Благоустроенный город — это не только красивый исторический центр, но и качественные дороги, транспортные развязки, зеленые дворы и комфортные спальные районы. Яркие и самобытные города Поволжья далеко продвинулись в плане благоустройства территорий, но им есть еще куда развиваться. Своим опытом и видением того, каким должен быть современный город с «Вестником. Поволжье» поделились градоначальники, архитекторы и другие специалисты по благоустройству.
Ильсур Метшин, мэр г. Казани:
— Несмотря на красоту поволжских городов в целом и Казани в частности, нам всем чего-то не хватает в инфраструктурном плане. И мы ставим себе амбициозную задачу — через пять лет сделать Казань самым комфортным городом по качеству проживания для наших людей. Что такое комфортная жизнь человека? Это воздух, которым он дышит, вода, которую он пьет, это возможности для самореализации его детей. Это школа, детский сад, уровень здравоохранения и, конечно, все, что касается развития личности: культура, спорт. Считаю, в этом плане мы уже немалую часть дороги прошли. Столица Татарстана — один из крупнейших промышленных, финансовых, торговых и туристических центров России, лидирующий по инвестициям в основной капитал и по строительству город Поволжья. Мы добились многого, но при этом постоянно учимся, нам всегда есть что перенять у того, кто в определенном направлении дальше продвинулся. Например, в Кировской области мы изучали программу по сбору и утилизации ТБО. Мы в целом стараемся привозить в Казань передовые мысли, и наш город является площадкой для многих пилотных проектов. Для регионов очень важен этот обмен опытом, так как нет мэра, который что-то делает лучше всех. После того как мы провели городскую транспортную реформу и город перешел с «Газелей» и ПАЗиков на красные автобусы, Казань стала в своем роде Меккой: делегации из более чем 170 городов мы приняли только по транспортной реформе за эти 8 лет. Они приезжают, а мы им говорим: вот правовая база, вот арбитражная практика, вот на вас подадут в суд, вот как правильно подготовить защиту, вот как надо правильно разыгрывать конкурс, чтобы потом не споткнуться.
То же самое по рекламному пространству. Ведь эту дорогу кроме нас никто не прошел. Мы навели порядок: сегодня рекламные щиты не закрывают город, они не портят исторические фасады, не мешают дорожному движению. Но работы еще много. Очень хотелось бы в дорожно-транспортном вопросе продвинуться, более быстрыми темпами строить метро — завязать Горки, Азино, Советский и Ново-Савиновский районы. Конечно, это было бы совершенно другое качество передвижения. Хотелось бы прирасти набережными. Сделаны первые шаги по Кремлевской набережной, и посмотрите, каким это излюбленным местом стало для наших жителей, нашей молодежи, для семей.
Сергей Ураков, заместитель генерального директора ООО «АК БАРС Девелопмент»:
— Я считаю, что зачастую не хватает понимания того, что нужно не только строить квадратные метры жилья, но и создавать комфортное пространство для жизни. Этого требует и сам принцип комплексной застройки: новые микрорайоны, которые мы создаем, должны быть оснащены необходимыми объектами социальной инфраструктуры: школами, детскими садами, торговыми центрами и другими объектами. Нужно повышать культуру горожан, с детства формировать у жителей чувство прекрасного, способность ценить красоту архитектурных форм, понимать современное искусство. Мы уже сделали шаги в этом направлении. В прошлом году провели городской фестиваль «Архстоун», который завершился открытием арт-сквера из малых архитектурных форм в нашем ЖК «Солнечный город». Подводя итоги 2015-го — Года парков и скверов в РТ, вообще хочется отметить серьезную работу администраций городов и бизнеса по благоустройству и озеленению скверов.
К примеру, наш сквер «Чишмяле» стал одним из самых сложных проектов Года парков и скверов Татарстана с точки зрения реализации. Главной его целью стало восстановление экосистемы существующего озера со сложной технической системой подпитки, циркуляции и аэрации. Большой победой считаю то, что вместо возведения искусственной бетонной чаши озеро восстановлено в естественных берегах, так как этого хотели жители близлежащих домов. В 2010 году именно они отстояли эту территорию, не дав построить на ней АЗС. Мы смогли воссоздать озеро и обустроить новое городское место отдыха. Таким образом, сквер «Чишмяле» стал уникальным примером экосистемы, восстановленной в городских условиях. Это единственный пример сквера с искусственно созданным водоемом в Казани. И хотелось бы, чтобы он был не последним. Ведь наличие зеленой экосистемы — это именно то, чего так не хватает в новых спальных кварталах практически всех городов Поволжья.
