Вестник. Поволжье

Марат Алтынбаев: «Реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: режим ожидания»

Марат Алтынбаев: «Реформа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами: режим ожидания»

Новый закон, касающийся обращения с отходами, вызвал волну негодования со стороны предприятий МСБ РТ, работающих в этой сфере.

Своими опасениями и возможным сценарием развития событий с «Вестником» поделился руководитель Ассоциации организаций в сфере обращения с отходами по РТ Марат Алтынбаев.

29 декабря 2014 года вступил в силу ФЗ № 458 «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления», который в свою очередь повлек изменения в других законах, касающихся обращения с отходами, в том числе в законе о лицензировании (ФЗ № 99 от 4 мая 2011 года). Таким образом, ФЗ № 458 реформирует всю систему обращения с отходами. Это и явилось основанием для его введения. По задумке властей закон направлен на улучшение экологической обстановки в стране, уменьшение земель, выделяемых под полигоны, создание отрасли для рециклинга отходов. В будущем возможны рекультивация полигонов и перевод земель обратно в пользование. Но в то же время отдельные статьи закона не учитывают интересов малого и среднего бизнеса, занятого в этой отрасли.

Субъектам РФ предписано разделить свои территории на зоны действия региональных операторов. Регоператор — это юридическое лицо, наделенное исключительным правом на обращение с отходами ТКО в зоне действия. На этот статус может претендовать априори крупная компания, которая владеет объектом переработки и утилизации, куда поступает свыше 50% отходов в этой зоне, либо наличие обязательств по строительству таких объектов в соответствии с концессионным соглашением, заключенным с субъектом РФ или с органом местного самоуправления. Третий критерий отбора — показатели экономической эффективности деятельности предприятия.

«Таким образом, мы видим, что регоператор станет монополистом. Малый бизнес окажется за бортом и сможет довольствоваться лишь субподрядом, и то, если позовут, — рассказывает руководитель Ассоциации организаций в сфере обращения с отходами по РТ Марат Алтынбаев. — Понятно, что государству легче управлять какой-то крупной единицей, нежели 30 игроками на рынке. У нас есть опасения, что в РТ будет деление на зоны минимальное. Чтобы противостоять монополизации рынка, в сентябре 2015 года мы объединились в ассоциацию. Сейчас в ее ряды входят семь компаний транспортировщиков и переработчиков. Представляете, сколько людей может остаться без работы только в Казани?»

4 февраля в Торгово-промышленной палате РТ прошел круглый стол на тему «Реформа в сфере обращения с ТКО». И на наш прямой вопрос представителю Минстроя РТ о количестве планируемых операторов в Казани услышали ответ: «Предполагается один регоператор». В этом мы и увидели тревожный звонок. Даже выступая как ассоциация, противостоять крупным компаниям на фоне упомянутых критериев МСБ будет невозможно. Объять весь город у нас даже не хватит потенциала. Мы сможем претендовать на половину города в лучшем случае. В результате мы решили обратиться за разъяснениями в Минстрой РФ. Хотим, чтобы власти рассмотрели возможность разделения крупных городов по территориальному принципу между несколькими регоператорами. Чтобы при разработке требований для участия в конкурсе на региональном уровне учитывались интересы МСБ».

Согласно закону, регоператор выбирается на 10 лет. В случае, если он не справляется качественно со своими обязанностями, субъект становится заложником оператора. А если будет здоровая конкуренция, то этого можно будет избежать, считают в ассоциации.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!