Вестник. Поволжье

Наступит ли в России коммунальный рай?

Наступит ли в России коммунальный рай?

В стране завершилось лицензирование управляющих компаний, которое должно навести порядок в жилищно-коммунальной сфере

Чуть больше месяца прошло с момента завершения лицензирования в сфере ЖКХ, и наступило время подвести первые итоги. Как заявили на пресс-конференции представители Минстроя РФ, процесс прошел удачно. Выдано 11 тыс. лицензий, сквозь лицензионное сито не прошли 13% участников жилищного рынка. Как обстоят дела в Поволжье и насколько успешно наши управляющие компании прошли отбор, выяснила главный редактор журнала «Вестник. Поволжье» Ярославна Касаткина, которая провела заочный круглый стол с представителями законодательной и исполнительной власти по итогам лицензирования в сфере ЖКХ.

— Завершился процесс лицензирования УК в сфере ЖКХ. Сколько управляющих компаний будут теперь оказывать жилищно-коммунальные услуги? Много ли компаний ушло с рынка? Появились ли новые компании?

Алексей Фролов, первый заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ:
— В период с 30.01.2015 по 18.06.2015 в Татарстане проведено 14 заседаний лицензионной комиссии. На получение лицензий подали заявки 234 управляющие компании, получили лицензии 223 компании. Лицензионная комиссия формировалась из 13 человек, в ее составе — представители Госсовета Республики Татарстан, аппарата президента РТ, Общественной палаты РТ, Совета муниципальных образований РТ, Госжилинспекции РТ, Минстроя РТ, саморегулируемых и общественных организаций, деятельность которых связана с управлением многоквартирными домами. В числе основных требований к представителям организаций, претендующих на получение лицензии, были наличие необходимой квалификации, отсутствие аннулированной лицензии или дисквалификации. На сегодня Государственной жилищной инспекцией Республики Татарстан дисквалифицированы два директора управляющих компаний — в Казани и Бугульме.

После получения лицензий в отношении управляющих компаний будет осуществляться негосударственный жилищный надзор. Значительно увеличатся штрафные санкции за нарушения и невыполнение предписаний. За ненадлежащее содержание домов и некачественный ремонт предусмотрены штрафы: для физлиц они увеличены с 4-5 тыс. руб. до 50-100 тыс. руб., для юридических лиц — с 45-50 тыс. руб. до 250-300 тыс. руб. За невыполнение предписаний контролирующих органов физическому лицу нужно будет заплатить 50-100 тыс. руб. вместо 1-2 тыс. руб., а юридическому лицу — 200-300 тыс. руб. вместо 10-20 тысяч рублей.

Если управляющая компания лишается лицензии, органы местного самоуправления должны в трехдневный срок провести общее собрание собственников дома и принять решение либо о смене управления на ТСЖ, либо об объявлении конкурса по отбору новой управляющей компании. В это время старая управляющая компания, несмотря на лишение лицензии, обязана надлежащим образом исполнять свои обязанности. В противном случае предусмотрена ответственность от 200 до 300 тысяч рублей для юридических лиц. Кроме того, введена новая норма — дисквалификация должностных лиц на три года.

Раньше дисквалификация была предусмотрена только за нераскрытие информации по управлению многоквартирными домами, на сегодняшний день — за нарушение правил содержания домов и за невыполнение предписаний.

Искандер Гиниятуллин, председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства исполкома г. Казани:
— В принципе, процесс лицензирования управляющих компаний завершился. В будущем лицензию будут получать только те управляющие компании, которые вновь придут на этот рынок. Всего на 1 мая 2015 г. управление многоквартирными домами в Казани осуществляли 98 управляющих компаний. Из них 90 УК получили лицензию, пять не сдали квалификационные экзамены либо не заявились на получение лицензии, трем управляющим компаниям отказано в выдаче лицензии. По этим домам организованы общие собрания либо конкурсы по выбору новой управляющей организации.

