Вестник. Поволжье

Струны русской души

Струны русской души

Музыка нас связала...

Как любой вид искусства, музыка воспитывает в нас лучшие качества, пробуждает любовь к жизни, природе, Отчизне... Музыка обладает сильным воздействием на человека, таким, что он остается преданным ей на всю жизнь. Глубинка подарила России много талантливых музыкантов. Воспитываясь в высоконравственной среде, жадно насыщаясь духовностью, они старались выразить все богатство в семи нотах, мастерски задевая тонкие струны человеческой души.

Струны русской души

Нота трагедии
25 декабря 2016 года культурная общественность понесла невосполнимую утрату. По дороге в охваченную войной Сирию, где не один раз культурным десантом высаживались Валерий Гергиев с симфоническим оркестром Мариинского театра, десятки артистов театра, кино и эстрады, погиб Академический ансамбль песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова. Авиакатастрофа, произошедшая под Сочи, унесла жизни 64 артистов и главного военного дирижера России, художественного руководителя ансамбля генерала-лейтенанта Валерия Халилова, возглавившего коллектив в мае 2016 года. 25 декабря во всех российских регионах был объявлен траур, многие культурные мероприятия были отменены. «Невероятная трагедия для нашей культуры. Прервалось что-то очень важное, великое, незаменимое. Когда и как оно будет восстановлено — не известно», — сказал знаменитый дирижер Владимир Федосеев. Почти за 90-летнюю историю ансамбль стал одним из самых ярких символов России, объехав с гастролями более 70 стран мира. Патриотическая песня наделена большой силой. В тяжелые минуты она поднимает дух, возвращает силы, зовет к подвигу. Именно такими были залихватские военные песни разных исторических эпох — простыми, конкретными, насыщенными сильными эпитетами.

Струны русской души

Музыка Победы
Известный советский композитор, уроженец Козьмодемьянска (Республика Марий Эл) Андрей Эшпай подарил стране прекрасную песню «Москвичи», которую написал спустя 10 лет после Великой Победы для Марка Бернеса.
Эшпай был композитором, для которого не существовало двойных стандартов. Он писал великолепную киномузыку, песни, которые становились шлягерами, но при этом сочинял серьезнейшие произведения в академических жанрах. И в академической музыке, и в «легкой» музыке он оставался самим собой. Его стиль был узнаваем всегда — и в песне «А снег идет» на стихи Евгения Евтушенко, и в музыке к фильму «Адъютант его превосходительства», и в Концерте для кларнета и струнного оркестра с арфой и литаврами. Эта профессиональная честность была свойственна Андрею Яковлевичу во всем: и когда он был председателем жюри конкурса Чайковского и выступил с резкой критикой ангажированности некоторых членов жюри, и когда он высказывал свое мнение по поводу системы преподавания в музыкальных вузах. Вероятно, его смелость и независимость формировались еще в те годы, когда он, окончив пулеметное училище и курсы военных переводчиков, воевал на Первом Белорусском фронте и 9 мая 1945 года встретил в Берлине.

Из воспоминаний А. Эшпая: «Шли годы. Накапливался духовный опыт, осмысливалось пережитое, а боль от утраты старшего брата Валентина и гибели друзей не утихала. Мы жили на Большой Бронной в полуподвале. К нам ходили через окно. Вот и Марк Бернес так пришел. Громко крикнул через подоконник: «Марийцы здесь? (Мой папа — мари, он и его двоюродный брат Палантай — основоположники марийской профессиональной музыки.) Есть слова, нужна музыка!» Я прочитал текст и был буквально ошеломлен. Поразительное совпадение! Все, о чем писал незнакомый мне тогда поэт Евгений Винокуров, было у меня в жизни! И сонная Висла, и весенняя сырая земля, и улица — Бронная... Брат Валя, который не вернулся с войны, погиб под Ленинградом. А мама все ждала и ждала его возвращения до последних своих дней... Была даже девушка, которая не дождалась...» Боевой путь отважного разведчика лейтенанта Андрея Эшпая отмечен государственными наградами: орденом Красной Звезды, медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией», польской медалью «За Варшаву, 1939-1945 гг.». Именно на фронте Эшпай осознал свое истинное призвание, почувствовал непреодолимую тягу к музыкальному творчеству. На творчество Андрея Эшпая повлияли и народные традиции: «Я начал с обработки народных песен и в этом смысле продолжил главную линию творчества своего отца. Позже марийская песня и вообще фольклор вошли в мою музыку в более свободной и обобщенной форме... Это, быть может, звучит парадоксально, но чем художник национальнее, тем он индивидуальнее. В наш век, когда музыке угрожает конформизм, обезличенность, национальный признак становится одним из главных охранительных факторов самого искусства».
Андрей Эшпай — автор музыки к более 50 фильмам, написал 14 симфоний, 2 концерта для фортепиано с оркестром, 4 концерта для скрипки, мюзикл, но по-настоящему народным и близким его сделала песня «Москвичи». До сих пор она находится в активном репертуаре многих современных исполнителей.

