Свадебные традиции у каждого народа разные. Но только по форме. Суть ритуала — в официальном сообщении миру о том, что два любящих сердца решили объединиться в семью, обрести родительское счастье. Сегодня представители разных народов обставляют свадьбу в строгом соблюдении канонов, которых придерживались их предки.
Свадьба — обряд, символизирующий заключение брачного союза. Практически у всех народов он включает ритуальный выкуп и переезд невесты из дома родителей в дом жениха, обмен подарками, свадебный пир. Со свадьбой у всех народов связано множество поверий, примет и обрядов. У верующих свадьба сопровождается религиозными обрядами: в христианстве — венчанием, в исламе — никахом.
Абсолютно у всех народов центральные фигуры свадьбы — жених и невеста. Немаловажные действующие лица — гости: родственники со стороны жениха и невесты, друзья, коллеги, важные персоны. Неизменный атрибут мероприятия — свадебный распорядитель или тамада, который следит за его проведением, предоставляет слово гостям, определяет порядок выступления артистов, объявляет конкурсы, игры и т. д. Иногда государственная регистрация брака у христиан сопровождается религиозным обрядом венчания. Но чаще это отдельный формат соединения двух сердец, который проводится в любой другой день или даже год.
Как правило, современная свадьба — это прямая трансляция древних традиций и устоев, которые в прошлом соблюдались со всей строгостью и по разработанным когда-то канонам, смысл или цель которых сегодня уже никому не известны. И остается только догадываться, почему за невесту нужно что-то отдать, зачем во время свадьбы нужно есть и пить, почему все участники церемонии сначала плачут, а после радуются и гуляют. В современной свадьбе появились и новые традиции: первый танец молодоженов, танец с родителями, продажа свадебного торта… Остается неизменным одно — жених и невеста хотят поделиться с родными и близкими своим решением, поэтому и устраивают шум на всю округу, который на протяжении сотен веков на разных языках зовется свадьбой.
Татарская свадьба
В день свадьбы родители невесты забирают будущего супруга из его дома и отвозят в специальный дом (кияу эйе) к будущей жене. Раньше для этого специально строили временное помещение, сейчас — снимают номер в гостинице или отдельную квартиру. Здесь же должна проходить первая брачная ночь.
Свадебная процессия прибывает к кияу эйе. Родственники и друзья невесты не пропускают жениха, пока он полностью не выплатит калым. Ведет выкуп тамада. Татарский свадебный никах проводится либо в мечети, либо в доме невесты. На церемонии присутствуют мулла, молодожены, близкие родственники новобрачных. Обряд длится около часа, проводится в тишине при закрытых дверях. После завершения официальной церемонии начинается длительное празднование татарского свадебного торжества — туя, после которого жена переезжает в дом мужа.
Даже на современных свадьбах принято соблюдать традиционные обычаи во время встречи будущих родственников. Ритуал помогает невесте проявить свои лучшие качества жены и хозяйки, родителям жениха — продемонстрировать доброжелательство к невестке.
Свадебное застолье проходит с большим количеством разнообразных национальных угощений. Особое значение придается ритуальной подаче, разделке еще нескольких татарских свадебных блюд. Гульбадия — закрытый свадебный пирог с различной многослойной начинкой (мясо, рис, творог, изюм), который изготавливается на заказ перед самым торжеством. Также подается чак-чак — традиционная татарская сладость, состоящая из обжаренного теста с медом.
Башкирский обряд
Решение о женитьбе детей в Башкортостане традиционно принимали родители (как правило, детям тогда было не более пяти лет).
В древности у башкир проводился обряд «сыргатуй» — помолвка будущих молодоженов. Когда приближалось время обручения, семьи начинали тщательную подготовку к торжеству: собирали приданое, шили богатые наряды, готовили дом к приезду гостей, вели переговоры о калыме. Мать невесты получала в качестве выкупа за дочь лисью шубу, отец — две лошади, причем вторая предназначалась для свадебного угощения. Отец в ответ дарил молодой семье деньги и скот.
Обряд бракосочетания проходил дома, молодые до свадьбы часто даже не виделись. Для заключения брака и записи в метрической книге приглашался мулла. После уплаты свадебного калыма жених со своими родственниками приезжал за женой в дом тестя. Тот заранее готовился к приезду жениха, устраивая традиционный праздник — туй, длящийся три дня. Богатые родители устраивали борьбу, скачки, игры, застолье.
