Вестник. Поволжье

Инвестиции для карьерного роста

Инвестиции для карьерного роста

В современных экономических условиях у бизнес-образования появляются новые перспективы

Сложные экономические условия сегодня являются предпосылкой для оптимизации затрат практически во всех сферах бизнеса. В первую очередь секвестированию подлежат представительские и рекламные бюджеты. А вот на обучении сотрудников грамотные руководители экономить не намерены. Поэтому у отрасли бизнес-образования сегодня появляется дополнительный шанс для развития. Образовательным компаниям надлежит лишь оставаться гибкими и учитывать индивидуальные особенности клиентов.

Превратить минус в плюс
«В настоящий момент для российского рынка труда характерно сокращение численности сотрудников в крупных компаниях, четверть работодателей планирует сократить наем, и 10% работодателей намерены сократить численность, — подчеркивает директор Международного союза экономистов (МСЭ) Маргарита Ратникова. — При этом на вопрос «Какие специалисты будут востребованы?» все компании отвечают примерно одинаково: высококвалифицированные, управленцы и сейлз-менеджеры. В подтверждение этого на рынке труда крупных городов и мегаполисов отмечается рост количества вакансий высшего менеджмента».

По оценкам экспертов Международного союза экономистов, к 2020 году мир столкнется с дефицитом высококвалифицированных сотрудников, спрос на них будет превышать предложение на 40 млн человек. Наиболее остро может ощущаться дефицит высококвалифицированных сотрудников в высокотехнологическом производстве, в сегментах топ-менеджеров и руководителей среднего звена. Острее всего их нехватка возможна в Китае, США, Японии и России.

«В нынешней ситуации изменяется профайл профессиональных кадров, которые будут получать бизнес-образование, — уверен президент Российской ассоциации бизнес-образования Сергей Мясоедов. — И главный вызов для бизнес-школ страны заключается в том, чтобы использовать фазу рецессии и укрепиться на рынке».

Мобильность и дистанционные программы
Образовательным учреждениям нужно быть более сегментированными и давать клиенту практические знания. Школы должны уходить от общих схем и искать индивидуальные подходы. Особенно это актуально для регионов. По мнению ректора НОУ ВПО «Институт управления, бизнеса и права» Имрана Акперова, уровень развития бизнес-школы необходимо оценивать не только по наличию в линейке МВА/DBA-программ, но и по ее включенности в региональные процессы, по мобильности и возможности быстрого вывода на рынок актуального продукта. Бизнес-образованию в регионах, чтобы быть актуальным, нужно прежде всего опережающее выявление региональных тенденций и превентивная подготовка образовательных продуктов. Кроме того, образовательные продукты должны формироваться в альянсе с предприятиями. «Важно ориентировать стратегии бизнес-школ не на международное заимствование технологий, а на стратегию развития регионов с учетом фазы экономического развития России», — уверен Акперов.

Еще одной тенденцией можно назвать дистанционное образование: для многих это единственно возможный вариант, который обладает большими преимуществами. «Качество дистанционных программ оценивать проще, чем качество очных, — подтверждает проректор по дополнительному профессиональному обучению НОУ ВО «Московский технологический институт» Екатерина Ядова. — Дистанционный формат требует более системного и легко-контролируемого подхода. Чаще всего все, что происходит между преподавателем и слушателями на очной лекции, остается за закрытыми дверьми аудитории, в то время как дистанционные взаимодействия фиксируются, с ними можно ознакомиться в любое время при необходимости. Главное, чтобы обучение как можно меньше отставало от практики».

Решить проблему поможет тренинг
Что касается конкретных программ, то, по оценкам экспертов, за последний год спрос сократился на все тренинги корпоративного формата, где компании используют внешних провайдеров. По информации бизнес-тренера, директора Агентства психологии бизнеса Елены Крамаревой, тренинги сейчас проводятся в основном собственными силами, активно используются другие формы обучения: коучинги, дистанционное обучение, самоподготовка с последующей оценкой. «Для сегмента малого бизнеса расходы на бизнес-образование не всегда стоят на первом месте. Но лидеры рынка понимают, чем грозит их бизнесу непрофессионализм. Поэтому они не отказываются от обучения вообще, но уходят туда, где им помогут реально решить их проблемы: повысить продажи, качество процессинга и управления, оптимизировать рекламу, привлечь дополнительные финансы, вооружить полезными связями, — поясняет советник президента Торгово-промышленной палаты Республики Башкортостан, соучредитель и директор Бизнес-школы ТПП РБ Зульфия Халикова. — На примере Бизнес-школы ТПП РБ могу сказать, что спрос на акселерационную программу для собственников малого бизнеса не упал. Увеличился спрос на бесплатные семинары и конференции. Собственники реально начали тщательно подходить к планированию рекламного бюджета, стали задумываться об оптимизации производства и о повышении производительности труда. Соответственно, ищут инструменты для решения этих задач. К нам стало больше приходить именно тех собственников малого бизнеса, которые задумываются о выходе на внешние рынки, о расширении и тиражировании и о повышении качества».

«Спрос на развитие персонала не сократился, — уверен ведущий тренер-консультант компании «Формула команды» Михаил Шилов. — Некоторые программы сейчас менее востребованы, а другие — наоборот. Каждый руководитель выставляет приоритеты самостоятельно, основываясь на специфике бизнеса, компании и особенности управления. Наиболее популярны тренинги по работе в стрессовых ситуациях, по принятию решений и по удержанию персонала».

Подытожив, можно сказать, что грамотные руководители не будут сокращать свои расходы на образовательные программы и постараются воспользоваться сложившимися условиями в свою пользу. «А бизнес-образование — самый эффективный механизм обеспечения конкурентоспособности бизнеса», — уверена Зульфия Халикова.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!