Струны русской души

Музыка детской чистоты
Как показывает жизнь, такие человеческие ценности, как патриотизм, верность долгу, гражданственность, уважение к старшим, нужно воспитывать с детских лет и сознательно пропагандировать в подростковом возрасте. Сами детские композиторы зачастую по-особенному влюблены в музыку. Например, биография известного композитора, автора многих детских песен из кинофильмов Евгения Крылатова, уроженца Пермского края, — яркое тому подтверждение. Он автор музыки к более чем 140 фильмам — документальным, художественным и мультипликационным.
Крылатов вырос в семье, где музыку очень любили и понимали. Его отец — музыкант-самоучка, а мать — прекрасная певица. Крылатов успешно окончил Пермское музыкальное училище и решил продолжить учебу в Москве. В это время им было создано большое количество сочинений в разных жанрах: симфоническая, камерная, эстрадная музыка, музыка для драматического театра, радио и телевидения. Но особенно плодотворно его творчество в кинематографе. Его песни «Лесной олень», «Крылатые качели», «Три белых коня», «Прекрасное далеко» давно живут своей жизнью. Без них не обходится ни один тематический вечер в детском саду, любой музыкальной или общеобразовательной средней школе. В дуэте с известным поэтом-песенником Юрием Энтиным написано более 70 песен. По сей день их связывает крепкая дружба. Они словно два добрых волшебника, которые через песни воспитывают российских детей.

Сам Евгений Павлович не считает свои песни чисто детскими: «Это скорее песни о детстве. О добре и зле. О гуманности, о любви к ближнему, о воспитании добрых чувств у людей всех возрастов. Я никогда не писал специально адаптированную музыку для детей, в ней скорей отражен мир и душа детства, которое навсегда остается с человеком, если он, конечно, остается человеком». В советское время государство уделяло большое внимание художественному, нравственному воспитанию детей. В детской музыке работали композиторы, которые не были только лишь детскими композиторами, а были музыкантами широкого диапазона — все с высшим консерваторским образованием.

В процессе работы над песней часто бывает, что музыка меняет форму стихотворения, и тогда требуется дополнительная работа над стихами. Это нормальный процесс, и даже великий русский поэт Евгений Евтушенко, с которым Крылатов тоже сотрудничал на протяжении многих лет, всегда шел навстречу творческому процессу.

При написании музыки для детских кинофильмов важно быть еще и с режиссером на одной волне. И здесь Евгению Павловичу тоже везло. Фильм «Гостья из будущего» снял замечательный режиссер Павел Арсенов, который тонко чувствовал смятение детских душ в трудный для них переходный возраст. Дети, подростки, которые снимались у него, его сильно любили. Киноперсонаж Алисы Селезневой, созданный Арсеновым и воплощенный на экране 12-летней московской школьницей Наташей Гусевой, для миллионов советских школьников стал культовым.