Если раньше торжество проходило с размахом и длилось на протяжении недели, то современная башкирская свадьба проводится намного скромнее, без соблюдения всех традиционных обрядов и приданого. После оформления в ЗАГСе и обмена кольцами современные молодожены едут на машинах к памятнику Салавату Юлаеву в Уфе или к памятнику В.И. Ленина в Салавате, или к любому другому монументу, который находится в городе, где проходит торжество. В последние десятилетия стало хорошей традицией снимать фильмы о свадебной церемонии на память.
Кировские традиции
Свадебный обряд в Кировской области — масштабное многоэтапное действо, наполненное обрядовыми песнями и причитаниями, сценами словесного и песенного фольклора, играми и конкурсами. Пением наполнены все этапы свадьбы: обручение, девичник, приезд жениха, свадебное застолье. Особый интерес и ценность представляют свадебные хоровые причитания, которые исполняются девушками на девичнике или во время благословения невесты.
В наши дни кировская свадьба включает те же элементы, только в несколько модернизированном формате: сватовство, договор — вечер, на котором договариваются о времени «пропивок», когда пьют вино и пропивают невесту. Здесь же назначается день свадьбы. Далее проходит обручение — вечер накануне девичника, когда впервые начинают звучать свадебные обрядовые песни. А после организуется обрядовая баня, когда невеста с подругами идет в баню вечером, накануне девичника. Утром свадебного дня проходит девичник, а после в дом невесты приезжает жених, и начинается гулянье.
В прошлом после такого гулянья в доме невесты свадебный поезд отправлялся в церковь на венчание. Ныне это торжественная церемония бракосочетания в ЗАГСе, а после — свадебный пир с танцами, конкурсами и играми.
На второй день свадьбы все отправлялись утром «будить молодых» и продолжали свадебное застолье.
Обряды на Вятке
Обряд бани был неизменным атрибутом свадебных церемоний во многих регионах. На Вятке эта традиция называлась белой баней. Она должна была проходить вечером перед свадебным днем или утром в день бракосочетания.
Невеста ходила в баню вместе с подругами. Считалось, что кто первый воды успеет налить, тому и счастье будет. Это своеобразный аналог европейской церемонии бросания букета невестой. До свадьбы невеста и ее подружки должны обязательно горько плакать. Если невеста не плачет или недостаточно усердно, то счастливой семейной жизни не будет. На Вятке был еще один важный обязательный ритуал: прежде чем увидеть невесту в свадебном платье, жених должен пройти все испытания, которые приготовили подружки невесты. До того как жених прошел испытания, он невесту в платье видеть не должен. Это считается плохой приметой. А уж когда все испытания пройдены, тогда жених должен найти невесту в доме и не отпускать ее от себя до самой ночи. Этот свадебный элемент дошел до наших дней и соблюдается в строгом порядке.
Суан Марий Эл
Марийская свадьба — настоящий кладезь обрядов и фольклора: марийцы надевают самые красивые одежды и украшения, исполняют народные песни и танцы, играют на народных инструментах, готовят национальные блюда и молятся.
Свадьба (суан) проходит и в доме жениха, и в доме невесты. Утром родители жениха оповещали всю деревню об этом и собирали свадебный поезд из 20 подвод. Девушек на эту церемонию никогда не брали. Участникам присваивались различные чины: суанвуй (глава свадебного поезда), кугу венге, пурашвате, пурашмарий. В обязанность последних входило оберегать жениха и невесту.
В свадебный цикл входят три периода: предсвадебный — от смотрин до свадьбы, свадебный и послесвадебный — этап вступления молодых в семейную и трудовую жизнь. Вопрос женитьбы сына решался старшими членами семьи.
Самостоятельный выбор невесты — недопустимая вольность.
В каждой этнографической группе мари были выработаны особые свадебные обычаи и собственная свадебная символика. Некоторые из них сохраняются и в наши дни. Здесь и сегодня прослеживается культ плодородия, почитания предков, огня, воды, семейно-родовых святынь.
Мордовские свадебные причуды
Вплоть до XIX века браки в Мордовии часто заключались между молодыми людьми со значительной разницей в возрасте. Причем старшей по возрасту в паре и у эрзян, и у мокшан была жена. 25-27-летние невесты выходили замуж за 12-14-летних подростков. Это объяснялось бытовой целесообразностью. Родители девушки старались удержать ее в отчем доме как можно дольше как помощницу по дому. А родители жениха желали как можно быстрее получить в дом лишние женские руки.
Свадьбы проходили с большим числом религиозных обрядов. Отец жениха совершал жертвоприношение мордовским языческим богам. С принятием христианства — просто молился, мазал хлеб медом и ночью ехал к дому невесты. Оставив его у ворот, стучался в окно дома и быстро убегал. Мужская родня девушки бросалась в погоню: если догоняла свата, то возвращала хлеб, если нет — невеста считалась просватанной.
