Вестник. Поволжье

Мастера глагола

Мастера глагола

В Год литературы ИД «ЕвроМедиа» вспоминает выдающихся поэтов и писателей, которые творили на поволжской земле

Алексей Толстой, Александр Грин, Иван Гончаров, Николай Чернышевский, Максим Горький, Гавриил Державин, Иван Куприн, Сергей Аксаков, Николай Добролюбов — уроженцы городов Поволжья, выдающиеся писатели, светила русской литературы. Их произведения, ставшие классикой, переведены на многие европейские языки, их изучают школьники и студенты во всем мире. Драматичные судьбы, неизвестные подробности жизни и о том, как россияне хранят память о великих русских писателях XIX века, в нашем очерке.

Поволжье подарило стране и миру целую плеяду известных литераторов. Писатели, поэты, критики, лингвисты и публицисты. Их труды стали пособием для «беспокойных» умов и учебником жизни для почитателей таланта. На их произведениях растут поколения.

Сказки старика
Всеми любимая сказка Сергея Аксакова «Аленький цветочек» давно стала визитной карточкой русского писателя. Впервые она была напечатана в 1858 году. Аксаков написал произведение будучи в преклонном возрасте для своей внучки Оленьки, превозмогая боль, усталость, слепоту и постоянно ожидая близкий конец. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная, бегала Оленька по дому и не умолкала никак: «Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а где лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!..» И он стал рассказывать ей про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далекой Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню и обратно, про  рыбную ловлю, которой увлекся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и собирал... Но сказки не было. Погостивши, внучка уехала. Обещание свое дед исполнил почти перед смертью. К тому времени он был очень болен, поэтому диктовал дочерям свои воспоминания. Книжка вышла с посвящением: «Внучке моей Ольге Григорьевне Аксаковой».

Мастера глагола
Советский писатель, видный представитель деревенской прозы Владимир Солоухин в своем очерке «Аксаковские места» пишет о сказке «Аленький цветочек»: «Главное в ней — доброта и любовь. И то, что нехорошие чувства: жадность, зависть, себялюбие — не торжествуют, а черное зло побеждено Любовью, Добром, Благодарностью. Эти качества — суть души и ее лучшие побуждения. Они-то и есть тот аленький цветочек, который посеян в душе каждого человека, важно только, чтобы он пророс и расцветал».

У Аксакова, безусловно, он расцвел еще в детстве. Впервые он услышал сюжет произведения от ключницы Пелагеи. В старину ключница заведовала всеми съестными припасами в доме, у нее хранились ключи от всех помещений, в ее ведении была и домашняя прислуга. Пелагея знала много сказок и была мастерица их рассказывать. В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич записал волшебное произведение по памяти. Приложением к повести, но совершенно самостоятельным произведением является «Аленький цветочек» — одна из самых добрых и мудрых сказок. «Сказка ключницы Пелагеи» — значится в подзаголовке. Аксаков родился в Уфе в дворянской семье. Детство провел в имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Сегодня там работает литературный музей-заповедник писателя. Поставлен памятник. А в Оренбурге на ул. Правды, 10, находится Дом литераторов им. Аксакова. Русская литература чтит в нем лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы.

«Светильник разума»
Современник Сергея Аксакова русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, поэт, публицист, революционный демократ Николай Добролюбов — уроженец Нижнего Новгорода. Неутомимая жажда знаний, усердие привели его в Главный педагогический институт. По мнению критика, детская литература страдала излишней фантазией авторов. Добролюбов считал, что истинно полезная детская книга должна давать пищу мышлению, будить любознательность ребенка, знакомить его с действительным миром и укреплять в нем нравственное чувство, не искажая его правилами искусственной морали.