Струны русской души

Музыка веры
Немецкий пианист Рудольф Кюндингер, в 1855-1858 гг. преподававший игру на фортепиано Петру Чайковскому, с сожалением констатировал отцу мальчика: «Музыкального таланта нет, для музыкальной карьеры он не годится». Позднее Кюндингер с сожалением писал: «Если бы я мог предвидеть, кто выйдет из него, то вел бы дневник наших уроков».
Оперы «Воевода», «Ундина», «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта». Балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и множество других блестящих произведений... Творческое наследие русского композитора Петра Ильича Чайковского представляет собой ценный вклад в мировую музыкальную культуру. Он является одним из выдающихся лириков и драматургов-психологов в музыке, углубившимся в психологический анализ сложных и противоречивых явлений жизни.
Сразу после окончания училища правоведения Петр Чайковский, уроженец Воткинска (Республика Удмуртия), поступил на службу в министерство юстиции. Но вскоре решил целиком отдаться музыке, променяв хорошее жалованье чиновника на кутарки подающего надежды музыканта.
1870-е годы в творчестве Чайковского — период творческих исканий; его привлекают историческое прошлое России, русский народный быт, тема человеческой судьбы. В это время композитор пишет оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро», Вторую и Третью симфонии, фантазию «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром и т. д.
Тогда же обращается к написанию церковной музыки. Для церковно-певческого дела в России, как в практике исполнения, так и в сочинительстве, до конца 1870-х годов был характерен утвердившийся на рубеже XVIII-XIX вв. концертный западно-итальянский хоровой стиль. В храмах было распространено европеизированное церковное пение, а вкусы православных прихожан формировались произведениями Дмитрия Бортнянского и других композиторов, сочинявших русскую церковную музыку в итальянской или немецкой традиции.

В основанном в 1864 году Обществе древнерусского искусства, членом которого стал Петр Ильич, в связи с тенденцией возвращения к национальным музыкальным традициям была создана комиссия для исправления нотных книг богослужебного пения. Религиозно-эстетические взгляды Чайковского проявились в его стремлении внести практический вклад в национальную церковную музыку: «Я хочу не столько теоретически, сколько чутьем артиста до некоторой только степени отрезвить церковную музыку от чрезмерного европеизма». В основе сочинения и исполнения церковной музыки, по его мнению, должны быть ясность, искренность и сдержанность выражения, рождающие благоговейное восприятие.

Музыка будущего
Поиск новых музыкальных форм, звучания, мелодизма всегда волновал композиторов разных лет. В 2015 году одним из ярких событий культурной жизни Республики Татарстан стала премьера оперы «Черная палата» молодого композитора Эльмира Низамова. Сюжет основан на старинной татарской легенде о том, как войска Тамерлана захватили город Булгар. Произведение было удостоено республиканской театральной премии «Тантана» в номинации «Событие года». Также оно вошло в лонг-лист «Золотой маски» сезона 2014-2015 гг. В свои 27 лет Эльмир Низамов, уроженец Ульяновска, является автором большого количества камерно-инструментальных, симфонических и хоровых произведений, романсов и песен, музыки к театральным постановкам и кино.

Останавливаться на достигнутом молодой композитор не собирается. Он активно продвигает в массы идею нового татарского музыкального театра, зрителями которого станут ценители экспериментальных или авангардных опер, оперетт, рок-опер и мюзиклов. «В Казани сейчас негде посмотреть качественную оперетту или мюзикл. Скажем, мой «Алтын Казан» не вписывается ни в один из существующих театров, потому что это мюзикл. Для театра оперы и балета им. М. Джалиля это не тот жанр. Мы живем «на контрасте», и вся музыка прошлых эпох — давних и недавних, не говоря уже о современной, является частью сегодняшней жизни. Кстати, для меня магистральной линией все-таки являлись бы новые сочинения — мои и моих коллег... Мы — это целое поколение. У меня сердце обливается кровью, когда я вижу потенциал своих талантливых коллег, их возможности, притом, что как раз своим-то искусством они почти не занимаются. Так... концерты, подработки. Мы, татары, не настолько большой народ, чтобы разбрасываться своими кадрами. Я считаю, будет большой ошибкой, если нас всех вместе не соберут и не дадут возможности работать в одном театре. Например, на последнем показе «Черной палаты» Рузиль Гатин так играл, так пел! Он просто со своей стороны решил показать, на что способно наше поколение». Наследие — это невидимая связь между потомками. Очень хорошее сравнение привел ученый Владимир Яковлев, который соотнес поколения с морскими волнами. Он говорил, что если сравнивать историю с мировым океаном, а каждого индивида с каплей этого океана, то поколения в таком случае будут волнами этого океана. Они торопятся, набегая друг на друга, поднимаются высоко вверх, а потом стремительно падают вниз. И так за разом раз. Так и в жизни. Одно поколение сменяется другим, но именно то самое «океанское» прикосновение помогает передать самые важные и жизненно необходимые ценности от одних людей к другим. 
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!