Алексей Толстой, Александр Грин, Иван Гончаров, Николай Чернышевский, Максим Горький, Гавриил Державин, Иван Куприн, Сергей Аксаков, Николай Добролюбов — уроженцы городов Поволжья, выдающиеся писатели, светила русской литературы. Их произведения, ставшие классикой, переведены на многие европейские языки, их изучают школьники и студенты во всем мире. Драматичные судьбы, неизвестные подробности жизни и о том, как россияне хранят память о великих русских писателях XIX века, в нашем очерке.
Поволжье подарило стране и миру целую плеяду известных литераторов. Писатели, поэты, критики, лингвисты и публицисты. Их труды стали пособием для «беспокойных» умов и учебником жизни для почитателей таланта. На их произведениях растут поколения.
Сказки старика
Всеми любимая сказка Сергея Аксакова «Аленький цветочек» давно стала визитной карточкой русского писателя. Впервые она была напечатана в 1858 году. Аксаков написал произведение будучи в преклонном возрасте для своей внучки Оленьки, превозмогая боль, усталость, слепоту и постоянно ожидая близкий конец. Кажется, именно тогда Сергей Тимофеевич в последний раз почувствовал себя здоровым и молодым. Радостная, бегала Оленька по дому и не умолкала никак: «Дедушка, ты обещал пойти на реку!.. Дедушка, а где лесной Мишка живет?.. Дедушка, расскажи сказку!..» И он стал рассказывать ей про свои детские игры, про старые книжки, что запоем читал когда-то в далекой Уфе, про свои зимние и летние поездки из города в деревню и обратно, про рыбную ловлю, которой увлекся едва ли не с младенчества, про бабочек, которых ловил и собирал... Но сказки не было. Погостивши, внучка уехала. Обещание свое дед исполнил почти перед смертью. К тому времени он был очень болен, поэтому диктовал дочерям свои воспоминания. Книжка вышла с посвящением: «Внучке моей Ольге Григорьевне Аксаковой».
Советский писатель, видный представитель деревенской прозы Владимир Солоухин в своем очерке «Аксаковские места» пишет о сказке «Аленький цветочек»: «Главное в ней — доброта и любовь. И то, что нехорошие чувства: жадность, зависть, себялюбие — не торжествуют, а черное зло побеждено Любовью, Добром, Благодарностью. Эти качества — суть души и ее лучшие побуждения. Они-то и есть тот аленький цветочек, который посеян в душе каждого человека, важно только, чтобы он пророс и расцветал».
У Аксакова, безусловно, он расцвел еще в детстве. Впервые он услышал сюжет произведения от ключницы Пелагеи. В старину ключница заведовала всеми съестными припасами в доме, у нее хранились ключи от всех помещений, в ее ведении была и домашняя прислуга. Пелагея знала много сказок и была мастерица их рассказывать. В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова-внука», Сергей Тимофеевич записал волшебное произведение по памяти. Приложением к повести, но совершенно самостоятельным произведением является «Аленький цветочек» — одна из самых добрых и мудрых сказок. «Сказка ключницы Пелагеи» — значится в подзаголовке. Аксаков родился в Уфе в дворянской семье. Детство провел в имении Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Сегодня там работает литературный музей-заповедник писателя. Поставлен памятник. А в Оренбурге на ул. Правды, 10, находится Дом литераторов им. Аксакова. Русская литература чтит в нем лучшего из своих мемуаристов, незаменимого культурного бытописателя-историка, превосходного пейзажиста и наблюдателя жизни природы.
«Светильник разума»
Современник Сергея Аксакова русский литературный критик рубежа 1850-х и 1860-х годов, поэт, публицист, революционный демократ Николай Добролюбов — уроженец Нижнего Новгорода. Неутомимая жажда знаний, усердие привели его в Главный педагогический институт. По мнению критика, детская литература страдала излишней фантазией авторов. Добролюбов считал, что истинно полезная детская книга должна давать пищу мышлению, будить любознательность ребенка, знакомить его с действительным миром и укреплять в нем нравственное чувство, не искажая его правилами искусственной морали.
Педагогические взгляды Добролюбова во многом были схожи со взглядами Николая Чернышевского (родился в Саратове). Они выступали против воспитания покорности, слепого повиновения, подавления личности, угодничества. Критиковали действующую систему воспитания, которая убивает в детях «внутреннего человека», от чего он вырастает неподготовленным к жизни. Решительно осуждали физические наказания. Воспитание через труд считали основой нравственности. Короткая жизнь Добролюбова сопровождалась большой литературной активностью. Он много и легко писал, печатался в журнале Николая Некрасова «Современник» с рядом исторических и особенно литературно-критических работ. За один 1858 год он напечатал 75 статей и рецензий. Сочинения Добролюбова содержали в себе острые общественно-политические высказывания. Некоторые произведения, особенно направленные против Николая I, остались не напечатанными при жизни автора. Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в темном царстве» о пьесе Островского «Гроза» стали образцом демократически-реалистического толкования литературы и в советское время были включены в школьную программу.
