Вестник. Поволжье

Денис Мантуров: «Используя санкции, мы должны навсегда вернуть себе российский рынок»

Денис Мантуров: «Используя санкции, мы должны навсегда вернуть себе российский рынок»

Западные санкции, принятые вопреки экономическим интересам стран-контрагентов и здравому смыслу, вынуждают Россию перейти к политике форсированного импортозамещения

В контексте новых вызовов, стоящих перед российской экономикой, особую важность приобретает новая промышленная политика, автором концепции которой стал глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. В своем интервью «Вестнику» он объяснил, за счет чего российскому промышленному сектору уже в ближайшем будущем предстоит вернуть отечественные рынки сбыта, а также снова стать конкурентоспособным на мировом уровне.

— Не так давно один из главных плодов двухлетней работы министерства — законопроект «О промышленной политике РФ» — был принят в первом чтении Госдумой, получил положительные заключения общественности и экспертного сообщества. Расскажите об основных целях этого законопроекта.

— Мы долгое время размышляли над тем, нужен ли отдельный закон о промышленной политике. Есть отраслевые стратегии, для их реализации есть федеральные целевые программы. Но в определенный момент, когда мы подошли к рубежу реализации политики реиндустриализации, мы согласились, что ряд мер государственной поддержки и стимулирующих мер, которые сейчас разрабатываются, необходимо погрузить в один нормативно-правовой документ. Минпромторг России выступил с такой инициативой и разработал проект закона «О промышленной политике в Российской Федерации». При его разработке учитывался не только уже накопленный опыт разработки федеральных законов о промышленной политике, но и региональные рекомендации. Законопроект прошел многочисленные публичные слушания, экспертизы, в ходе которых высказывались не только положительные отклики, но и критические замечания. В итоге все конструктивные предложения мы попытались учесть, законопроект получился «живым», учитывающим не только глобальные интересы российской экономики, но защищающий интересы сообщества — от крупных корпораций до небольшого производственного бизнеса. Новый закон систематизирует существующие и предлагает новые механизмы стимулирования производственной деятельности, определяет полномочия госорганов и местного самоуправления при реализации промышленной политики. Прежде всего закон необходим для активизации инновационного роста обрабатывающей промышленности в стране. У нас сильные позиции в традиционной промышленности, в ВПК, в ТЭК, которые показывали стабильный рост в 3-4% все последние годы. Даже в условиях неблагоприятной внешнеполитической конъюнктуры промышленность осталась одной из немногих отраслей экономики, демонстрирующих рост. Теперь перед Россией стоит задача ускорить развитие на новых высокотехнологичных рынках и в только формирующихся сегментах.

— Вы не раз говорили о том, что одним из самых главных барьеров на пути развития промсектора является недофинансирование. Как эту проблему предстоит решать согласно концепции новой промышленной политики?

— Предполагается, что ключевым механизмом активизации промышленной политики как в развитых, так и в развивающихся сегментах промышленности станет кардинальное снижение ставок по кредитам и налоговые льготы. На Экономическом форуме в Санкт-Петербурге в этом году мы подписали ряд соглашений с главами регионов (Ленинградская, Калужская, Кировская, Волгоградская области и Бурятия) и топ-менеджерами крупнейших российских банков (Банк Москвы, ВТБ, Сбербанк, Газпромбанк, Юни-Кредит Банк, Новикомбанк и Номос-банк). Трехстороннее сотрудничество будет способствовать модернизации существующих предприятий и запуску новых высокотехнологичных производств. Для компаний, которые заинтересованы в развитии и модернизации своих мощностей, нам удалось согласовать условия, по которым им придется компенсировать всего лишь порядка 3% годовых, а все остальное будет субсидировать государство. Это поможет регионам активнее привлекать инвестиции и принимать участие в федеральных бюджетных проектах.

— Рост конкурентоспособности отечественной промышленности невозможен без серьезных вложений в НИОКР, которые предприятия в последнее время финансировали крайне неохотно.

— За последние пять лет инвестиции государства в фундаментальные и прикладные исследования удвоились, а за десятилетие выросли более чем в 10 раз. Удалось сформировать задел новых разработок в станкостроении, тяжелом и сельскохозяйственном машиностроении, судостроении и гражданской авиации, фармацевтике и медицине. Минпромторг провел ревизию созданных во всех отраслях результатов интеллектуальной деятельности, правами на которую обладает государство, открыв для отечественного бизнеса возможность их безвозмездного использования. Однако этого мало. Одной из самых заметных новаций новой промышленной политики России станет создание Фонда развития промышленности. Уже в этом году Минфин РФ должен выделить первый транш в 1 млрд рублей, и дальше его объемы будут расти. Мы планируем, что в будущем ФРП составит 15-20 млрд рублей в год. Из ФРП, в частности, будут финансироваться научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, а также проведение технико-экономических и финансово-экономических обоснований.

— Президент Владимир Путин в связи с санкциями поставил задачу форсированного импортозамещения во всех отраслях. Российская промышленность готова к этому?

— В последние годы мы и так последовательно двигались в сторону снижения зависимости от импортных поставок, так что никакого шока новый вектор развития экономики не вызвал. Я уверен, что российская промышленность полностью конкурентоспособна, а на тех позициях, на которых мы проигрываем западным производителям, мы займем достойное место в ближайшее время. Перед промышленностью поставлена задача переориентироваться на удовлетворение внутреннего спроса. Решая текущие задачи по импортозаме-щению, мы способны вернуть себе наш рынок навсегда. И это не просто слова, они подкреплены аналитикой и конкретными цифрами. Согласно заключению наших экспертов, уже к 2020 году в случае реализации продуманной политики импортозамещения можно рассчитывать на снижение импор-тозависимости по разным отраслям промышленности к 2020 году с уровня 70-90% до 50-60%. А в ряде отраслей возможен выход и на более низкие цифры: наиболее перспективны с точки зрения импортозамещения станкостроение (доля импорта, по разным оценкам, превышает 90%), тяжелое машиностроение (60-80%), легкая промышленность (70-90%), электронная промышленность (80-90%), фармацевтическая, медицинская промышленность (70-80%), машиностроение для пищевой промышленности (60-80%). Основные мероприятия плана по замещению импорта в промышленности нацелены на создание максимально комфортных условий для предприятий через корректировку нормативной базы, развитие регулятивных мер поддержки, ввод механизмов стандартизации. Если мероприятия плана будут выполнены, внутренний рынок в ближайшие годы будет полностью обеспечен отечественной промышленной продукцией, прежде всего в обрабатывающих секторах. Для этого, в частности, мы предлагаем повысить ввозные пошлины на нефтегазовое оборудование. В одном из самых конкурентоспособных наших секторов — оборонно-промышленном — предложено установить минимально допустимый уровень российского оборудования до 10%, а к 2020-му увеличить его до 60% от их потребностей. Таким образом, до 2020 года мы ставим задачу снижения доли потребления импорта в целом по обрабатывающей промышленности с 51% до 39%.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!