Если по итогам 2012 г. зарубежная строительно-дорожная техника занимала более 60% рынка, российская — около 35%, менее 3% — иностранная техника отечественной сборки, то в 2013 г. импорт техники вырос примерно на 12-15%. Одна из основных причин — вступление страны в ВТО. Какие меры требуются для защиты российских производителей, Отраслевому журналу «Вестник» рассказал вице-президент СРО НП «Производители дорожно-строительной, коммунальной и наземной аэродромной техники» Юрий Шемчишин.
— Производственному спаду строительно-дорожной техники способствовало несколько причин. Вступление России в ВТО привело к резкому увеличению поставок техники как новой, так и бывшей в употреблении (выработавшей свой амортизационный срок за рубежом). В нашу страну в 2012 году завезено свыше 42,2 тыс. ед. на сумму 162 млрд рублей (новой — 33951 ед. на сумму 145 млрд рублей, бывшей в употреблении — 8269 ед. на сумму 17 млрд рублей). За 2013 год ввоз техники увеличился примерно на 12-15%. Государство сегодня заинтересовано в динамичном развитии дорожно-строительной отрасли, о чем говорит активное строительство магистралей, увеличение их протяженности, а также работа над повышением качества дорожного полотна. Однако степень его участия в регулировании важнейших отраслевых вопросов минимизирована, что также является одной из существенных причин уменьшения объемов производства. Перспективы Южного федерального округа налицо. Здесь развита промышленность — добыча вольфрама, газодобыча. Региону требуется интенсивно вкладывать в развитие транспортной инфраструктуры, что открывает большие возможности для сегмента строительно-дорожной техники. Также в ЮФО и СКФО динамично растет жилищное строительство — в Северной Осетии, Адыгее, Чеченской Республике, что тоже требует расширения парка техники. Кроме того, осваиваются — и в дальнейшем этот процесс будет только расти — курортные зоны Северного Кавказа. Весной 2014 г. начнется долгожданное строительство южной части Третьей продольной магистрали в Волгоградской области, что позволит наконец разгрузить город от большегрузов. Стоимость составит примерно 80 млрд рублей. Основной промышленный потенциал создания строительно-дорожной техники сосредоточен в Волгоградской, Ростовской областях и Краснодарском крае. Это лишь некоторые примеры, где в настоящее время имеется острая необходимость в строительно-дорожной технике.
Подготовка к проведению чемпионата мира по футболу 2018 г., равно как и участие компаний в других крупных государственных проектах, подразумевает масштабное возведение новых объектов, в том числе строительство федеральных автотрасс. Так что потребность в большом объеме различной дорожной техники резко возрастет. В настоящее время имеется устойчивый спрос на технику. На рынке представлены разнообразные марки, то есть конкуренция присутствует, и довольно высокая, но покупатель больше сконцентрирован на покупке импортной техники. Стоимость иностранной техники выше российской, даже если она высокого уровня. Западные государства инвестируют в машиностроение, поэтому для реализации товара существует целый ряд льготных условий. Также на Западе вкладывают в передовые технологии. В процессе эксплуатации импортная техника намного экономичнее, в конечном итоге ее остаточная стоимость выше и ее проще перепродать. Это лишь некоторые позиции, по которым наша техника значительно уступает ввозимой. В такой ситуации у отечественного производителя давно созрела потребность в поддержке. По прогнозам Global Reach Consulting, в 2014-2015 гг. производство будет расти на 18,7% в год, такая оценка основана на физическом и моральном износе имеющейся техники, который принял угрожающие размеры — до 75%. А темпы строительства дорог, мостов с каждым годом увеличиваются.
Эффективному развитию дорожно-строительного машиностроения в России препятствует ряд системных проблем: общеэкономические (высокие процентные ставки по банковским кредитам, опережающий рост себестоимости продукции за счет увеличения цен на сырье и энергоносители) и отраслевые (недостаточный уровень инвестиций в машиностроение специализированных производств, приведший к тому, что стоимость оборудования, эксплуатируемого более 10 лет, составляет 80% в общей массе оборудования; недостаточное развитие производства компонентной базы). Решение этих вопросов по задумке правительства заложено в государственной программе по развитию промышленности и повышению ее конкурентоспособности. Однако пока отсутствует какая-либо внятная стратегия ее реализации. Заинтересованность государства и бизнеса здесь должна быть обоюдная. В настоящее время отрасль нуждается в такой промышленной политике государства, которая могла бы помочь нивелировать негативные тенденции вступления в ВТО и выровнять спрос на строительно-дорожную технику.
Меры господдержки российских производителей, предлагаемые СРО НП «Производители дорожно-строительной, коммунальной и наземной аэродромной техники»:
— Возвращение практики закупки отечественной техники, установление запретов на допуск отдельных видов продукции машиностроения для целей осуществления закупок, для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
— субсидирование части затрат российских производителей строительно-дорожной и коммунальной техники при ее продаже со скидкой не менее 15% от цены реализации взамен вышедшей из эксплуатации техники (аналогично правилам субсидирования производителей сельхозтехники);
— обеспечение доступа предприятий-производителей к долгосрочному льготному кредитованию;
— содействие продвижению строительно-дорожной техники на внешние рынки;
— расширение перечня выставочно-ярмарочных мероприятий;
— поддержка НИОКР и ОКР;
— поддержка техперевооружения предприятий-производителей;
— субсидирование затрат на образовательные проекты;
— проведение мероприятий по повышению престижа рабочих специальностей;
— осуществление мер допподдержки выпускников — льготы по ипотеке, медицинскому обслуживанию и др.;
— применение норм таможенного контроля в виде установления профиля риска в отношении импортируемой техники;
— проведение испытаний и обязательной сертификации техники.
Юрий Шемчишин: «Рынок дорожно-строительной техники нуждается в госрегулировании»

