Приволжский федеральный округ, в котором сосредоточена треть действующих индустриальных парков страны, станет одним из флагманов кластеризации отечественной экономики.
Необходимость новой индустриализации России, о которой говорят все последние годы, в условиях санкций и неизбежности импортозамещения приобретает особую важность. Причем тяжелая ситуация, складывающаяся в российской экономике, не оставляет правительству права на ошибку: каждый рубль государственной помощи, каждая принятая программа и подпрограмма должны приносить результат, и по возможности максимально быстрый. По результатам анализа, проведенного Минпромторгом РФ в июне этого года, в ряде отраслей в 2014 году наблюдалась критическая доля импорта: станкостроение (доля импорта в потреблении, по разным оценкам, более 90%), тяжелое машиностроение (60-80%), легкая промышленность (70-90%), электронная промышленность (80-90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%), машиностроение для пищевой промышленности (60-80%). По другим направлениям этот показатель не столь велик, но практически во всех отраслях промышленности потенциал импортозамещения есть.
Государство поможет
По оценке Минпромторга РФ, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с 70-90% до 50-60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели: некоторые сферы отечественной экономики основываются на государственных закупках, и там государство является основным регулятором и главным покупателем. Ключевую роль в создании необходимой инфраструктуры импортозамещения Минпромторг России отводит комплексным институтам развития — индустриальным паркам и их различным модификациям (технопаркам, иннопаркам, бизнес-инкубаторам, особым экономическим зонам и т.д.).
По планам министра Дениса Мантурова, в ближайшие пять лет в России появится 300 новых индустриальных парков, а государство выступит основным инициатором по большинству таких проектов и вложит в их развитие более 105 млрд рублей. В этом году индустриальные парки впервые в российской истории стали темой отдельной государственной подпрограммы. В ее рамках предусмотрены такие мероприятия, как субсидирование процентной ставки по кредитам для управляющих компаний, выделение средств на софинансирование обязательств бюджетов субъектов РФ по предоставлению субсидий российским организациям на компенсацию части затрат при реализации инвестиционных проектов по созданию инфраструктуры индустриальных парков и на осуществление бюджетных инвестиций субъектов РФ в объекты государственной собственности, относящейся к инфраструктуре индустриальных парков. «Мы сделали вывод, что без участия государства потенциал этой индустрии не будет раскрыт в полной мере. Слишком высоки затраты на создание парков. Они перекладываются на конечных потребителей — производственные компании. Получается, что цена локализации в России слишком высока. Но при этом за семь лет всего 36 действующих индустриальных парков создали 56 тыс. рабочих мест. Это при средней заполняемости одного индустриального парка на уровне 60% в среднем по отрасли. При должной государственной поддержке таких парков может быть более 300 по России уже через пять лет, без государственной поддержки — вдвое меньше», — отмечает замминистра промышленности и торговли Глеб Никитин.
Исторически являясь одним из промышленных центров России, регионы Приволжского федерального округа преуспели и в создании индустриальных парков. Ассоциация индустриальных парков по своей оригинальной методике (основанной на западных стандартах понятия «индустриальный парк». — Прим. ред.) насчитывает в России 101 индустриальный парк, и 21 из них находится на территории ПФО. В действительности их, конечно же, больше, однако многим для получения наименования «индустриальный парк» не хватает финансирования и проектной проработанности. «При необходимом объеме финансирования для создания полноценного индустриального парка нужно вложить в инфраструктуру от 5 до 25 млн рублей на 1 га, в то время как фактически осуществленные инвестиции в инфраструктуру действующих индустриальных парков составляют 5,1 млн руб. на 1 га. Еще одна проблема — это низкое качество проектной подготовки индустриальных парков. Она же является основным препятствием для доступа к финансовым ресурсам. Проектная документация вновь создаваемых индустриальных парков, как правило, не отвечает стандартам и требованиям финансовых организаций и конечных потребителей — инвесторов», — комментирует исполнительный директор АИП Денис Журавский. Создавать новые и развивать действующие индустриальные парки, которые станут основной инфраструктурой импортозамещения в промышленности, в ПФО планируют все регионы, это стремление поддерживается и на уровне полпредства. В рамках подписанного между ПФО и Минпромторгом России соглашения о сотрудничестве региональные министры промышленности проходят обучение в федеральном Минпроме, кроме того, их назначение согласовывается с министерством. Предусмотрены также другие меры по развитию кластеров, увеличению локализации производства комплектующих, увеличению количества технопарков и ОЭЗ.
