По оценке экспертов, государственно-частное партнерство — хорошая возможность для развития транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры в условиях ограниченности бюджетов всех уровней. С одной стороны, ГЧП позволяет привлечь внебюджетное финансирование и профессиональные компетенции бизнеса в государственные проекты, а с другой — обеспечивает инвесторам большие гарантии и господдержку, чем арендные отношения, инвестсоглашения или госзакупки.
По данным Центра развития государственно-частного партнерства на октябрь 2016 года, в России принято решение о реализации свыше 1,6 тыс. проектов ГЧП, из них непосредственно в стадии реализации находится около одной тысячи. Более 40 проектов относится к транспортной сфере: строительство автомобильных и железных дорог, мостов и путепроводов, развитие аэропортов, создание систем фотовидеофиксации и весогабаритного контроля, обеспечение сопутствующей инфраструктуры.
«Транспортные проекты составляют сегодня менее 5% от общего рынка ГЧП, — отмечает председатель правления Центра развития ГЧП Павел Селезнев. — Однако если оценивать с точки зрения не количества проектов, а объема инвестиций, то транспортная сфера, бесспорно, лидирует: на нее приходится свыше 1,1 трлн рублей, или 70% всех вложений».
Первыми проектами ГЧП в стране стали именно транспортные: строительство Западного скоростного диаметра, ЦКАД и трассы М-11 Москва — Санкт-Петербург, обхода г. Одинцово на федеральной трассе М-1, реконструкция аэропорта Пулково, создание системы взимания платы с грузовиков свыше 12 тонн. На региональном уровне набирают обороты строительство мостов и платных переездов, организация весо-габаритного контроля и фотовидеофиксации. Новые проекты, предполагающие возведение и реконструкцию автодорог, будут реализовываться в субъектах РФ, в том числе за счет федерального трансферта, полученного от эксплуатации системы «Платон». В количественном выражении доминируют проекты ГЧП, относящиеся к коммунальной сфере: заключено около 860 концессионных соглашений, или свыше 70% от общего портфеля. В лидерах — теплоснабжение (порядка 450 проектов), водоснабжение и водоотведение (350).

Среди наиболее известных примеров — комплексная программа «Вода Ростова», которая реализуется с 2004 года и оценивается в 37 млрд рублей. Инвестором выступает компания «Евразийский». По оценке президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, это один из самых масштабных проектов в сфере ВКХ не только в РФ, но и в Восточной Европе. Первый его этап был реализован в 2013 году, построено или реконструировано 28 объектов, вложено более 4,7 млрд рублей. Аналитики констатируют: за последние 2-3 года в ЖКХ произошел рывок, связанный с привлечением частных инвестиций. И в тех регионах, где работают концессионеры, наблюдается качественное улучшение показателей: аварийность в теплоснабжении снизилась на 47%, а потери — на 18%, в водоснабжении, соответственно, на 21% и 14%. «Коммунальное хозяйство — самое привлекательное для инвесторов, — подтверждает исполнительный директор Центра развития ГЧП Максим Ткаченко. — Еще несколько лет назад в этой сфере практически не было концессий, а сегодня из более чем 850 проектов 13% реализуется по частной инициативе».
На данный момент концессионные проекты в ЖКХ имеют 35 регионов РФ. Больше всего их в Татарстане (123), Кировской (73), Тамбовской (46), Ростовской (37) и Омской (34) областях. Эксперты подсчитали, что средний срок реализации коммунального проекта — 10 лет, и только около 9% концессий заключается более чем на 15 лет. Значительная доля соглашений подписана с муниципальными властями и только 11 — с региональными. Средний объем инвестиций составляет 155 млн рублей.
Отдельная ниша государственно-частного партнерства — социальная. Министр спорта РФ Павел Колобков сообщил, что с 2006 года в стране было построено 52 тыс. спортивных объектов. «Основным инструментом развития отрасли стали государственные инвест-программы, дальнейшие же перспективы невозможны без перехода на механизм ГЧП», — считает он. По сведениям председателя межведомственной рабочей группы по вопросам развития ГЧП в сфере физической культуры и спорта при Правительстве РФ Дмитрия Свищева, планируемая окупаемость типового ледового комплекса стоимостью 250 млн рублей — четыре года. В качестве успешного примера ГЧП он назвал центр водных видов спорта, открытый в Ростове-на-Дону. «Сейчас готовится программа по строительству в городах страны 40 таких объектов», — уточнил Свищев.

Достаточно перспективное направление — ГЧП в сфере культуры. Сегодня этот сегмент представлен 33 проектами, оцениваемыми в 2,5 млрд рублей. По оценке специалистов, сумма не такая маленькая, учитывая, что соответствующие проекты реализуются в основном на муниципальном и региональном уровне. В прошлом году подписано соглашение о сотрудничестве между Центром развития ГЧП и музейно-выставочным центром РОСИЗО, направленное на выработку совместных предложений о создании публичной инфраструктуры в сфере культуры. Как рассказал директор РОСИЗО Сергей Перов, в частности, речь идет о строительстве нового здания РОСИЗО-ГЦСИ на Ходынском поле. «Идея партнерского инвестирования в долгосрочные проекты, в том числе в социальной сфере, — дело благородное и в перспективе, если появятся правовые и финансовые механизмы, реализуемое», — высказал мнение замминистра культуры РФ Александр Журавский. Представители Центра развития ГЧП прогнозируют, что сформированная за последнее время законодательная база будет способствовать дальнейшему росту количества проектов, реализуемых в тандеме «государство — бизнес». Павел Селезнев выделил пять основных трендов рынка в 2017 году. Первый — увеличение числа муниципальных концессионных проектов в социальной сфере и сфере благоустройства территории, не предусматривающих существенного бюджетного участия и гарантий публичной стороны, в основном в отношении объектов социально-бытового обслуживания, парков, скверов, домов культуры, кинотеатров и проч. Второй — укрупнение коммунальных концессий. Третий — запуск автодорожных концессионных проектов в регионах, которые претендовали на средства, полученные от сборов системы «Платон». Четвертый — расширение перечня объектов концессионного соглашения (например, имущество, необходимое для обслуживания государственных информационных систем, арендное жилье и т. д.), а также утверждение перечня объектов сельскохозяйственной инфраструктуры, в отношении которых возможно заключение концессий. Пятый — существенное увеличение географии применения концессионных механизмов в стране. «В проектах, реализуемых на принципах ГЧП, конечным потребителем является население, поэтому все они являются социально и политически емкими, — уверен Павел Селезнев. — Именно по этой причине заказчиком проектов выступает государство, которое должно защищать интересы потребителей. Если они довольны, значит, проект успешен. Но только надо помнить про то, что объективная оценка эффективности проекта иногда может стать очевидна не через год и даже не через два после его запуска».