Вестник. Поволжье

Электронный город

Электронный город

В Кирове реализуют проект единого информационного пространства

Деятельность диспетчерских служб зачастую не видна. Однако принижать их значимость не стоит. Именно диспетчеры координируют работу городских служб, обеспечивающих комфорт горожан. С приходом в нашу жизнь новых технологий спектр деятельности диспетчерских служб значительно расширился. О новых возможностях, которые успешно использует в работе Кировская центральная диспетчерская служба городского пассажирского транспорта (ЦДС, Центр), рассказал журналу «Вестник. Поволжье» депутат Кировской городской думы, директор МУП «РИЦ» Дмитрий Никулин.

— Дмитрий Георгиевич, ЦДС Кирова уже более 40 лет. До недавнего времени единственной сферой деятельности предприятия была координация городского пассажирского транспорта. Но за последние 3-4 года о ЦДС узнали далеко за пределами области благодаря крупным социальным проектам, внедренным ЦДС в Кирове, и запущенным в стартовом режиме еще в нескольких городах региона. Расскажите, что это за проекты и чем они уникальны?

— Пожалуй, самый масштабный — это модернизация сети городского пассажирского транспорта путем внедрения системы мониторинга и спутникового слежения «Навигатор». Это новшество было разработано здесь же в ЦДС на основе технологии ГЛОНАСС/GPS. Система не только с большой точностью отображает на карте транспортное средство, но и передает данные об автомобиле, его состоянии, оповещает пользователя программы о внеплановых ситуациях, формирует различные отчеты
о состоянии авто, расходе топлива. Кроме того, «Навигатор» хранит в памяти пройденные маршруты в течение года, что очень удобно для составления отчетности или формирования новых маршрутов. Система делает работу полностью прозрачной. Это позволяет осуществлять жесткий контроль, а значит, избежать пустых затрат. В условиях кризиса это особенно актуально. Еще один проект, который реализован при помощи «Навигатора», «Умная остановка». На остановочных площадках установили интерактивные мониторы, которые в режиме реального времени показывают передвижение всего городского транспорта Кирова, могут подсказать правильный номер маршрута (с учетом внедрения новой транспортной схемы это актуально) и спрогнозировать время его ожидания на той или иной остановке. Причем погрешность в данном случае всего 1—2 минуты. В России пока еще нигде таких точных прогнозов пассажирам нет. Для активных пользователей смартфонов разработали мобильное приложение с тем же функционалом, что и мониторы. Сервис этот пользуется огромной популярностью. Уже в день запуска было зафиксировано более 10 тысяч уникальных пользователей.
В планах оснастить мониторы на остановках видеокамерами и кнопкой вызова полиции и совместно с правоохранительными органами выстроить качественную систему видеонаблюдения.

— Не так давно ЦДС представил городскому муниципалитету новую маршрутную сеть, которая начала работать уже в январе этого года. Она разработана на основе данных, полученных от «Навигатора»?

— Не только. 3 года назад ЦДС массово на всем общественном транспорте внедрил новую систему оплаты за проезд — по пластиковым картам. Муниципалитет активно поддержал новшество, тем более в российских мегаполисах оно уже успешно работало. Так вот именно эта карточная система предоставила полную информацию о трафике передвижения кировчан. Данные были обработаны, и по результатам этого масштабного анализа мы разработали оптимальную маршрутную сеть, удобную и пассажирам, и перевозчикам. Стоит отметить, что модернизация не потребовала больших затрат.

Вообще, что касается пластиковых карт в Кирове, концепция проекта уникальна. Карта универсальная, ею можно не только расплатиться в транспорте, но и, к примеру, оплатить школьные обеды. Действует она во всех школах, а не в одной-двух, как в других городах ПФО. В дальнейшем планируется сделать так, чтобы по карте обеды были дешевле. Вообще, для держателей карт сегодня разрабатывается отдельная система лояльности. К примеру, студентам по карте будет предоставляться скидка в ночных клубах, школьники смогут расплачиваться электронными деньгами в кафе. Но особенно карточная система удобна для родителей. Они могут отслеживать все расходы по карте в режиме онлайн в личном кабинете на веб-сайте услуги. Развитая инфраструктура пополнения этих карт делает услугу еще привлекательнее. Уже введена зональная карточная система оплаты, то есть внутри областного транспорта. Здесь стоимость проезда будет взиматься согласно километражу. Два города в Кировской области уже подключены в пилотном режиме к этому проекту. По результатам буду присоединены и остальные населенные пункты.

— Вы сказали, что транспортной картой можно оплатить школьные обеды. Расскажите подробнее о реализации этого проекта.

— Да. Презентация проекта прошла в октябре прошлого года в кировской гимназии имени Грина. Электронная карта проводит несколько операций. Одна из них — это фиксация учеников при входе в школу и отражение их посещаемости в электронном дневнике. Вторая — проезд в общественном транспорте, а третья — это оплата питания учащихся. Все это позволяет проконтролировать не только расходы ученика, но и доходы столовой, а также избежать нецелесообразных трат, потерь или кражи денег.

— Дмитрий Георгиевич, каковы планы на будущее? Как будут реализованы возможности мониторинговой системы?

— На сегодняшний день в приоритете два проекта: официальное городское такси и система единого парковочного пространства. По парковкам уже разрабатывается концепция, изучается опыт других регионов, включая и нормативно-правовые базы, так как именно этот вопрос зачастую может тормозить процесс. Схема парковочных мест будет строиться на основе анализа данных передвижения и мест скопления автомашин за последний год. Будут учтены также расстановка дорожных знаков и месторасположение светофоров. Есть проекты с МЧС, со скорой, когда в режиме онлайн можно видеть абсолютно все единицы транспорта. При поддержке УВД ведется разработка проекта, в рамках которого по городу разместят порядка тысячи датчиков, отслеживающих транспортные карты. Очень удобно для родителей: они всегда будут знать, где находится их ребенок. Но главное — на все эти разработки не потрачено ни копейки бюджетных денег. ЦДС потихоньку выходит на самоокупаемость. Сейчас главное — найти взаимопонимание с банками, которые не хотят уступать в размерах комиссионных. Хотя все проекты социальные, и социальную ответственность никто не отменял. Если бы банки уступили, тарифы ЦДС можно было еще снизить, особенно для перевозчиков.А вообще, главный задел на будущее — это хорошая команда. В ЦДС она отличная. Работают идейные, грамотные люди, есть взаимопонимание. А значит, по плечу любые начинания.

610000 г. Киров, ул. Пятницкая, д. 2 а тел.:/факс: (8332) 48-59-89 www.cdsvyatka.com
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!