Индустриальные парки и ОЭЗ промышленного типа Поволжья
Регион | Название | Общий размер территории | Тип | Мощность по газу | Мощность электроэнергии | Ж/д присоединение | Мощность водообеспечения | Форма собственности |
Башкортостан | «Агидель» | 224 га | Brownfield | н/д | н/д | н/д | н/д | частная |
Кировская область | «Слободино» | 26 га | Greenfield | н/д | н/д | н/д | н/д | государственная |
Нижегородская область | «Ока-Полимер» | 300 га | Brownfield | н/д | н/д | н/д | н/д | частная |
Башкортостан | «Уфимский» | 298 га | Greenfield | 18 000 м3/ч | 63 МВт | да | 2030 м3/ч | государственная |
Башкортостан | «Химтерра» | 3,71 га | Brownfield | н/д | н/д | н/д | н/д | государственная |
Татарстан | «КИП-Мастер» | 89 га | Brownfield | 1 416 м3/ч | 13 МВт | да | 12 м3/ч | государственная |
Татарстан | ОЭЗ «Алабуга» | 2019 га | Greenfield | н/д | н/д | н/д | н/д | государственная |
Татарстан | «Технополис Химград» | 131 га | Brownfield | 427 м3/ч | 32 МВт | да | 300 м3/ч | частная |
Татарстан | «Развитие» | 25 га | Greenfield | н/д | н/д | н/д | н/д | частная |
Татарстан | «Камские поляны» | 250 га | Greenfield | н/д | н/д | н/д | н/д | частная |
Татарстан | М-7 | 39 га | Greenfield | н/д | н/д | н/д | н/д | частная |
Татарстан | «Тюлячи» | 33 га | Greenfield | н/д | н/д | н/д | н/д | государственная |
Татарстан | «Чистополь» | 292 га | Greenfield | н/д | н/д | н/д | н/д | государственная |
Пензенская область | «Кижеватово» | 137 га | Greenfield | н/д | н/д | н/д | н/д | государственная |
Пермский край | «МОРИОН» | 13 га | Brownfield | н/д | н/д | н/д | н/д | частная |
Самарская область | «Преображенка» | 170 га | Greenfield | н/д | н/д | н/д | н/д | государственная |
Самарская область | ОЭЗ «Тольятти» | 660 га | Greenfield | н/д | н/д | н/д | н/д | государственная |
Саратовская область | «Спецавто» | 25 га | Brownfield | н/д | н/д | н/д | н/д | частная |
Ульяновская область | «Заволжье» | 706 га | Greenfield | 1100 м3/ч | 32 МВт | да | 330 м3/ч | частная |
Ульяновская область | «Дега Кластер Ульяновск» | 280 га | Greenfield | н/д | н/д | н/д | н/д | частная |
Чувашия | «Чебоксары» | 23 га | Greenfield | н/д | н/д | н/д | н/д | государственная |
Поволжью есть что предложить
Между тем на территории ПФО сегодня уже сосредоточена значительная комплексная инфраструктура для промышленности. Одним из ведущих регионов страны в этом направлении является Татарстан. Здесь создание индустриальных парков реализовано на республиканском уровне: созданы четыре структуры, занимающиеся развитием инвестиционного потенциала. Кроме корпорации развития, которая стандартна для всех регионов Российской
Федерации, в республике действуют Агентство инвестиционного развития, отдел коммерциализации инновационных проектов и отдел инфраструктурного развития. Таким образом, реализуется комплексный подход к решению проблем кластерного и инновационного роста региона. Говоря о кластерном развитии, в Татарстане имеют в виду создание узкоспециализированных индустриальных парков и промышленных площадок, предназначенных для отраслевых проектов. Наиболее успешно в республике развиваются химическая и машиностроительная отрасли.
Кроме этого РТ специализируется на создании особых условий для инвесторов, таких как комплексное строительство объектов под группы инвесторов одного кластера (build-to-suit).