В 2013 г. импорт техники вырос примерно на 12-15%
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Похожее

Завод в Нижегородской области за счет займа ФРП увеличил мощности производства садовой техники на 20%
Инвестиции в проект составили 195 млн рублей

ГАУ «УГЭЦ РТ» проведет ежегодный семинар по вопросам градостроительной деятельности и ценообразованию в строительстве
12 ноября 2020 года ГАУ «УГЭЦ РТ» организует ежегодный семинар на тему «Новое в законодательстве в градостроительной деятельности и ценообразовании в строительстве. Актуальные вопросы проведения государственной экспертизы проектной документации, проверки достоверности сметной стоимости и сметного…

Запчасти для спецтехники
ООО «КомТехМаш» — крупнейший производитель оборудования, узлов и комплектующих для нужд ЖКХ
ТОП-50 генподрядчиков дорожно-мостового хозяйства Поволжья
Подготовка регионов ПФО к ЧМ-2018 является главным драйвером для строительства и реконструкции автомагистралей

Юрий Алексеев: «Сегодня спрос на технику по внесению жидких минеральных удобрений устойчиво растет»
Свою историю ООО «Новый горизонт» ведет с 2018 года, когда его основатели занялись производством оборудования для внесения жидкого безводного аммиака.

Юрий Гордеев: «Впервые перечень объектов капстроительства сформирован сразу на пять лет»
В этом году Правительство РФ утвердило подготовленный Минстроем России Перечень объектов капитального строительства.
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Популярное
С начала года ФБУ «РосСтройКонтроль» осуществляет строительный контроль на 149 объектах в Приволжском федеральном округе
Инспекторы ФБУ «РосСтройКонтроль» ежедневно проводят строительный контроль при строительстве, реконструкции объектов высокой социальной значимости. В 2021 году ...
Фестиваль «Открытие» открыл России юных патриотов страны
Командами, состоящими из наставников и учеников муниципальных школ, было снято 52 фильма о выдающихся людях Татарстана
Топ-50 крупнейших компаний Приволжского федерального округа
В рейтинг вошли крупнейшие компании регионов ПФО. Основным критерием для ранжирования является выручка или консолидированная выручка за 2018 год

Двое представителей Татарстана стали выпускниками «Мастерской новых медиа»
Двое представителей Республики Татарстан успешно завершили обучение на одной из самых престижных федеральных образовательных программ — Мастерской новых медиа.

Инклюзивный подход в физическом воспитании
Занятия адаптированной физкультурой не только развивают гибкость и силу тела, но и помогают формировать более гармоничное взаимодействие мозга и тела
ТОП-50 крупнейших инвестиционных проектов Приволжского федерального округа
50 ключевых проектов на 1,5 трлн рублей помогут сохранить устойчивость экономики в ПФО