Педагогические взгляды Добролюбова во многом были схожи со взглядами Николая Чернышевского (родился в Саратове). Они выступали против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности, угодничества. Критиковали действующую систему воспитания, которая убивает в детях «внутреннего человека», от чего он вырастает неподготовленным к жизни. Решительно осуждали физические наказания. Воспитание через труд считали основой нравственности. Короткая жизнь Добролюбова сопровождалась большой литературной активностью. Он много и легко писал, печатался в журнале Николая Некрасова «Современник» с рядом исторических и особенно литературно-критических работ. За один 1858 год он напечатал 75 статей и рецензий. Сочинения Добролюбова содержали в себе острые общественно-политические высказывания. Некоторые произведения, особенно направленные против Николая I, остались не напечатанными при жизни автора. Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в темном царстве» о пьесе Островского «Гроза» стали образцом демократически-реалистического толкования литературы и в советское время были включены в школьную программу.

Предсмертная поездка в Европу несколько смягчила политический радикализм Добролюбова, привела к отказу от идеи немедленной революции и необходимости поиска новых путей. По воспоминаниям русской писательницы Авдотьи Панаевой, за несколько дней до смерти Добролюбов произнес: «Умирать с сознанием, что не успел ничего сделать... ничего! Как зло насмеялась надо мной судьба! Пусть бы раньше послала мне смерть!.. Хоть бы еще года два продлилась моя жизнь, я успел бы сделать хоть что-нибудь полезное... теперь ничего, ничего!»

«Слишком рано твой ударил час. И вещее перо из рук упало. Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало!» Стихотворение Некрасова «Светлой памяти Николая Добролюбова» старшеклассники учат и сегодня. Николай Добролюбов умер в 25 лет от туберкулеза. Незадолго до смерти попросил снять себе новую квартиру, чтобы не оставлять после собственной кончины неприятный осадок в домах своих знакомых. До самой последней минуты он был в сознании. У смертного одра находился его друг Николай Чернышевский. Добролюбов был похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга рядом с Виссарионом Белинским. В Нижнем Новгороде установлен памятник выдающемуся критику. Работает единственный в России Дом-музей Н.А. Добролюбова. Он находится в двух домах, которые прежде принадлежали семье литературного деятеля.

Инициатором создания музея был доктор филологических наук, краевед Серафим Орлов. Он оставил ряд ценных замечаний о жизни и быте среднего духовенства (Добролюбов был сыном священника) и о том, как мог быть обставлен их дом.
Каждое 29 ноября культурная общественность вспоминает Добролюбова.

Чиновник-романист
В отличие от «плодовитого» коллеги, Иван Гончаров вел размеренный образ жизни. За свою жизнь он написал всего несколько произведений и вошел в историю отечественной литературы как автор трех романов на «О». Сам Гончаров считал «Обыкновенную историю», «Обломова» и «Обрыв» единым произведением, в котором развивал и углублял один и тот же конфликт между двумя укладами русской жизни — патриархальным и буржуазным, между героями, выращенными двумя этими укладами. Работа над каждым из романов занимала у Гончарова долгие годы. Первый роман «Обыкновенная история» увидел свет, когда автору было уже 35 лет. Один из приятелей ему даже дал ироничное прозвище «Принц де-Лень». У Гончарова-художника был необычный для того времени дар — спокойствие и уравновешенность. Это отличает его от писателей середины и второй половины XIX века, одержимых духовными порывами и захваченных общественными страстями.

Родители писателя принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре Симбирска (Ульяновска), с обширным двором, садом, многочисленными постройками, проходило счастливое детство будущего мастера слова. Вспоминая в преклонные годы отчий дом, Гончаров  описал в автобиографическом очерке «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в этой «деревне», явилось как бы изначальным импульсом в познании поместного барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в его романах.

После окончания словесного факультета МГУ Гончаров не хотел возвращаться на родину. Ему нравилось в Москве. Его сокурсниками были Белинский, Лермонтов, Тургенев, Аксаков, Герцен. Много времени они проводили вместе. В параллельных группах учились другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие большой след в истории русской литературы.
Но прежде чем написать свои романы, Гончарову суждено было отслужить чиновником. Живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились Гончарову-писателю. Работа «офисного планктона» (как бы сейчас ее назвали) материально обеспечивала и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения. Всю жизнь он разрывался между службой и творчеством. В итоге преуспел на обоих поприщах. В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова еще и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие: он создал произведение огромной обобщающей силы.