Сергей Шамарин, почетный архитектор России, президент общественной организации «Союз архитекторов Прикамья», член Совета национального объединения проектировщиков, профессор Международной академии архитектуры:
— У нас очень яркие, стильные города Поволжья, все находятся на высоких берегах рек: Вятки, Камы, Волги, Белой. Во многих городах есть кремли, хорошие музеи, в Поволжье необычайная природа. У всех городов ПФО много общего: похожа архитектура исторического центра, похоже расположение на левом берегу великих рек. Казалось бы, туристический рай. Но это не совсем так: в современном архитектурном облике практически всех городов очень ощущается нехватка самостоятельности профессионального архитектурного сообщества. Эту проблему в свое время спровоцировал Градостроительный кодекс, который занимается градорегулированием и распродажей земли, но никак не регулированием архитектуры. Хотя во всех мировых сообществах архитектурное регулирование лежит в профессиональной среде, а вовсе не в администрировании и в законах. Нам требуется большее внимание к завершению тех участков, которые традиционно десятилетиями по неизвестным причинам пустуют. Часто возникает проблема невозможности продать участок и его приобрести. Зачастую муниципалитет не знает, что делать с наложенными ограничениями на объект как на историческое место. Проблема везде примерно одна и та же: все стремятся иметь ухоженный центр, который является залогом развития туризма, так как создает основное впечатление о городе. Но для этого центр должен быть застроен, завершен. А в связи с озвученными выше проблемами это не всегда возможно.
Анатолий Дашкевич, заместитель главы администрации г. Перми:
— Мне кажется, для всех поволжских городов актуальна проблема строительства дорог и новых транспортных развязок. Взять, к примеру, наш город. Пермь развивается, появляются новые микрорайоны, и, естественно, возникает потребность в строительстве дорожных развязок, новых мест отдыха. У нас достаточно много проектов, в том числе и дорожных, которые призваны расширить узкие места и сократить время транспортных корреспонденций. В этом году, несмотря на сложную экономическую ситуацию, нам удалось не только сохранить объем финансирования в дорожной отрасли, но и приступить к реализации крупных инфраструктурных проектов. Год стал одним из самых успешных в плане дорожного строительства, мы сейчас активно работаем над вопросом расширения узких мест в улично-дорожной сети города. Но этого мало, проблема у нас, как и во всех городах, одна и та же — недостаток финансирования. К примеру, улица Строителей и трасса, соединяющая Вышку-2 и Восточный обход, — достаточно дорогостоящие проекты, и городу без привлечения краевых и федеральных инвестиций их не потянуть. Поэтому можно сказать, что этих объектов городу действительно не хватает, и мы работаем над решением этих вопросов. Безусловно, я считаю важным строительство нового аэропорта. В этом же ряду и переезд зоопарка на более подходящую и просторную площадку. Это то, что формирует облик города, делает его комфортным для жителей и привлекательным для туристов. И возможность привести в порядок крупные инфраструктурные объекты очень важна для всех городов Поволжья, ведь все так или иначе сталкиваются с аналогичными проблемами.
Александр Жемулючкин, старший инженер направления систем безопасности дорожного движения компании «3М Россия»:
— Говоря о строительстве дорог, нельзя забывать о качественной системе безопасности. Практика европейских стран показывает, что более 80% всех установленных дорожных знаков являются информационными знаками индивидуального проектирования, и только 20% — стандартные знаки, которые мы все видим на дорогах. В России же все с точностью до наоборот: основная масса знаков — стандартные, что существенно влияет на качество системы навигации. Однако последние два года данной проблеме стали уделять больше внимания. Важным моментом при проектировании систем навигации является выбор качественных материалов. При этом важно следовать требованиям существующих государственных стандартов и технических регламентов. В 2012 году компания «3М Россия» запустила производство лицевых поверхностей (масок) знаков индивидуального проектирования методом цифровой печати. Данная технология позволяет получить готовое изображение более качественным, оно не выцветет со временем и не страдает от погодных условий. Новый продукт 3М — комбинированный знак с внутренним освещением, который представляет собой сочетание двух различных технологий — световозвращения и светодиодной подсветки. Ночью знак освещается благодаря внутренним светодиодам, а в случае перебоев с электропитанием он будет работать за счет эффекта световозвращения, так как выполняется также из световозвращающих материалов.