Мордовская свадьба обычно длилась до четырех дней. Проводили обряды наречения невестки, представления молодой жены умершим родственникам, «хождение молодухи» по домам друзей и родных мужа, а в завершение — ритуал «моление лепешек»: на столе молодая раскладывала хлеба, а все члены семьи просили хранителя дома принять и полюбить ее.
Нижегородский союз
В культуре Древней Руси свадьба была ярким событием в жизни общины, это было не просто торжество, в него был заложен особый религиозно-магический смысл. Рождение новой семьи отмечалось торжественно и празднично. Ничего не изменилось и сегодня. Большинство населения региона — русские христианского вероисповедания. Но в сценарии их празднеств до сих пор просматриваются славянские корни. Однако смысл многих свадебных ритуалов, доживших до наших дней, уже утерян. Древние славяне поклонялись божествам, стараясь вымолить у них расположение к новой семье. Торжество в честь соединения двух судеб у славян призвано было защитить молодых от злых сил, отвести порчу и сглаз. Например, фата считалась оберегом и скрывала невесту от злых духов, а подружке и другу будущих супругов предписывалось одеваться похоже и неотступно находиться рядом с молодыми, чтобы запутать духов, и те не могли их узнать и причинить вред. Кроме того, считается, что фата символизирует непорочность, чистоту, невинность. Этот атрибут наряда большинство невест надевают и сейчас, независимо от смысла, который в нем видят.
В современных нижегородских свадьбах остались позади ритуальные танцы вокруг костра, обливание водой. А вот обряды сватовства, помолвки, венчания существуют и в наши дни. Современные молодожены все чаще узы брака освящают в церкви.
Свадебный пир и пропой невесты — неотъемлемая часть старорусского обряда. С тех пор как свадьбы стали справлять в городах, появился и новый обычай — когда свадебный кортеж посещает местные достопримечательности. В костюмах молодоженов не осталось ничего национального. Раньше невеста была в красном — это символ жизни, а жених — в белой рубахе. Современное пышное платье с фатой для невесты и костюм для жениха пришли в Россию из Европы.
В проведении мордовской, марийской и русской свадьбы все еще существуют общие правила и обряды: венчание в церкви, встреча молодой пары хлебом-солью у дома жениха, осыпание хмелем, зерном. В целом сценарий свадебных церемоний мало чем отличается среди регионов, где преобладает та или иная религия: христианство, ислам, буддизм и др.
Свадьба в Удмуртии
Яркой особенностью бракосочетания у удмуртов считается большой промежуток времени, который проходит между этапами бракосочетания. Порой этот период может длиться от пары недель до нескольких месяцев. Это обусловлено сложностью подготовки церемонии: сватовство (ныл куран), праздник в доме жениха (ярашон), пир у невесты (сюан), переезд невесты к супругу. После сватанья обязательным этапом считался сговор, на котором присутствовали жених, невеста, их родители и родственники. Обсудив все важные моменты по поводу проведения пиров, размера калыма, приданого, мама девушки выносила каравай и масло, а отец жениха клал несколько серебряных монет в масло — и невеста считалась посватанной. В первую осень после свадьбы родственники мужа вместе с женихом и невестой отправлялись забрать обещанную в приданое скотину. Это заключительный этап, после которого завершался цикл свадебных обрядов.
Чувашские свадебные пиры
Свадебные традиции чувашского народа имеют древние корни. Обязательный ритуал — калым за невесту, который возмещает затраты на свадьбу, помогает молодым материально обустроиться. Свадебный процесс от сватовства до брачного ритуала занимал несколько недель. В наши дни этот срок также соблюдается. В день свадьбы проходит церемония прощания невесты с отчим домом. Жениха усаживают на специальное место, приходят гости, начинается застолье и выводят наряженную невесту, которая поет традиционную чувашскую песню с причитаниями. После ее увозят в дом суженого. Пока свадебный кортеж добирается до дома жениха, проводится множество обрядов, включая изгнание злых духов. В доме мужа пару обязательно кормили жидкой яичницей на молоке, эта традиция на свадьбе символизировала счастливую семейную жизнь.
После того как молодые побывают на брачном ложе, новоиспеченную жену по традиции посылали за водой. Она должна была набрать ведро воды из любого источника и принести в дом. При этом золовка трижды пинала полное ведро ногой, а молодая должна была набирать вновь, только на четвертый раз ей давали унести воду. После проведения всех обрядов гости пировали еще сутки, и на этом чувашская свадьба заканчивалась.