Уже будучи на пенсии, автор вплотную занялся романом «Обрыв». К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа не видел. Работа растянулась на целых 20 лет. Временами он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довел роман до конца. Таким образом, «Обрыв» завершил легендарную трилогию. Действительный статский советник по должности и писатель от Бога по призванию. Последние годы своей жизни Гончаров жил тихо и замкнуто в Петербурге. Всю жизнь он провел в одиночестве, не женился. Свою литературную собственность он завещал семье своего старого доверенного слуги. Во многих российских городах — от Калининграда до Урала — есть улицы, названные в честь писателя. И это неудивительно, ведь во время своего путешествия по России он побывал практически везде. В Ульяновске улица Гончарова является центральной. В сквере Гончарова установлен памятник писателю. Работает историко-литературный музей и мемориальная беседка. Ульяновский областной краеведческий музей, областной драматический театр, Центральная городская библиотека и литературная премия носят имя  легендарного земляка, прославившего Ульяновск на всю Россию.

Временное пристанище для пытливых умов
Много выдающихся классиков жили и работали в Перми и в Прикамье во время Великой Отечественной войны: Виталий Бианки, Вениамин Каверин, Юрий Тынянов. Многими известными именами может по праву гордиться город Чусовой. Писатель-современник Виктор Астафьев прожил здесь 18 лет. Именно тут был создан первый музей писателя. Из стен Пермской духовной семинарии вышли такие известные литературные деятели, как писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк и автор уральских сказок Павел Бажов.

Во Всеволодо-Вильве почти полгода прожил известный русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии Борис Пастернак. В своих воспоминаниях Пастернак писал: «В те годы я ездил на Урал и в Прикамье. Одну зиму я провел во Всеволодо-Вильве, на севере Пермской губернии, в месте некогда посещенном Чеховым». Пастернак несколько раз приезжал в Пермь. Некоторые литераторы проводят параллели между Пермью и городом Юрятиным, описанным Пастернаком в романе «Доктор Живаго». Елабуга и Чистополь тоже приютили немало литераторов во время эвакуации в Великую Отечественную войну. Война застала Марину Цветаеву за переводами произведений Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. 8 августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в Елабугу. Упаковывать вещи ей помогал Борис Пастернак. Он принес веревку, чтобы перевязать чемодан и, заверяя в ее крепости, пошутил: «Веревка все выдержит, хоть вешайся». Впоследствии ему передали, что именно на ней Цветаева в Елабуге и повесилась (по свидетельству Марка Слонима, со слов Константина Паустовского).

Мастера глагола
В Чистополе, где в основном находились эвакуированные коллеги по перу, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь. Это уже была глубоко больная женщина, изможденная трудностями и перипетиями жизни. Она давно не писала и была согласна на любую работу, чтобы прокормить своего сына. 31 августа 1941 года Цветаева покончила жизнь самоубийством. Поэтессу похоронили на Петропавловском кладбище Елабуги. Точное расположение ее могилы неизвестно.

В православии отпевание самоубийц запрещено, но разрешить его может в особом случае правящий епископ, и в 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой. Основанием послужило прошение к патриарху группы верующих, включая сестру Анастасию Цветаеву и диакона Андрея Кураева. Музеи Марины Цветаевой есть во многих городах. В Поволжье Литературно -художественный музей М. Цветаевой находится в селе Усень-Ивановское Республики Башкортостан, Мемориальный комплекс Марины Цветаевой — в Елабуге.

Музей Пастернака открыл свои двери в Чистополе, в доме, где поэт жил в годы эвакуации. В 2015 году был открыт памятник писателю.  Во Всеволодо-Вильве, в доме, где начинающий поэт жил с января по июнь 1916 года, тоже был открыт музей и водружен памятник Пастернаку в сквере около оперного театра.

Великие люди. Их талант — достояние русского народа, гордость нации, пример большой любви к Родине. Произведения — кладезь полезной информации для современников. Они творили, несмотря на жизненные перипетии, болезни, разочарования в близких.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!