Предсмертная поездка в Европу несколько смягчила политический радикализм Добролюбова, привела к отказу от идеи немедленной революции и необходимости поиска новых путей. По воспоминаниям русской писательницы Авдотьи Панаевой, за несколько дней до смерти Добролюбов произнес: «Умирать с сознанием, что не успел ничего сделать... ничего! Как зло насмеялась надо мной судьба! Пусть бы раньше послала мне смерть!.. Хоть бы еще года два продлилась моя жизнь, я успел бы сделать хоть что-нибудь полезное... теперь ничего, ничего!»
«Слишком рано твой ударил час. И вещее перо из рук упало. Какой светильник разума угас! Какое сердце биться перестало!» Стихотворение Некрасова «Светлой памяти Николая Добролюбова» старшеклассники учат и сегодня. Николай Добролюбов умер в 25 лет от туберкулеза. Незадолго до смерти попросил снять себе новую квартиру, чтобы не оставлять после собственной кончины неприятный осадок в домах своих знакомых. До самой последней минуты он был в сознании. У смертного одра находился его друг Николай Чернышевский. Добролюбов был похоронен на Волковском кладбище Санкт-Петербурга рядом с Виссарионом Белинским. В Нижнем Новгороде установлен памятник выдающемуся критику. Работает единственный в России Дом-музей Н.А. Добролюбова. Он находится в двух домах, которые прежде принадлежали семье литературного деятеля.
Инициатором создания музея был доктор филологических наук, краевед Серафим Орлов. Он оставил ряд ценных замечаний о жизни и быте среднего духовенства (Добролюбов был сыном священника) и о том, как мог быть обставлен их дом.
Каждое 29 ноября культурная общественность вспоминает Добролюбова.
Чиновник-романист
В отличие от «плодовитого» коллеги, Иван Гончаров вел размеренный образ жизни. За свою жизнь он написал всего несколько произведений и вошел в историю отечественной литературы как автор трех романов на «О». Сам Гончаров считал «Обыкновенную историю», «Обломова» и «Обрыв» единым произведением, в котором развивал и углублял один и тот же конфликт между двумя укладами русской жизни — патриархальным и буржуазным, между героями, выращенными двумя этими укладами. Работа над каждым из романов занимала у Гончарова долгие годы. Первый роман «Обыкновенная история» увидел свет, когда автору было уже 35 лет. Один из приятелей ему даже дал ироничное прозвище «Принц де-Лень». У Гончарова-художника был необычный для того времени дар — спокойствие и уравновешенность. Это отличает его от писателей середины и второй половины XIX века, одержимых духовными порывами и захваченных общественными страстями.
Родители писателя принадлежали к купеческому сословию. В большом каменном доме Гончаровых, расположенном в самом центре Симбирска (Ульяновска), с обширным двором, садом, многочисленными постройками, проходило счастливое детство будущего мастера слова. Вспоминая в преклонные годы отчий дом, Гончаров описал в автобиографическом очерке «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня». Многое из того, что Гончаров узнал и увидел в этой «деревне», явилось как бы изначальным импульсом в познании поместного барского быта дореформенной России, так ярко и правдиво отразившегося в его романах.
После окончания словесного факультета МГУ Гончаров не хотел возвращаться на родину. Ему нравилось в Москве. Его сокурсниками были Белинский, Лермонтов, Тургенев, Аксаков, Герцен. Много времени они проводили вместе. В параллельных группах учились другие талантливые молодые люди, впоследствии оставившие большой след в истории русской литературы.
Но прежде чем написать свои романы, Гончарову суждено было отслужить чиновником. Живые впечатления от механизма бюрократической системы впоследствии сгодились Гончарову-писателю. Работа «офисного планктона» (как бы сейчас ее назвали) материально обеспечивала и оставляла время для самостоятельных литературных занятий и чтения. Всю жизнь он разрывался между службой и творчеством. В итоге преуспел на обоих поприщах. В 1859 году в России впервые прозвучало слово «обломовщина». Через судьбу главного героя своего романа Гончаров показал социальное явление. Однако многие увидели в образе Обломова еще и философское осмысление русского национального характера, а также указание на возможность особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие: он создал произведение огромной обобщающей силы.
Уже будучи на пенсии, автор вплотную занялся романом «Обрыв». К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа не видел. Работа растянулась на целых 20 лет. Временами он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довел роман до конца. Таким образом, «Обрыв» завершил легендарную трилогию. Действительный статский советник по должности и писатель от Бога по призванию. Последние годы своей жизни Гончаров жил тихо и замкнуто в Петербурге. Всю жизнь он провел в одиночестве, не женился. Свою литературную собственность он завещал семье своего старого доверенного слуги. Во многих российских городах — от Калининграда до Урала — есть улицы, названные в честь писателя. И это неудивительно, ведь во время своего путешествия по России он побывал практически везде. В Ульяновске улица Гончарова является центральной. В сквере Гончарова установлен памятник писателю. Работает историко-литературный музей и мемориальная беседка. Ульяновский областной краеведческий музей, областной драматический театр, Центральная городская библиотека и литературная премия носят имя легендарного земляка, прославившего Ульяновск на всю Россию.