Олег Анисимов, руководитель муниципального бюджетного учреждения «Департамент жилищно-коммунального хозяйства Зеленодольского муниципального района РТ»:
— Этот самый процесс подготовки и сдачи экзаменов при прохождении лицензирования заставил наших людей, которые достаточно давно работают в сфере жилищно-коммунального хозяйства, снова повторить законодательство, все нормативные документы в этой области. Поэтому даже те специалисты, которые не принимали участия в лицензировании, но косвенно к этому причастны — руководитель департамента ЖКХ, начальники управлений и отделов — были вынуждены в тестовом режиме все эти экзамены сдать, чтобы понимать друг друга и разговаривать с руководителями управляющих компаний на одном языке. Я считаю, что уже даже эта работа в процессе лицензирования принесла очевидную пользу. Что касается предварительных итогов проведенной кампании, то они таковы. У нас только одна организация по не понятным нам причинам отказалась от лицензирования и ушла с рынка оказания жилищно-коммунальных услуг. Всего у нас эта сфера держится на 12 управляющих компаниях, которые себя зарекомендовали, давно и успешно работают на этом рынке. Новые структуры не появляются, так как эта область деятельности очень не простая, не очень привлекательная и прибыльная и желающих работать в управлении многоквартирными домами немного.

— Как оцениваете итоги лицензирования в сфере ЖКХ?

Марат Галеев, заместитель председателя комитета ГС РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству:
— Я думаю, что пока это итоги только предварительные. Результаты экзамена показали, что большинство представителей жилищного рынка достаточно компетентны. И сейчас в этой отрасли работают компании, которые удовлетворяют существующим требованиям. Мое личное мнение, что сложно пока обстоит дело там, где работают очень большие компании с большими объемами. Там простым гражданам добраться до УК очень сложно. Поэтому вопросы оптимизации размеров управляемой жилой площади на сегодня остаются достаточно актуальными. Но пока это первый этап, дальше будет видно.

Асхат Гиззатуллин, директор ООО «Жилремсервис» Чистопольского района РТ:
— Предпосылки принятия закона очевидны: жилищно-коммунальное хозяйство — одна из самых проблемных сфер. И реформа ЖКХ получилась одной из самых сложных и затяжных. Это вполне объяснимо: государство отдает собственнику жилье, а собственник абсолютно не готов к этому ни экономически, ни психологически. По моему мнению, закон о лицензировании, несомненно, повысит доступность и прозрачность услуг со стороны управляющих компаний, заставит их укрепить техническую базу. В остальном пока сложно судить, как он отразится на качестве услуг. В связи с лицензированием требования ужесточились. Но жилой фонд от того, что размер штрафов вырос до 250 тыс., не стал лучше.
Может возникнуть ситуация, когда после двукратно вынесенных предписаний дом заберут и выставят на конкурс. В наихудшем случае УК потеряет 15% жилого фонда или у нее заберут лицензию. Решит ли это проблему? Сомневаюсь, так как дома, которые находятся в плохом состоянии, вряд ли захотят взять другие УК.

— Что изменится в работе управляющих компаний в связи с лицензированием? Ужесточатся ли требования к их работе?

Искандер Гиниятуллин:
— Во-первых, руководители управляющих компаний прошли аттестацию, подтвердив тем самым наличие квалификационных навыков и знаний. Во-вторых, отсеялись неквалифицированные управляющие компании. В третьих, создан определенный барьер на пути недобросовестных организаций — так называемых компаний-однодневок.
И это несомненные плюсы. В то же время для действующих управляющих компаний появилась угроза удаления с рынка жилищных услуг, а для руководителя такой компании — возможный запрет на профессию сроком на три года. К примеру, если в течение года лицензиату или должностному лицу судом два и более раза назначается административное предписание, сведения о таких домах исключаются из реестра лицензий субъекта Российской Федерации. Когда таких домов набирается более 15% от числа управляемых домов, управляющая компания лишается лицензии, а руководитель получает дисквалификацию с запретом занимать руководящие должности в сфере ЖКХ. Это, по-моему, также должно положительно сказаться на качестве услуг.

Олег Анисимов:
— У нас в Зеленодольском районе в этой сфере случайных людей нет. И все, кто получил лицензии, — это люди, которые много лет работают в данной отрасли. Вообще же, на мой взгляд, лицензирование приведет к тому, что случайных людей в отрасли станет меньше, это серьезный рычаг муниципалитетов и Государственной жилищной инспекции в плане контроля рынка.

