема и производится под известным брендом, работа такой оконной компании найдется всегда. А менее сильные и успешные игроки уйдут с рынка, таков закон конкуренции. Ожидая рост цен, многие оконные компании России бросились покупать полимерные материалы за рубежом (исследования компании «Маркет репорт»). По этим данным за первое полугодие 2013 года импорт суспензионного ПВХ в Россию вырос на 30% и составил около 242 тыс. тонн. На ПВХ китайского производства пришлась основная доля внешних закупок.

— Пик импортных поставок суспензионного ПВХ пришелся на март-апрель, — сообщает ЦСТ «Универсал», — когда внешние поставки составили 58 тыс. тонн и 54,7 тыс. тонн соответственно. И именно на эти месяцы пришелся рекорд по объемам импорта ацетиленового ПВХ из Китая — более 28 тыс. тонн в месяц.
По данным портала «Окна медиа» и отраслевого центра «О.К.Н.А. Маркет» в целом по России в июне текущего года среднерыночная стоимость пластиковых окон снизилась на 4,5% и составила 4412 рублей за изделие. В свою очередь цены на окна ПВХ «под ключ» упали на 5,2% и достигли 6936 рублей за 1 квадратный метр. Поволжье заметно отличилось от регионов рекордным падением среднерыночных цен на окна из ПВХ — на 25,3%, до 3334 рублей за единицу продукции. И в ценах на окна «под ключ» такая же картина — 18,9%, что составило 5389 рублей за один квадратный метр. А еще совсем недавно, в прошлом месяце, на территории Поволжья наблюдалось повышение среднерыночных цен на окна из ПВХ на 5,8% и 3,7% соответственно.

Рынок на перепутье
Аналитики из «О.К.Н.А. Маркетинг» прогнозировали три возможных сценария развития оконного рынка России в 20i3 году. Первый, менее вероятный, но оптимистичный — это 5% рост производства. Второй, более реальный, согласно которому оконный рынок упадет на 5%. И пессимистичный — спад рынка до 15%. По истечении 6 месяцев текущего года второй сценарий стал наиболее вероятен. Сокращение рынка ПВХ-конструкций за первые 6 месяцев 2013 года составило 5% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Правда, впереди оконных производителей ожидают традиционно «горячие» месяцы, активизируются ли потребители, покажет окончание сезона установки окон. Правда, аналитики из «О.К.Н.А. Маркет» не видят возможности значительных изменений.
К числу основных отрицательных факторов, которые повлияют на российскую экономику и, как следствие, на оконный рынок, эксперты из «О.К.Н.А. Маркет» относят сокращение бюджетных расходов приблизительно на 340 млрд рублей и негативную ситуацию в ЕС.
Незначительный рост доходов населения, давление негативного информационного фона из стран Еврозоны — все это будет оказывать влияние на снижение покупательской способности частными потребителями, которая имеет наибольшую долю, около 80% в объеме рынка.
Приближение оконного рынка к 50% насыщению, то есть остеклению половины всех существующих объектов недвижимости новыми энергосберегающими окнами, также накладывает негативный отпечаток на рынок окон.

Окна для новостроек
Развитие оконного производства на первичном жилищном рынке напрямую связано с темпами самого строительства. В тех регионах, где застройка идет полным ходом, оконный рынок «под ключ» стабильно растет, а там, где темпы роста снижаются, наблюдается спад показателей оконного сбыта. По мнению экспертов, ситуация в Татарстане благоприятна для продолжения развития производства светопрозрачных конструкций. — Сегодня оконный рынок РТ стремительно развивается. Подобный рост вызван отличным соотношением цены и эксплуатационных качеств пластиковых окон, — считает начальник участка по переработке древесины и ПВХ ООО «Восход» Надежда Иванова. — Также этому способствует повышенная потребность вторичного сегмента рынка в качественных оконных системах, множество устаревших окон, нуждающихся в замене. Рост экономики РТ, увеличение инвестиционной привлекательности, увеличение покупательной способности населения, повышение уровня доходов и доступности кредитов — все это способствует развитию оконного бизнеса. Немаловажную роль играет и планомерное развитие ипотеки в Татарстане. В последнее время оконный рынок претерпел существенные изменения, и теперь производство ПВХ-окон — это целый комплекс сложных услуг по изготовлению и монтажу, что дает дополнительный потенциал в развитии производства окон.
О стабильности рынка свидетельствует и реализация федеральной целевой программы «Жилище», республиканской программы «Социальная ипотека», поддержка государства в развитии строительства арендного жилья.
— В Татарстане очень развито коттеджное строительство — эти потребители наш основной сегмент сбыта, — считает Рамиль Сунгатуллин. — А что касается вновь вводимого жилья, то тут ситуация зависит от темпов строительства. Если стройкомплекс Татарстана будет наращивать свои мощности, то и доля их в общем количестве потребителей начнет увеличиваться. По мнению Надежды Ивановой, программа капитального ремонта, как правило, включает в себя приведение в порядок фасадов, замену окон в квартирах и подъездах, остекление балконов и лоджий и другие, но не менее актуальна тема энергетической эффективности зданий и сооружений. Энергоэффективные окна, спрос на которые в отличие от Европы еще не активизировался на российском рынке по причине лояльных цен на энергоносители, в перспективе должны расширить нишу своего присутствия. Об этом говорят последние шаги правительства РФ, более скрупулезно и жестко регулирующие внедрение в практику положений закона об энергоэффективности, включая капремонт многоквартирных домов. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев инициировал внедрение в практику отечественного строительства новых нормативов, ориентированных на повышение и долгосрочную гарантию качества строительных работ, включая установку окон.

Потенциал для роста
Зарубежные эксперты в противовес российским аналитикам предсказывают значительный рост оконной отрасли в странах с развивающейся экономикой: России, Турции и Китае. По оценкам аналитического агентства InterConnection, динамика составит 11,4% до конца 2013 года.
— Согласно мировой статистике оконный рынок продолжит свой рост на протяжении более чем 10 лет, — считает Рамиль Сунгатуллин. — Потенциал в этой области большой. Естественно, это касается крупных оконных компаний, представителей известных мировых брендов, производящих ПВХ-конструкции высокого качества по ГОСТам и согласно современным требованиям. На рынке закрепятся только те компании, которые уделяют внимание обучению и анализу своей деятельности, те, кто работает напрямую с известными заводами и наладил прочные партнерские связи. И не менее важен рекламный бюджет компании. На мой взгляд, месячная сумма расходов в этой области должна быть не менее 800 тысяч.
В целом, оконный рынок России и Татарстана претерпевает изменения. Близость оконной отрасли к перенасыщению ставит перед производителями новые задачи. Компании, которые захотят остаться на рынке, начнут искать новые стимулы для развития, внедрять новые технологии производства, корректировать ценовую политику предприятия и составлять пакет индивидуальных предложений для своих клиентов.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!