Временное пристанище для пытливых умов
Много выдающихся классиков жили и работали в Перми и в Прикамье во время Великой Отечественной войны: Виталий Бианки, Вениамин Каверин, Юрий Тынянов. Многими известными именами может по праву гордиться город Чусовой. Писатель-современник Виктор Астафьев прожил здесь 18 лет. Именно тут был создан первый музей писателя. Из стен Пермской духовной семинарии вышли такие известные литературные деятели, как писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк и автор уральских сказок Павел Бажов.
Во Всеволодо-Вильве почти полгода прожил известный русский поэт и писатель, лауреат Нобелевской премии Борис Пастернак. В своих воспоминаниях Пастернак писал: «В те годы я ездил на Урал и в Прикамье. Одну зиму я провел во Всеволодо-Вильве, на севере Пермской губернии, в месте некогда посещенном Чеховым». Пастернак несколько раз приезжал в Пермь. Некоторые литераторы проводят параллели между Пермью и городом Юрятиным, описанным Пастернаком в романе «Доктор Живаго». Елабуга и Чистополь тоже приютили немало литераторов во время эвакуации в Великую Отечественную войну. Война застала Марину Цветаеву за переводами произведений Федерико Гарсиа Лорки. Работа была прервана. 8 августа Цветаева с сыном уехала на пароходе в Елабугу. Упаковывать вещи ей помогал Борис Пастернак. Он принес веревку, чтобы перевязать чемодан и, заверяя в ее крепости, пошутил: «Веревка все выдержит, хоть вешайся». Впоследствии ему передали, что именно на ней Цветаева в Елабуге и повесилась (по свидетельству Марка Слонима, со слов Константина Паустовского).
В Чистополе, где в основном находились эвакуированные коллеги по перу, Цветаева получила согласие на прописку и оставила заявление: «В совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве посудомойки в открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 года». 28 августа она вернулась в Елабугу с намерением перебраться в Чистополь. Это уже была глубоко больная женщина, изможденная трудностями и перипетиями жизни. Она давно не писала и была согласна на любую работу, чтобы прокормить своего сына. 31 августа 1941 года Цветаева покончила жизнь самоубийством. Поэтессу похоронили на Петропавловском кладбище Елабуги. Точное расположение ее могилы неизвестно.
В православии отпевание самоубийц запрещено, но разрешить его может в особом случае правящий епископ, и в 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Цветаевой. Основанием послужило прошение к патриарху группы верующих, включая сестру Анастасию Цветаеву и диакона Андрея Кураева. Музеи Марины Цветаевой есть во многих городах. В Поволжье Литературно -художественный музей М. Цветаевой находится в селе Усень-Ивановское Республики Башкортостан, Мемориальный комплекс Марины Цветаевой — в Елабуге.
Музей Пастернака открыл свои двери в Чистополе, в доме, где поэт жил в годы эвакуации. В 2015 году был открыт памятник писателю. Во Всеволодо-Вильве, в доме, где начинающий поэт жил с января по июнь 1916 года, тоже был открыт музей и водружен памятник Пастернаку в сквере около оперного театра.
Великие люди. Их талант — достояние русского народа, гордость нации, пример большой любви к Родине. Произведения — кладезь полезной информации для современников. Они творили, несмотря на жизненные перипетии, болезни, разочарования в близких.
Мастера глагола
В Год литературы ИД «ЕвроМедиа» вспоминает выдающихся поэтов и писателей, которые творили на поволжской земле
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Похожее
Теплые руки мастера
Обзор современных фильмов, демонстрирующих национальные промыслы регионов Поволжья
Мебельных дел мастера
Мебельная фабрика «МФА» наращивает объемы производства
Мастера рентгенохирургии
За 23 года работы отделение рентгенохирургических методов диагностики и лечения Оренбургской ОКБ стало одним из ведущих в РФ
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Популярное
С начала года ФБУ «РосСтройКонтроль» осуществляет строительный контроль на 149 объектах в Приволжском федеральном округе
Инспекторы ФБУ «РосСтройКонтроль» ежедневно проводят строительный контроль при строительстве, реконструкции объектов высокой социальной значимости. В 2021 году ...
У Новогодней столицы России уже заполнен график экскурсий
Киров готовится к встрече гостей со всей страны
Вышел очередной номер окружного журнала «Вестник. Поволжье»
Главная тема выпуска — инновационное развитие регионов ПФО
Топ-50 крупнейших компаний Приволжского федерального округа
В рейтинг вошли крупнейшие компании регионов ПФО. Основным критерием для ранжирования является выручка или консолидированная выручка за 2018 год
В Саранске прошел первый республиканский фестиваль ГТО среди государственных служащих
Глава республики выполнил нормативы в первых ряда