— Многие эксперты сетуют на законодательное несовершенство и неотлаженность новой системы. В частности, на то, что условия для получения лицензии оказались слишком мягкими. Как вы в целом оцениваете закон о лицензировании в сфере ЖКХ?

Искандер Гиниятуллин:
— Считаю, что условия получения лицензии действительно очень мягки. По моему мнению, этот закон направлен в первую очередь на устранение последствий системной ошибки Жилищного кодекса, заключающейся в создании принципа долевой собственности на общедомовое имущество и в делегировании функций собственника неготовым эти функции выполнять гражданам — собственникам помещений в многоквартирном жилом доме. Гораздо важнее было бы ликвидировать системную ошибку и дать возможность собственникам передать свои функции государственным или муниципальным органам. На сегодняшний день муниципальные власти , неся в глазах граждан всю полноту ответственности за происходящее в населенных пунктах, законодательно практически отстранены от ключевой функции — управления общедомовым имуществом.
Если бы в домах на самом деле был бы ответственный квалифицированный собственник, способный принимать управленческие решения, ставить конкретные задачи управляющей компании, принимать решения по оплате этих задач, контролировать их исполнение и осуществлять приемку выполненных работ, то никакой закон о лицензировании не был бы нужен. Приведу простой пример. Никому из нас в своей квартире не нужен никакой закон о лицензировании, когда мы осуществляем содержание либо ремонт своего имущества. Мы в состоянии справиться с нерадивым плотником или штукатуром, поскольку мы находимся в своей собственной квартире. Всего этого мы лишены за порогом своей квартиры. Там мы становимся дольщиками и теряем малейшее представление о собственности, а значит, и о чувстве ответственности за принимаемые решения.

Марат Галеев:
— Законодательство по лицензированию действительно очень мягкое, и условия для получения лицензии достаточно просты. По этим критериям абсолютное большинство компаний получили лицензии. Хорошо это или плохо? Я думаю, что любому закону нужно дать немного времени, чтобы можно было оценить, стоят ли вообще эти лицензии того, ради чего все это затевалось, или нужно что-то менять. Поэтому такой мягкий подход вначале я считаю обоснованным, особенно учитывая то, что больших охотников идти в этот бизнес пока немного. Более жесткий закон был бы уместен, если бы была реально создана серьезная конкурентная среда. Пока этого нет. Я думаю, что пока надо дать компаниям возможность поработать в новых условиях, оценить их, набрать практику использования.

Олег Анисимов:
— Я считаю, что любой закон, который выходит в работу, совершенным быть не может. Главное, чтобы люди, которые пишут законы, доходили до муниципальных властей. И мы к этому времени подготовим список проблем, с которыми сталкиваются исполнители на местах. Чтобы проанализировав этот опыт, можно было внести дополнения или изменения, которые позволят сделать этот закон более полезным.

Альберт Петров, председатель постоянной комиссии по жизнеобеспечению населения и градостроительству горсовета г. Набережные Челны:
— Мне кажется, что процесс идет довольно успешно. В Набережных Челнах практически все УК, которые подавали документы на лицензирование, получили лицензии. Что касается нового закона, то могу сказать, что идеальных законов у нас давно не было. Однозначно закон был нужен. До этого было много случаев, когда недобросовестные предприниматели открывали фирму, набирали денег, банкротились и исчезали. Не у нас в городе, но вообще такие случаи были. Во всем должен быть порядок, поэтому считаю данный закон своевременным и нужным.

Дмитрий Романов, исполнительный директор НП «Региональный центр общественного контроля в сфере ЖКХ РТ»:
— Закон о лицензировании имеет разносторонний характер: с одной стороны, это большая ответственность перед собственниками домов и органами власти, а с другой — огромные долги перед ресурсоснабжающими организациями. В Татарстане ведется плотная работа с судебными приставами и в полном формате производится деятельность «дорожных приставов».
На данном этапе развития системы ЖКХ страны я поддерживаю предложение по лицензированию председателей ТСЖ, так как вроде бы и лучше, что один дом — один председатель, но человек, выбранный на собрании жильцами, должен нести полную ответственность и быть грамотным во всем.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!