Дмитрий Лапшин, главный архитектор г. Перми:
— На мой взгляд, часто не хватает понимания важности создания и сохранения архитектурного облика городов. К примеру, в Перми только в этом году была восстановлена должность главного архитектора города. А ведь именно в нашей плоскости находится возможность профессионально разобраться с теми объектами, которые портят облик города. Даже в исторической части Перми присутствуют места, от которых необходимо избавиться, и это сразу изменит восприятие города. Мы создали список объектов, разработали алгоритм действий по каждому из них и пошли по пути реализации. Есть и другие проблемы. Нам необходимы новые мосты, переправы через реку. Так как зачастую люди живут на одном берегу, а работают на другом, то инфраструктурный вопрос стоит достаточно остро. Десятилетиями в периферийных районах не строилось новых спортивных центров, школ, детских садов, закрывались плавательные бассейны, и только сейчас тенденция понемногу стала меняться. Начали развивать социальную инфраструктуру, стремиться к тому, чтобы не было развитого центра и забытых периферийных районов. Мы готовим инфраструктурные проекты, которые позволят нам получить совместное финансирование с дорожным фондом и построить множество элементов, которые бы помогли людям сократить время перемещений. Это сейчас самые насущные проблемы.
Чего не хватает Поволжью
Развитие экосистемы и наличие удобных транспортных развязок могут серьезно повысить качество жизни в городах ПФО
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Похожее
Чего не хватает Нижнекамску?
В новой рубрике Отраслевого журнала «Вестник. Татарстан» своим видением ситуации в градостроительстве и проектной сфере поделились архитекторы, проектировщики и дизайнеры Химграда
Владимир Кудряшев: «Высокое качество проектирования — это когда житель-заказчик не хочет ничего «улучшить» в своем жилище»
Одним из ярчайших проявлений самобытности регионов ПФО является архитектура
Константин Маковецкий: «Работа в ресторане не имеет ничего общего с кулинарным ток-шоу»
Константин Маковецкий уже семь лет возглавляет первую профессиональную организацию региона — Самарскую гильдию шеф-поваров
Чего не хватает Поволжью
Как внедрение инноваций может повысить качество проживания в городах ПФО
Чего не хватает Набережным Челнам
В новой рубрике Отраслевого журнала «Вестник. Татарстан» своим видением ситуации в градостроительстве и проектной сфере поделились архитекторы, проектировщики и дизайнеры Автограда
Что делать, если не хватает учителей?
Как чебоксарское МАОУ «СОШ № 65» решает проблему нехватки педагогических кадров.
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Популярное
«Волжские встречи-35»: Юбилейный фестиваль юношеских СМИ и кино в Казани
Международный фестиваль юношеских СМИ и киностудий «Волжские встречи-35» с радостью объявляет о старте своего юбилейного проекта, который пройдет в Казани с 5 п...
Полиэтническая культура Поволжья
Через культуру поколения сохраняют историю своего народа
ТОП-50 крупнейших предприятий АПК в ПФО
Реализация политики импортозамещения в стране предоставила возможность отечественному агропромышленному комплексу занять освободившиеся ниши в ряде секторов пищ...
40 крупнейших дорожных компаний ПФО
В рейтинг включены предприятия, выполняющие строительные, ремонтные работы на дорожных и мостовых объектах ПФО. Учитывался объем выполненных работ и заключенных...
В Саранске прошел первый республиканский фестиваль ГТО среди государственных служащих
Глава республики выполнил нормативы в первых ряда
Инклюзия в культуре
Все чаще инклюзивные проекты в сфере культуры становятся победителями всевозможных грантовых конкурсов