Сейчас в республике созданы особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Алабуга», особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Иннополис», технополис «Химград», четыре индустриальных парка, девять технопарков и восемь бизнес-инкубаторов. Ведущая роль отводится ОЭЗ «Алабуга». Она создана в 2006 году и предоставляет инвесторам полностью подготовленную промышленную, инженерную, транспортную и таможенную инфраструктуру. Для резидентов здесь имеются налоговые льготы и таможенные преференции, а также функционирование системы «одно окно». Компании, приходящие в ОЭЗ «Алабуга», получают освобождение от уплаты местных налогов сроком на 10 лет: налог на имущество — 0%, налог на землю — 0% (с момента регистрации права собственности), транспортный налог — 0%, сниженная ставка налога на прибыль (2% в течение первых 5 лет с момента получения прибыли, 7% в течение последующих 5 лет и 15,5% по истечении 10 лет), освобождение от уплаты таможенных пошлин и НДС на оборудование. Сегодня на территории ОЭЗ «Алабуга» зарегистрировано уже 36 резидентов, в том числе Ford-Sollers, Rockwool, Air liquide, Armstrong, 3M и другие. Резиденты индустриального парка Чебоксар начнут строительство следующей весной. Пять компаний-резидентов уже проводят работы по проектированию, и их число постоянно растет.
Как рассказал министр экономического развития, промышленности и торговли Чувашии Владимир Аврелькин, республика взяла на себя всю инфраструктуру — подключение к газу, отоплению, воде, электроэнергии, канализации для резидентов бесплатны. Одним из первых весной начать строительство планирует завод «Энергомаш». Предприятие собирается производить здесь электроустановки: щитки, шкафы, ящики управления. Площадь особой экономической зоны «Тольятти», создаваемой на территории Ставропольского муниципального района Самарской области, занимает 660 га, из которых 436 га предназначено для размещения производств компаний-резидентов. «В настоящее время началось активное строительство объектов инфраструктуры на площади 181 га. До конца нынешнего года здесь будет возведена вся инженерная, деловая и транспортная инфраструктура, а полностью вся необходимая инфраструктура должна быть создана к 2016 году», — рассказал «Вестнику» заместитель председателя правительства — министр экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Александр Ко-бенко. Резиденты ОЭЗ получат также налоговые и таможенные льготы, административную поддержку, в том числе через «одно окно». Сейчас в списке резидентов 12 компаний, которые заявили проектов на сумму почти в 10 млрд рублей. Всего до 2030 года инвесторами здесь будет вложено около 60 млрд рублей, намечено создание 30 тыс. рабочих мест. Особая экономическая зона расположена недалеко от производственной площадки автомобильных заводов ОАО «АВТОВАЗ» и ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ», поэтому большой интерес к ней проявляют производители автокомпонентов. По информации самарского минэкономразвития, резидентами ОЭЗ являются дочерние предприятия компаний General Motors, Sanoh, Edsha, Mubea, Toyota и Atsumitec. На сегодня четыре резидента уже приступили к возведению своих производств на площадке ОЭЗ. Якорный резидент — ООО «Джей Ви Системз», дочерняя компания ЗАО «Джи Эм-АВТОВАЗ», — организует кузовное и прессовое производство, а также логистический и инженерный центр под новый проект Chevrolet Niva нового поколения. Единственная в России авиапортовая особая экономическая зона расположена на территории аэропорта «Ульяновск-Восточный». Она была создана постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года. Первая очередь портовой зоны занимает 120 га. «Это обеспечит масштабное развитие авиационной отрасли в регионе и позволит ему прочно закрепить статус центра российского авиастроения», — рассказывал «Вестнику» первый заместитель председателя правительства — министр стратегического развития и инноваций Ульяновской области Александр Смекалин. Первым резидентом зоны стала компания «ААР-Рус», реализующая здесь проекты логистического комплекса для обслуживания всей зоны, а также центр технического обслуживания и ремонта авиационной техники. Начали реализацию своих проектов «ФЛ Техникс Ульяновск» и авиазавод «Витязь». Удалось руководству зоны договориться и с «Ростехом»: совместно с канадской Bombardier госкорпорация наладит серийное производство турбовинтовых самолетов Q-400.